Графоманы русской сети статья из журнала планета internet, февра

АВТОР: Юрий Перфильев
lyury@rocich.ru
http://www.rocich.ru


Графоманы  русской сети. (Планета INTERNET, февраль 2002)

Приносит чукча, в редакцию свой роман, но редактор после прочтения отказывается опубликовать этот шедевр:
- Вам бы надо классику почитать: Пушкина, Тургенева, Толстого... А чукча отвечает:
- Чукча не читатель, однако! Чукча — писатель.
Старый анекдот.

Всякий образованный человек, умеющий читать и писать, в конце концов должен решить для себя: так что же все-таки делать — читать или писать?
А. Кнышев. Тоже книга

Вспомнили анекдот советских времен про чукчу-читателя и чукчу-писателя? Это и про нас с вами. Про пользователей российского Интернета. Кто-то выкладывает в Сеть материалы, а кто-то потом их читает или на них смотрит. Переиначив крылатую фразу о солдате и генерале, можно сказать применительно к Интернету:
плох тот пользователь, который не мечтает внести в онлайновое дело свой посильный вклад.
Только не говорите, что со времен школьных сочинений никогда не пробовали свои силы на благодатной ниве писательства! Наверняка писали и письма, и романтические стихи или что-нибудь еще в этом роде. У кого-то это получалось лучше, у кого-то хуже. Кому-то в итоге даже удалось реализовать себя на писательской ниве, и его детективы в популярном и удобном для чтения в метро формате теперь раскупают в книжных магазинах. Кто-то строчит статьи для газет и журналов. Ну а кто-то пишет заметки «в стол» или публикует их на своем персональном сайте в Интернете, мечтая о том, что когда-нибудь его талант, такой единственный в своем роде, будет замечен критиками, что лет так через тридцать его имя встанет в один ряд с Пушкиным или хотя бы будет упомянуто в школьном учебнике по литературе.
В доинтернетовское время опубликоваться было довольно сложно: редакторы, окончившие всякие там литинституты и факультеты журналистики или филологии, как правило, обмануть себя не давали. Но для настойчивого графомана все же было несколько способов хоть как-то засветиться. Например, попасть в какой-нибудь второразрядный сборник стихов или рассказов молодых авторов. Такие книги издательства рассылали по обширной библиотечной сети. И там, на библиотечных полках, сборники благополучно покрывались пылью — до того момента, пока не приходило время для списания и сдачи в макулатуру Вторым способом бытовой творческой самореализации в «самой читающей стране мира» (и — без преувеличения! — самой пишущей) были так называемые письма читателей (из серии «Дорогая редакция! Я...» — ну и так далее, сами знаете), которыми заваливали редакции всех советских газет и журналов. Некоторые периодические издания отводили для таких писем целые полосы и даже иногда готовили специальные выпуски. Тут надо сказать, что в СССР вообще была хорошо налажена двусторонняя связь между редакцией и читателями, так как в деле построения коммунизма прессе отводилась едва ли не ключевая роль.
В Интернет-изданиях функции обратной связи сейчас выполняют специальные форумы или гостевые книги, где каждый может написать все, что душе угодно. А в ряде печатных изданий теперь стало модным публиковать в специальном разделе, который обычно называется либо «Письма в редакцию», либо «Нам пишут», выдержки из электронной почты и форумов своих сетевых версий.
Эпистолярный жанр «Здравствуй, дорогая редакция...» процветает и поныне, зато сборники произведений хороших молодых авторов куда-то подевались. Хотя теперь выпустить сборник собственных произведений может за определенную плату любой автор, даже самый бездарный. (Правда, и распространять тираж он в таком случае тоже будет самостоятельно: сам пишет, сам издает, сам читает.)
Опубликовать же свое произведение в Интернете сегодня вообще проще простого. Надо лишь чуть-чуть разбираться в HTML или хотя бы уметь сохранять страницы в этом формате в Word (а если воспользоваться конструкторами персональных страниц на Narod.ru или Вооm.ru то получится еще проще). И тогда владелец персональной страницы будет и сам себе редактор, и сам себе корректор, и сам себе издатель, и... сам себе читатель тоже, так как при этом, скорее всего, других читателей, кроме автора и его терпеливых знакомых, не будет: простые способы раскрутки сайтов (регистрация в каталогах и поисковых машинах, размещение ссылок в форумах, рассылки и т. д.) вряд ли обеспечат более или менее приличную посещаемость сайта, а значит, и читаемость размещенных там текстов. Ведь для писателя популярность его произведений означает признание его таланта, а это творческому человеку важнее всего (иногда, правда, после денег).
Нередко в Рунете персональный сайт превращался в довольно крупный интернет-проект. Немало таких примеров и в области интернет-литературы, которую сразу же обозвали «сетературой» (далее без кавычек. — Авт.), чтобы отделить от обычной, бумажной. Одним из самых распространенных жанров сетературы поначалу были так называемые веб-обзоры. Именно на них выросли многие известные ныне российские сетераторы, из которых мало кто имеет филологическое или хотя бы журналистское образование. Да и сейчас написание веб-обзоров — наиболее простой и доступный путь к локальной славе (хотя бы в пределах Сети).
Довольно быстро объединение российских сетераторов, которых поначалу было не так уж и много, породило ряд известных Интернет-проектов в области литературы (точнее, все той же сетературы). Такими проектами были, например, уже почивший «Журнал.ру» (www.zhurnal. ru) с «Ежедвижением» (www.ezhe.ru) и литературным конкурсом «Тенета». Из всего этого затем вырос при поддержке Фонда эффективной политики «Русский журнал» (www.russ.ru), который стал своего рода клубом для российских сетераторов всех мастей и жанров. За честь публиковаться в нем считали и считают многие так называемые «отцы Рунета».

«Русский журнал» — это, наверное, наиболее известный в Рунете пример создания сетевого сообщества, хотя и довольно специфического.
Единство сетературного Рунета продолжалось недолго — до массового прихода пользователей в Сеть, которым местные литераторы были не особо интересны. Интернет для обычного юзера всего лишь инструмент. И как теперь пренебрежительно и беспамятно говорят авторы «Русского журнала», в Рунет пришли графоманы. Сетература стала массовой, а не келейной. Именно массовость — один из главных критериев успешности большинства Интернет-проектов: чем больше посетителей, тем больше хитов (то есть просмотренных страниц), тем больше рейтинг и тем больше показов баннеров на ресурсе. Так причудливо в Интернете сошлись желания писателей и издателей:
первым нужно большое количество читателей своих текстов, а вторым — хорошая посещаемость Интернет-проекта. Хозяева современного графоманского сетературного проекта в результате получают практически бесплатный контент, которым пользователи сами наполняют ресурс. И в Рунете довольно быстро появилось больше десятка различных проектов, предоставляющих авторам место для размещения собственных произведений.
Но у массовости есть очень большой недостаток количество, как правило, не переходит в качество. Именно это позволяет — и подчас справедливо — авторам ранних контент-проектов (хотя эти авторы начинали в общем-то так же, как и многие нынешние графоманы от сетера-туры) пренебрежительно относиться к творчеству своих более молодых коллег. Роль редакторов таких графоманских ин-тернет-проектов сводится, как правило, всего лишь к администрированию проекта. Ни о какой редактуре, корректуре и цензуре (за исключением, как правило, текстов порнографического и религиозно-националистического   характера) речь вообще не идет. Поэтому наряду с довольно низким стилистическим уровнем в сетературных текстах есть еще и огромное количество орфографических и пунктуационных ошибок. Кроме всего прочего, многие сетевые авторы активно используют в своих текстах ненормативную лексику, считая это проявлением духа продвинутого андеграунда.
На самом же деле большое количество читателей на графоманских серверах — обычно лишь видимость. Регулярно читают графоманов в основном только такие же графоманы. В результате каждый сете-ратурный проект в лучшем случае представляет собой относительно стабильное Интернет-сообщество, которое держится только на постоянном притоке новых авторов. Да и то, как показывает практика, на всех графоманских проектах Рунета печатаются в основном одни и те же люди, с одними и теми же текстами, которых, правда (и людей, и текстов), становится больше по мере роста самого Рунета. Отдельные особенно активные сетевые авторы даже успели засветиться практически на всех графоманских сайтах.
Конечно, и среди графоманов встречается немало талантливых людей, а на графоманских сайтах попадаются довольно интересные произведения. Но отыскать что-то стоящее среди большого количества литературного мусора подчас довольно трудно, а то и невозможно.
Графоманские проекты Рунета
Самым крупным и известным российским Интернет-проектом, предоставляющим место авторам для их произведений, является сервер «Стихи.ру» (www.stihi. гц), где по состоянию на декабрь 2001 года свыше 12 000 авторов разместили около 170 тысяч своих произведений — в среднем по 100-500 произведений в день! Это один из самых первых графоманских проектов в российском Интернете, он начинался несколько лет назад на сервере... сексуальных меньшинств Gayru. Там он существовал как раздел, предназначенный для продвижения произведений преимущественно молодых и талантливых авторов, притом изначально не ставивший своей целью привлечение массовых пользователей. Это был своего рода небольшой литературный клуб, где все авторы знали друг друга и даже организовывали свои встречи не только в он-лайне, но и в реальной жизни, выпускали небольшие сборники своих произведений. Довольно резкая смена владельцем и автором проекта ориентации со специального на массового пользователя привела к тому, что из тех, кто первоначально публиковался в литературном разделе на Gayru, в нынешних «Стихах.ру» не осталось практически никого.
К настоящему времени этот проект разросся до целой серии литературных сервис-проектов: кроме сервера «Стихи.ру», где любой желающий может размещать поэтические произведения, к ним еще относятся проекты «Проза.ру» (www.proza.ru — для авторов прозаических произведений) и «Хи-Хи.ру» (wwwJii-hi.ru — для авторов анекдотов и-юмористических произведений). Все три проекта выполнены примерно в одном ключе и являются для Рунета классическими примерами графоманских сайтов. Это своего рода библиотека, где любой может получить место для своих произведений на виртуальной полке: после регистрации автор получает личную страницу, на которой читатели проекта смогут увидеть информацию об авторе и список его произведений. Кроме того, все произведения также распределены по разделам — в зависимости от жанра произведения. Попадая на «Про-зуру», «Стихи.ру» и «Хи-хи.ру», пользователь фактически оказывается в электронной библиотеке с алфавитным и тематическим каталогами, а также внутренним рейтингом авторов и произведений.
Процедура размещения текстов на «Стихи.ру» упрощена до принципа drop and paste. To есть текст нужно скопировать и вставить в специальную форму Разместивший свой текст автор получает довольно полную статистику по читаемости своих произведений, которая используется и хозяевами ресурса для рейтингования авторов и произведений.
Проекты «Проза.ру», «Стихи.ру» и «Хи-Хи.ру» построены так, что читаемость текстов того или иного автора зависит от его собственной активности на сервере. Для повышения читаемости текстов здесь часто используются так называемые рецензии, которые любой пользователь проекта может написать на любой размещенный на сервере текст. В результате в зависимости от числа размещенных текстов, количества их читателей и написанных рецензий каждый автор получает баллы, которые помогают определять Пушкиных и Достоевских местного производства. Добавьте к этому для полноты картины проводимые иногда конкурсы, а также специальный скрипт «Помощник поэта», который две любые строки автоматически дополняет до четверостишия: две строки автора, строка, например, от Пушкина да еще одна чья-нибудь строка из базы данных — и стихотворение готово! Как отнес ся бы тот же Пушкин к этому изобретению, живи он в наше время, стоит только догадываться. Еще один интересный сервис, предлагаемый «Прозой.ру» и «Стихами.ру», — это «Случайная ссылка», которая ведет на случайно выбранное произведение на сервере.
Графоманские проекты «Проза.ру», «Стихи.ру» и «Хи-Хи.ру» входят в серию проектов «Издат.ру» и фактически представляют собой тесно интегрированный литературный портал, куда также входят проекты «Классика.ру» (www.klassika.ru). где размещены произведения более 400 известных российских прозаиков и поэтов, «Литер.ру» (www.liter.ru). представляющий собой информационный литературный сайт и рейтинг литературных сайтов с серией ежемесячных конкурсов, а также собственно сервер «Издат.ру», предлагающий услуги полиграфии и помощь в издании произведений. «Издат.ру» поддерживает и сетевую версию клуба настоящей поэзии «Пиит.ру» (www.piit.ru). членами которого могут стать в соответствии с уставом любые пользователи. Интернета, решившие опубликовать свои произведения на страницах сервера. Это своего рода элитарная часть «Стихов.ру».
Проектов, подобных «Прозе.ру» и «Стихи.ру» (то есть своего рода электронных библиотек самодеятельных авторов), в Рунете довольно много (см. таблицу 1). В чистом виде подобную электронную библиотеку современных авторов представляет журнал «Самиздат» (zhurnal.lib.ru). входящий в состав «Библиотеки Мошкова» (www.lib.ru). Но в отличие от «Прозы.ру», здесь свободное размещение текстов для новых авторов ограничено одобрением модераторов. А в целом механизм тот же: регистрация, страница автора, простое размещение текстов, тематический и алфавитный каталог произведений, рейтинги, комментарии, простой дизайн... В рамках «Библиотеки Мошкова» существует также еще и специальный проект «Музыкальный хостинг» (mu-sic.lib.ru), предназначенный для авторов-песенников, которые могут разместить на сервере тексты и аккорды своих творений, а также трЗ-треки к ним.
Схожая с «Прозой.ру» и «Самиздатом» электронная библиотека для графоманов существует в виде одного из сервисов и на портале UserLine (lib.userline.ru). Но «Библиотека UserLine», в отличие от подобных проектов, предоставляет больше возможностей по форматированию текстов, поэтому разместить их на сервере можно двумя путями: через экспресс-форму для публикации простых и небольших произведений и через сложный моде-раторский интерфейс (так называемый «издательский офис»), предназначенный для размещения на сервере произведений со сложным форматированием и оформлением текста, включающим еще и иллюстрации.
Из других менее известных электронных библиотек, предоставляющих сервис по размещению текстов на своих страницах, можно упомянуть еще проекты молдавской «Народной литературной газеты» (www.top.md/narod) и «Свиспжру» (www.svis tok.ru). Особенно много в Сети поэтических электронных библиотек, среди которых кроме уже упомянутых «Стихов.ру» видное место занимают серверы «Поэзия.ру» (www.poezia.ru) и украинский проект «ТЕРМИТНИК поэзии» (www.termitnik.dp.ua). Правда, в «Поэзии.ру» существуют определенные ограничения:
это 50 стихотворений и 30 кб на одного автора.
«ТЕРМИТНИК поэзии» довольно активно сотрудничает со «Стихами.ру» и ежегодно выпускает сборники лучших произведений. Существуют и небольшие персональные сайты, предоставляющие такой же сервис — например, архангельский сайт «Стихи from Wind» (friends.pomorsu.ru/ schubin).
Кроме крупных электронных библиотек для графоманов существуют и небольшие проекты, которые обходятся без моде-раторских интерфейсов и не предоставляют авторам право самостоятельно размещать произведения на данном ресурсе. Это своего рода литературные клубы или электронные журналы, в которых размещение произведений происходит посредством электронной почты: автор отправляет свое произведение редакторам интернет-про-ектов, а те сами размещают тексты на сервере. Из таких ресурсов можно упомянуть литературно-музыкальный журнал «Литера» (journ.sd.ru/litera) и сайт «Самиздат - Россия» (www.ruizdat.f2s.com). Цитату с последнего стоит привести без правок и купюр: «Проект «Самиздат — Россия» родился под влиянием угнетающей обстановки в плане публикации своих произведений. Наш девиз — «Ваше творчество найдет отражение в душах людей» отражает наши цели. Мы существуем не ради какой то выгоды, а ради высоких идеалов и стимула развития творческих способностей каждого человека».
Также в Сети существует множество специальных небольших интернет-про-ектов, посвященных проведению различных литературных конкурсов. Это, например, сайты «Поэзия третьего тысячелетия» (konkurs.artinfo.ru) и «СтихиЯ» (www.stihij a.ru). На страницах последнего можно найти информацию о различных литературных конкурсах, среди которых есть общий конкурс стихов, конкурсы пародий, эпиграмм, иронических хайку и т. д.
Кроме графоманских электронных библиотек есть и другие сетевые проекты, где может в полной мере проявиться литературное творчество пользователей российского Интернета. Например, проект «Стенгазета.ру» (www.stengazeta.ru). Он представляет собой самомодерируе-мую ленту новостей и заметок, которые может разместить на сервере любой желающий, но только с указанием источника (откуда взята информация). Или сервер «Ранат» (www.fancity.ru). где любой фа-натеющий может не просто разместить информацию о своем кумире, но и написать о нем статью, разместить новости .собственного изготовления — создать своего рода мини-сайт, посвященный известному музыканту актеру, спортсмену, политику..
Но максимальные возможности по творческой реализации в литературе и публицистике предоставляют электронные проекты вроде «Русского журнала», только общедоступные. Из таковых в Ру-нете можно назвать молодежные интер-нет-издания Gibrid.ru и «Рабрика.ру» (www.f-abrika.ru). На первом ресурсе возможно по согласованию с редакцией ведение авторских разделов, а на втором — любой пользователь может завести собственную рубрику и размещать в ней все, что сочтет нужным. В отличие от электронных библиотек типа «Прозы.ру», тематика этих и подобных электронных журналов — публицистические статьи, а не прозаические произведения, хотя на той же «Рабрике» есть и специальный литературный раздел.
«Рабрика.ру» — это самомодерируемый молодежный электронный журнал, авторами которого являются обычные пользователи Интернета, пытающиеся найти свое призвание в сетевой журналистике. Центральная идея проекта — предоставить молодежи на страницах журнала возможность самостоятельного размещения информации по наиболее актуальным для нее темам. В отличие от электронных библиотек вроде «Прозы.ру», где авторские тексты, несмотря на все рейтинги и тематические разделы, лежат подчас мертвым грузом, на «Рабрике.ру» была предпринята довольно удачная попытка применить чисто журналистские приемы подачи текстов, принятые на всех основных информационных серверах Рунета. Здесь главный упор сделан на тематику текстов. В структуре сайта — 10 разделов, посвященных самым различным аспектам жизни молодежи и всего общества. Лучшие материалы рубрик постоянно анонсируются на главной странице проекта, а также в других разделах и регулярной почтовой рассылке. Автор, пишущий для «Рабрики.ру», имеет довольно широкие возможности по форматированию и оформлению текстов, проведению опросов и ведению собственного форума. И при этом вмешательство редакции минимально. Более того, лучшие авторы рубрик могут сами стать, например, редакторами разделов и потом определять редакционную политику не только своего раздела, но и всего журнала.
В общем, графоманам есть где развернуться в Рунете. И это, наверное, правильно. Каждый человек найдет, что сказать себе подобным. Кроме того, ведь не боги горшки обжигают. И уж тем более не боги пишут тексты в различных сетевых изданиях.

Проект......URL....Кол-во/сутки...Кол-во авторов...Кол-во произв-ий

Fабрика.ру…………….www.f-abrika.ru…….2500………600……….3000

Библиотека UserLine……………lib.userline.ru…-...800…….…3200

Народная литературная
газета…...www.top.md/narod…..100…….…100……….600

Поэзия.ру…………………………www.poezia.ru………..200………..150……..1000

Проза.ру…………………………www.proza.ru………1300……….3400…...20000

Самиздат……….………………….zhumal.lib.ru…………1500……...200……..14000

Свисток.ру……………………..…www.svistok.ru………….50……...100……...750

Стихи from Wind…………..friends.pomorsu.ru/schubin…….10……...35……….200

Стихи.ру………………………..….www.stihi.ru……………320….11500……165000

ТЕРМИТНИК поэзии………………..www.termitnik.dp.ua…….450…….1700…...19 500

Хи-Хи.ру……………………………www.hi-hi.ru………….400…..…..800…..…7000

Юрий Перфильев
lyury@rocich.ru
http://www.rocich.ru


Рецензии
Неплохой обзор информационного поля для пишущей публики. Не буду спорить, поскольку далеко не так хорошо, а точнее сказать, очень полохо, владею информацией в данной области. Но одно замечание всё-же сделаю. Рейтинг или количество читателей не всегда зависит от собственной активности автора. Нет сомнений, что при первых публикациях приходится обращать на себя внимание. При моих первых публикациях первые 4 читателя за полгода были для меня именинами сердца. И конечно, приходилось много читать и писать рецензий, чтобы хоть кто-то обратил на меня внимание. И если добавить, что я в принципе не вхожу ни в какие литературные сообщества, тусовки и т.п. компании, предпочитая собственное общество для интереса и собственную совесть для оценки качества своей работы, то каждый новый посетитель моей страницы был для меня событием довольно большое количество времени. Вообще же в то время Интернет и литературный сайт был для меня новой игрушкой и я самозабвенно в окунулась. Времени с тех пор прошло, игрушкой я наигралась. « Чукча-писатель» решил сделать перерыв (лет эдак на несколько), поскольку на сцену выполз чукча-лошадник, чукча-художник, чукча-преподаватель, чукча-вышивальщик и масса других чукч, которые развлекали меня гораздо больше. Короче, завела себе новые игрушки. И вот что забавно: читателей-то у меня не уменьшилось. А местами и временами их было просто валом. То есть моя страница на нашей с Вами графоманской прозе.ру всё время моего молчания жила своей жизнью, ко мне имеющей чисто мемориальное отношение. Забавный феномен. Тешу себя мыслью, что качество моей работы все-таки имеет к этому отношение. И это вселяет надежду: если дело действительно в качестве публикуемого материала, если к автору заходят даже в периоды его длительного молчания и полной пассивности, то не такой уж графоманский это сайт. А что в нашей литературе, в том числе Интернет-литературе, как и во всех сферах искусства навоза много – так на навозе только цветы и распускаются. На навозе же они и лучше заметны.

Snoz   12.07.2009 14:22     Заявить о нарушении

Совсем недавно сам стал выкладывать свои рассказы на сервере Проза.РУ, и то, что Вы написали, вселяет надежду. Дело в том, что я года три уже ничего не пишу - и писать пока не собираюсь. А выкладываю старое. Оно же, увы, не бесконечно. Поэтому если читают и потом, - как Вы говорите, видимо, с полным основанием,- то это греет душу ой как... Всех Вам благ и всего наилучшего! Геннадий

Геннадий Хлобустин   21.11.2010 05:24   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 23 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.