Герой

Герой.

Медленно теряя сознание, он вспоминал, что с ним происходило.

Алексей Громов был обыкновенным для своего возраста парнем. Закончив девять классов в средней школе, получил аттестат, теперь перед ним встал вопрос: что делать дальше? Лёшка, как и большинство сверстников не любил рано вставать и идти в школу, поэтому предпочитал учебникам и парте - улицу и турник. Когда он пошёл устраиваться на работу, везде отказывали: "Иди, парень, подучись. Исправь оценки, тогда приходи". Принимали только на грязную, низкооплачиваемую работу. Но такой вариант Лешу не устраивал. Ему пришлось идти в десятый класс, подтягивать свои знания. За два года он не только стал разбираться в таких ненавистных предметах, но и полюбил их. Выиграл множество окружных и городских олимпиад по физике, математике, спортивных соревнований, став чемпионом края по рукопашному бою. Теперь Лёша верил в свои силы, ему хотелось получить высшее образование. Подав заявление в ВУЗ, на факультет с очень высоким конкурсом, принялся усиленно готовиться. За уроками он проводил всё свободное от сна и еды время. Когда пришла пора вступительных экзаменов, ничего не предвещало беды. Он провалился на том предмете, который знал лучше всего. Не успев осознать своё поражение, словно хищники на ослабленного зверя, накинулись военные из военкомата.

У Леши был весенний призыв, и второй возможности поступать не было. Оставалось только одно - скрываться на время призыва. Так он и сделал: всю зиму, по первому требованию, посещал нелюбимую организацию, а с объявлением призыва исчез. Поселился у тети, в пяти минутах ходьбы от здания военного комиссариата. Военные с милицией, как и полагалось, приезжали домой, где получали ответ: "Не знаем, уехал на заработки, наверное, на север" Оставалось искать призывника-уклониста по всей необъятной Родине. И нашли, когда в пять утра постучали в дверь. Тетю оттеснили трое в форме. Так, еще спящим его нашли военные и на машине с мигалкой увезли.

Комиссар, грязно выругавшись, открыл личное дело и принялся рассматривать огромное количество грамот, психологических тестов. Закончив исследовать документы, сказал:

Громов, ты же умный парень. Жалко мне тебя. Не был бы ты уклонистом, служил бы где-нибудь при штабе, в теплом местечке. Даже в казарму бы не приходил, жил бы прямо там. А теперь, в тюрьму, а после нее в армию. Не буду писать в деле, что уклонялся от призыва, но в теплое место не отправлю. Вот смотри, диплом чемпиона края по рукопашному бою. Пойдешь в воздушно-десантные войска или в тюрьму?

В ВДВ.

Правильный выбор! Все равно бы туда отправил.

А зачем тогда спрашивали?

Чтобы думал, что у тебя есть выбор.

Так его плечи украсили погоны рядового.

Первое время Алексею не нравилось жить по распорядку дня, пища вызывала отвращение. Но ожидания увидеть в части дедовщину, которая с первого дня начнет избивать защитников Родины, явно не оправдались. Служившие второй год воевали в Чечне, а те, кто остался, оказались не такими уж плохими ребятами. Армия дала ему возможность заниматься спортом в прекрасных условиях столько времени, сколько было необходимо. А когда познакомился с другими солдатами и старшинами, служить своей Родине ему понравилось. В городе, где он жил те, кто прыгал с парашютом, становились героями, и Лёшка после возвращения домой, присоединится к ним.

Он вспоминал с усмешкой тех, кто говорил как плохо там за высоким забором с колючей проволокой в одних и тех же сапогах два года.

После распределения внутри части Алексей оказался в роте особого назначения, задача которой: "Находить и уничтожать врага, а так же всё остальное". Его научили владеть всеми видами оружия и водить транспорт от самоката до военного самолёта.

Служба шла великолепно, но, не успев отметить год жизни в части, им объявили о новом витке антитеррористической операции в Чечне, и они отправляются туда наводить порядок.

Когда выезжаем? - кто-то задал всех интересующий вопрос.

Через два дня! - ответило командование.

Эти слова прозвучали как приговор. Праздная жизнь в части закончилась: с лиц солдат исчезли улыбки, все стали соблюдать распорядок дня, офицеры пытались не замечать провинности рядовых, оставляя их один на один с их мыслями. Нетрудно догадаться, о чём они думали, но никто не попытался сбежать или закосить.

Товарищи десантники! Разошлись по вагонам! Ша-гом марш! - прозвучал приказ командира части. - Надеюсь, вернётесь. Буду ждать...

Поезд отправился, отстукивая грустную чечётку по рельсам, и надежда на отмену поездки канули в небытие. Бойцов везли под конвоем, как заключённых приговорённых к смертной казни. Но охрана была излишней не оттого, что никто не хотел сойти с поезда на первой остановке, просто остановок было всего две: начальная и конечная, а между ними поезд мчался в полную силу.

Громов, ты знаешь, куда едет этот поезд? - обратился к Лёше его прямой начальник.

Нет! Товарищ старший лейтенант Кротов!

Зови меня просто Рома. Мы отправляемся в ад, если придётся рисковать жизнью из-за меня, то хочу чтобы ты сделал это ради друга, а не ради командира. Ты принимаешь мою дружбу?

У Кротова не было друзей. Он всегда был, замкнут в себе, с тех пор как вернулся с Первой Чеченской войны. Лёше рассказывали, что раньше он был весёлым парнем, тем кого зовут душой компании, а когда вернулся, поклялся отомстить.

Ну, как принимаешь?

Да!

Леха, ты хочешь выжить?

Ну, ты спросил. Угадай с первого раза.

Тогда запомни одно правило - стреляй во все что движется, - его лицо искривилось, пытаясь изобразить улыбку.

Но шрам от правого уха до левой щеки не дал такой возможности.

Знаешь, откуда у меня такое лицо?

На гранате подорвался. Ну, так в части говорят.

Да, захотел в героя поиграть и взять боевика в плен. Живым. Это стоило жизни двум пацанам. Они погибли из-за меня. Надо было пристрелить шакала, он был без оружия. Хотел взять его, а он гранату. До сих пор не знаю, откуда она взялась. Ребята стали между мной гранатой, а боевик сбежал. Потом взяли одного, узнали, что зовут беглеца Шамиль. Никогда не забуду его безумные глаза.

Басаев?

Ну, ты придумал! Тот не воюет, а приказы отдает. Ладно, забыли, выпить хочешь?

Ближе к обеду Алексей проснулся со страшной головной болью. И первое, что он услышал:

Что похмелье? На, выпей таблетку, пройдет. Через час приедем, надо быть в форме. Говорят, будет встречать сам генерал.

Через какое-то время все бойцы стояли в строю на плацу и приветствовали генерала.

О, повысили козла в звании, - проговорил Кротов. - В прошлую войну полковником был.

Ты его знаешь?

Да, мерзкий тип. Но сейчас скажет интересную вещь. Тебе понравится.

Товарищи военнослужащие! Я рад вас приветствовать сегодня здесь, - прозвучал генеральский голос. - Хочу выразить особую благодарность присутствующему полку ВДВ за то, что все без исключения вызвались добровольцами! Вы настоящие сыны Родины!

Это он про нас, - объяснил Кротов.

Нет, я не вызывался в добровольцы.

Вызывался, тут все вызывались, только никто об этом не знает.

На следующей неделе в полк пришла директива и роте капитана Орлова, где служили Рома и Леша, приказали взять по контроль участок дороги в предгорье. Алексей надеялся, что их не отправят бегать с автоматом по горам. Но их отправили в место, где идут бои с наибольшими потерями. Десантник расстроился, но пытался собраться с мыслями, хотя это было не просто. Прямой противоположностью оказался старлей, он радовался возможности пострелять, пел песни и кричал, что вернулся отомстить. Даже шрам не мог скрывать ликование. Тот Кротов, которого Лешка знал в части, ушел в прошлое и похоже навсегда.

Местом назначения роты Орлова была единственная уцелевшая после налета авиации дорога в этом районе. Боевики, загнанные в горы могли покинуть окружение только здесь, иначе бы им пришлось бросить всю технику и бежать маленькими разрозненными группами, что в большинстве случаев оказывалось неудачным решением.

Рота остановилась на самом удачном для отражения атак месте. На разделе леса и поля расположился, вымытый одним из многочисленных мелких притоков Терека, овраг. На севере в лесу устроили свои многочисленные засады боевики, или как по устоявшийся традиции их называли духами. Слева от дороги, в лесу, рассекалось непроходимое болото, поэтому ожидать атаки с той стороны бессмысленно, как и укреплять оборону. Два окопа по десятку бойцов, несколько укрепленных дзотов в тридцати метрах от оврага и дублирующий через двадцать метров от них. Последний был повыше, и все могли принимать бой одновременно. На дороге установили три КПП через определенное расстояние. Основные силы окопались к западу от дороги, где духи все-таки могли перебраться через реку. Командный пункт установили в самом высоком и безопасном месте, там же остались все остальные десантники не занятые дежурством. Лешка попал в окоп на востоке от дороги около леса. Спецы считали безопасным то место, но Громова не покидало чувство тревоги, запавшее в душу со времени приезда в этот ад.

Нас атакуют! - прокричал Федоренко, стоявший рядом с Алексеем.

Где? Пригнись, убьют.

Шутк а-а-а-а.... - сказал Паша, падая на бок.

Паша, вставай, - нагнувшись, подать руку, Лёша увидел, что пуля пробила голову его друга. - Атака!

В подтверждение этих слов раздался взрыв машины подъехавшей к КПП, такой мощности, что от него и двух дзотов прикрывавших его осталось одно название.

Громов, стреляй. Они повсюду! - кричал лейтенант.

В бою, видимо, участвовали все силы боевиков. Нападение началось с оврага и дороги. Но основные силы пробирались сквозь болото, подтверждая свои намерения выстрелами из миномётов. От взрыва снаряда Алексей упал, но быстро поднялся и, оглянувшись, он увидел разорванное тело товарища. Снаряд взорвался около него.

Рома, что с тобой? - спросил Лёша у Кротова. - Помощь нужна?

Стреляй! Я просто ранен. Сейчас поднимусь, присоединюсь.

Ещё несколько взрывов раздалось в окопе. Лёша лежал на земле. Вокруг него остались только трупы и лужи крови. В нескольких метрах лежал лейтенант.

Громов, ты выживешь. Это приказ, - прокричал он, пытаясь подползти поближе.

Пытаясь встать, Кротов заметил упавшую между ним и Алексеем гранату.

Громов, для меня была честь воевать с тобой плечом к плечу, - сказал старший лейтенант Роман Кротов, накрывая гранату своим телом.

Нет, зачем?

Четвёртый пост, доложите обстановку. Четвёртый пост, почему не отвечаете? - разрывалась рация. - Отвечайте.

Несколько метров прополз Алексей, оставляя кровавый след, взял рацию:

Докладывает четвёртый пост. Все укрепления разрушены, я последний кто выжил.

Кто говорит?

Рядовой Громов.

Ты сможешь держать оборону?

Да. Но с моим ранением не долго. Руководи, капитан, я не вижу куда стреляю.

В этот момент из окопа вылетел снаряд по атакующим, нанеся большой урон группе боевиков.

Левее, правее. Отлично, левее, - доносился из рации голос капитана Орлова.

Всё, капитан, снаряды закончилась. Не волнуйся, живым я не сдамся, - сказал Лёша, доставая гранату. Выдернув кольцо, сжал руку, не давая выскочить чеке. - Если духи ворвутся, руку расслаблю и всё.

В глазах Алексея предметы стали растворяться в тумане. Он заполнял пространство сильнее и сильнее. Из белизны стал вырисовываться силуэт в чёрном плаще и капюшоне.

Ты пришла за мной?

Нет, просто посмотреть. Ты ещё многое должен успеть.

Алексей потерял сознание. Когда пришёл в себя, он видел всё тот же туман.

Я в раю?

Нет, - расстроил Алексея чей-то голос. - Но мед. сёстры создают такое впечатление.

Туман рассеялся, и глаза Громова увидели солдата с перевязанной головой, который отвечал ему.

Нет, нет, не вставайте Вам нельзя, - подбежала красивая девушка в белом халате.

Всё-таки я в раю, - сказал Алексей, приятно улыбаясь, мед. сестре.

Тем временем в Москве президент вызвал начальника генерального штаба генерала-армии Петренко.

Генерал, я тут недавно думал, как в Чечне воюет наша армия.

Хорошо, товарищ верховный главнокомандующий, успехи на всех фронтах.

Но есть же герои, а мы их не поощряем никак. Давайте посмотрим, кого к наградам представили.

Полковник Артемьев из ВДВ, второй раз все солдаты вызываются добровольцами на войну.

Интересно, хотя бы один сам вызвался? Следующий.

Капитан Орлов из полка Артемьева. Руководил боем, с боевиками численно и качественно превосходящими его роту, пока не подоспела авиация.

Так, это ближе, а как те, кто отличились особо в том бою.

А, один солдат, - отмахнулся генерал.

Поподробнее, - сказал президент, нахмурив брови.

Да, это же девятнадцати летний пацан. Какой из него герой?! У него даже военного образования нет.

Поподробнее, - на лице президента выразилось негодование, - солдат - основа нашей армии. А Вы его не уважаете!

Через два дня в госпитале человек в черном костюме разбудил Алексея.

Что тебе надо? Не трогая меня!

Я выполняю свою работу, не мешай.

Какую работу? Ты не доктор.

Я из охраны президента.

Какого...

Российского... - и наклонившись к рации, добавил. - Он чист, зеленый свет.

Стремительным шагом к десантнику подошли три человека.

Извините, что не встаю, врачи запретили, - оправдывался Алексей перед президентом, министром обороны и новым начальником генерального штаба.

Я ознакомился с вашим делом, - начал верховный главнокомандующий, - и подписал приказ о награждении вас Героем Российской Федерации.

Добро пожаловать в литературный клуб А. Немова
www.johnic.narod.ru


Рецензии
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.