ФОМА разговоры начистоту

Эти слова - для ищущих в жизни смысла. Для тех, кому душно от одной мысли, что мы существуем ПРОСТО ТАК, НЕ-ЗАЧЕМ - как причудливое сочетание атомов, клеток и тканей. Смириться с этим человек никак не может. 

Внутри, в душе, расцветает свой "микро"-КОСМОС, возникают невыразимой глубины чувства, образы, мысли. Человек ощущает, что переживания его необыкновенно важные... Но окружающий мир остаётся равнодушен, как равнодушен и страшен бывает лес, в котором ты заблудился...

Мир противопоставляет нашему теплому "космосу" ледяное КОСМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО, пространство безразличной к нам природы, и мы слышим дявольский смех: это мир смеется над нашей надеждой, что у жизни есть некий смысл.

И многие люди сдаются, и сами - своим равнодушием, неверием, гонкой за земными (часто сомнительными и даже страшными) благами как будто бы подтверждают тщету душевных стремлений...

Но сдаются не все. Внутренний мир ведь не умирает, а значит далеко не каждый человек сможет примириться.

Помните, в сказке: "Пойди туда- не-знаю-куда и принеси то-не-знаю-что"? Вот и мы часто, с каждым днём пододвигаясь к своей черте, все-таки ищем, ждем, надеемся...

...А тем временем мимо, по берегу Генисаретского озера идет Он. Плещет вода, светит солнце, рыбаки тянут к берегу свои сети - и оглядываются на Него. А Он, поравнявшись, чуть замедляет шаг и говорит рыболовам странную фразу:

- "Пойдемте со мною, и Я сделаю из вас ловцов человеков"...

Люди стоят, замерев с сетями в руках, и смотрят на Него. В них за одно мгновение происходит удивительная работа. Они не то чтобы понимают, они просто ЧУВСТВУЮТ, что не пойти за Тем, Кто позвал их, - значит потерять некую уникальную возможность - понять, в чем (или в Ком?) заключается смысл их земного существования.

Бывает любовь иррациональная, с первого взгляда - и на всю жизнь. Ты вдруг понимаешь, что этот человек для тебя очень важен, ты готов всем пожертвовать ради того, чтобы быть с ним. Обычно это любовь к мужчине или женщине, к своему ребенку, к отцу и матери... Но Кем был Тот, вслед за Кем, побросав свои сети, бросились бывшие рыбаки - будущие апостолы? Спросили бы их самих тогда - кто знает, смогли бы они вам ответить?..

Они мучались этим, как и мы мучаемся сейчас. На мгновение их ослеплял Свет, потом следовало заблуждение. Когда они видели воочию чудеса - торжествовали; когда Христа распинали - они бежали и прятались. Двое даже предавали Его... Почему? Да потому, что они были такие же люди, как и мы с вами. Они боялись, они СОМНЕВАЛИСЬ. Да, были чудеса, но потом-то было и Распятие...

А что поддерживало их? - только глубокая любовь к этому Человеку; только странное Его пророчество о Воскресении; только неизбывная ЖАЖДА УЗНАТЬ, зачем они пришли в этот мир, зачем жили и шли за Ним.

И мы тоже сомневаемся. Нас столько раз обманывали, что мы стали очень недоверчивыми. Нам бы какого-нибудь чуда, откровения - тогда мы готовы поверить!

Например, апостол Фома - "неверующий" - он ведь сомневался в том, что Иисус воскрес? И тогда Христос Сам явился к нему и сказал: "Подай руку твою и вложи в ребра Мои (там у Христа осталась рана от римского копья) и не будь неверующим, но верующим". Фома увидел, протянул руку и - "Господь мой и Бог мой!" - поверил навсегда!

Но, может, и мы поверим, если увидим - пусть Он придет...

Стоя у Голгофы, люди смеялись и кричали: если Ты Бог - сойди с креста! Смеялся даже один из казнимых, висевший рядом с Иисусом. Страшный смех! ...Он не показал им никакого чуда. И после того как воскрес, почему-то не явился ни Понтию Пилату, ни первосвященникам. А вышел настречу Марии, потом явился Луке и Клеопе на дороге в Эммаус, потом большинству апостолов.

Наконец, пришёл к "неверующему" апостолу Своему - Фоме... А следом - к Своему яростному врагу, гонителю христиан Савлу и обратил его "из Савла в Павла" - великого христианского проповедника и мученика.

Почему именно к ним, а не к другим пришел Он?

Чем особенно неверие Фомы? Что общего у Христа с Его гонителем Савлом?..

Полвека назад жил в Сан-Франциско парень из семьи протестантов, Евгений Роуз. Как и многие "рассерженные" американцы 60-х, он испытал кризис веры, увлекался "востоком", с восторгом читал Ницше. У него была странная привычка: ночью обходить побережия, далеко за городом, углублясь в темные леса или взбираясь на скалы.

И его друзья вспоминали, как напиваясь от отчаяния, он кричал с этих скал в чёрное небо: "Если Ты есть, уничтожь меня, втопчи в Свой ад, но я хочу Тебя увидеть! Если Ты есть - приди и сотри меня! Если Ты есть..." 

Фома ЛЮБИТ. Он всем сердцем желает, чтобы Христос не был мертв. Он только не может переступить через свои сомнения, но его любовь жива (хотя сколько трагического в этой его любви, лишенной веры)! И Фоме СОВСЕМ НЕ ВСЕ РАВНО, воскрес Христос или нет. Для него это вопрос всей жизни, разгадка смысла, путь к истине... И Христос является ему, хотя и укоряет за маловерие.

А Савл (Павел) - вначале горячий противник христиан - разве он, даже сражаясь, не ищет Истины, не жаждет ее? Нет, Христос знает, что Савл искренне ищет правды - и является, чтобы помочь ему. И на вопрос Савла "кто Ты?" - отвечает. Потому что этот вопрос задает ЖАЖДУЩИЙ ЗНАТЬ ПРАВДУ.

Так было и с нашим американцем. Он стал православным монахом, и на горе Платина построил скит и прожил там, молясь, короткую, но памятную жизнь. Ради правды он готов был отдать ВСЁ...

А многим нужна правда?

Христа всё допрашивали. Кто Ты? О Чём учишь? Зачем спрашивали? Многие фарисеи - намеренно, чтобы уличить Иисуса в ереси, отдать под суд и уничтожить. Понтий Пилат - просто так, даже без любопытства: "Что есть истина?" - спросил и даже не дожидаясь, будет ли ответ, вышел... А Истина не откроется равнодушному, самодовольному, успокоенному.

И наши слова не для таких людей, им это не поможет.

Но если, гневаясь и терзаясь, обходя впотьмах этот чёрный лес без смысла и отклика, мы всё-таки искренне хотим разобраться; если мы, верим, по крайней мере, в то, что вся наша жизнь зависит от Ответа на наш отчаянный и безумный Вопрос - возможно, Истина явится и нам.

Как когда-то давным-давно Сам Христос явился истерзанному сомнениями Фоме.

Чтобы тот, наконец, поверил...

Москва, 1995 г.


Рецензии
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.