Реальная виртуальность

Вряд ли историкам будущего удастся  со всей точностью воссоздать портрет нашей эпохи. Написанный невидимыми красками, он и для нас становится всё менее осязаемым. Если до наших дней сохранилось великое множество материальных памятников, помогающих представить себе жизнь наших предков, то человеку третьего тысячелетия придётся иметь дело исключительно с памятниками виртуальными, да и то только в том случае, если дальновидный летописец бережно перенесёт их на надёжный носитель.

   А как же быть с той информацией, которая находится буквально в подвешенном состоянии, то есть существует исключительно во всемирной электронной сети? Увы, ей уготована жалкая участь. Не раскопает будущий Шлиман засыпанный временем сайт, не коснётся его рука покрытых вековой пылью веб-страниц, а прозорливый Шампольон грядущей эпохи не станет расшифровывать непонятные кодировки, потому что ни сайты, ни страницы не выдержат испытания временем и сотрутся из памяти следующих поколений также быстро, как стирает ненужную информацию команда «Delete». Наши потомки создадут свои электронные памятники, которым тоже не суждено будет пройти сквозь столетья.

   Человечество изобрело удобные, простые в использовании и способные хранить тонны информации носители, но оно не позаботилось об их долговечности. Что менее подвержено разрушительному влиянию времени: пирамида Хеопса или трёхдюймовая дискета? А ведь задача о того и другого одна— донести некое послание…

   Станут ли наши электронные сообщения той берестяной грамотой новгородского посадника, по которой мы воссоздаём облик древнерусского государства, а историки будущего создадут картину нашего времени? Что будет храниться в музеях и галереях, если сейчас активно развивается веб-арт, то есть сетевое искусство? Что мы будем читать? Печатные газеты и журналы неизменно обречены на вымирание, им на смену придут электронные версии. Тоже самое произойдёт и с книгами. Уже сейчас существуют сетевые библиотеки, в фондах которых содержится множество электронных книг.

   А станут ли писатели сетевыми, то есть пишущими исключительно для интернета? Определённая тенденция к этому прослеживается. В настоящее время в Рунете (Российском сегменте всемирной сети) существует несколько электронных литературных журналов, где малоизвестные и вообще не известные писатели могут разместить свои произведения. Зарегистрироваться и публиковаться в таком журнале может каждый независимо от степени одарённости и мастерства. Именно поэтому рядом с поистине выдающимися произведениями иной раз встречаешь и такие, автор которых решил, очевидно, просто побаловаться литературкой.

   На фоне всего этого бурно развивается такое явление как сетература, то есть литература для сети и про сеть. Человек, не знакомый с премудростями интернета, вряд ли в полной мере постигнет замысел сетературного произведения. Хотя на настоящий момент процент произведений исключительно сетевой тематики ничтожно мал. 

   Казалось бы, не совсем электронной становится литература:  интернет-журналы призваны отобрать лучшие произведения сетевых авторов, перед которыми, возможно, раскроются двери издательств. Другими словами, сетевые журналы— это некая промежуточная точка между неизвестным писателем и серьёзным издателем, заинтересованным в публикации достойных произведений. 

   Стоит ли говорить, что на бумагу в таком случае попадёт только конечный вариант рассказа, повести, романа. Никогда не увидят свет рукописи автора, потому что их попросту не существует. Мы не узнаем, какие изменения претерпел замысел произведения, потому что никогда не откроется компьютерный дневник писателя. Останется неизвестной его переписка с друзьями, потому что велась она via e-mail— по электронной почте.

   Всё то, что было высечено в камне, выдолблено в дереве, нацарапано на бересте и дошло до наших дней, мы должны сохранить, но хранить вечно не  можем. Рано или поздно сравняются с землёй пирамиды ацтеков, обрушится Парфенон, скроется в песках Долина царей, обвалится Колизей… Время— необратимый процесс. Истлеют от старости древние письмена, папирусы, пергамены, книги… Их место будет пустовать: нам не удастся материализовать созданную нами виртуальность.


Рецензии
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.