Знание и умение

Атеист. Может быть, важно не "знать", а "мочь"? Знание и умение - отнюдь не одно и то же. Можно уметь и не знать "как". А можно знать многое - думать, что знаешь, - и не мочь ничего.
 Знает ли женщина, что происходит в ней, когда она носит ребенка? Однако, она родит человека! - Нет ничего сложней этого, но сие происходит почти без всякого знания. Может ли сделать то же самый мудрый человек на земле, если он сам - не женщина? - Никакие знания мудрецу не помогут. Природа не знает себя, но она существует и развивается.
 Может быть, знания, как лишний груз, сковывают наши умения? Бесконечно приближаясь в своих знаниях к так называемой "истине", "знанию абсолютному", придем ли мы к нему хоть когда-нибудь? Может ли вообще часть познать Целое? Так ли это и важно?.. Возрастание наших знаний весьма относительно и условно - как конечное сравнивать с бесконечным? Достоверность их ограничивается избирательным нашим опытом, происходящим только в рамках необходимого, за пределы которого мы никогда не сможем попасть...
 Кто скажет: как много мы знаем на самом деле, каждый человек в отдельности и все человечество в целом? - Мудрецы говорят: почти ничего. А я Вам скажу: и не суть в этом знании!
 Сколько угодно мы будем перечислять то, что нам мало известно, начиная с самих себя, продолжая средой, окружающей человека, бесконечностью и вечностью субстанции и материи во вселенной.
 Знаем ли мы, что есть Целое? Мы не видим и даже не в силах представить себе какого-то окончательного предела ни в глубинах материи, ни в мега просторах вселенной. Может, мы знаем все бесконечное разнообразие соразмерных с нами вещей и явлений?..
 Не является ли история мира, природы, цивилизации не накоплением знания, как привыкли мы думать, а совершенствованием умения? - Это совсем другой взгляд. Кто будет отрицать нарастание умений природы, а потом человека в течение эволюции? То же мы полагаем и в неживой материи в нашем участке Вселенной до появления жизни. Не заключается ли развитие мира в возрастании умения у материи само организовываться во все более сложные и оптимальные структуры? Материя все лучше само организуется, но вряд ли знает сама, как это делает!
 Что в новых знаниях, которые каждый раз, с прошествием некоторого времени, оказываются лишь очередным заблуждением? Не знать важно, а мочь. Екклесиаст говорил: "Во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь." На это отвечу я: лишь умение никогда не доставляет разочарования человеку! Потому что, чем больше мы узнаем, тем все более понимаем, как мало известно нам - "нельзя объять необъятного". И, наоборот, новое умение, приобретенный навык, открывшаяся способность что-либо мочь - приносят пользу, доставляют удовольствие человеку даже без знания "как".
 Сколько примеров, когда имеются способности к чему-либо и невозможно их объяснить. Что же, человек не применяет эти способности?
 Мочь - быть значимым для всех: окружающих, общества, материи и Вселенной. Ничего не мочь - быть вовсе для всех бесполезным, никчемным, незначимым; зачем тогда нужны знания? Зерно растет, женщина рожает, хотя не знают они, как это делается, всего таинства происходящего в них. Даже умея расти и рожать, надо еще суметь это сделать. И главное, верно, - не стремиться познать, но все силы направить на то именно, чтобы - суметь!.. Не мочь - означает не быть; не знать - не значит не быть.
 Человечество обманывает себя в своей погоне за знаниями. Не знания нужны, а умения; именно новых плодотворных умений от людей ожидает материя. Знания, сами в себе, без человека, умеющего их применять, - бессмысленны и бесполезны. Сами себе они не могут ничего доказать.
 Поэтому искать умения, а не знания советую я каждому человеку. Надо уметь и мочь - и все будет по-вашему. Путь само цельного знания ложен, ищите уметь и прикладывайте умения.
 Кто помнит о тех, кто знал много? В истории остаются те, кто много суме; кто творил, не пытаясь поверять, расчленять "гармонию алгеброй".
 Надо развивать собственные способности: физические, сенсорные, интеллектуальные, "сверхъестественные". И учиться не знанию, а умению. Знание обманчиво и во многом излишне...

 Верующий. Прекрасно. Вы не подумали об одном только. Знания развились, как продолжение умений материи, на их основе - как новое умение формировать базу данных. Да, знания вторичны к умению. Невозможно каждому перепробовать все умения человечества натурально и уметь все. Но каждый может, просмотрев знания, выбрать из них и научиться избранному умению. Важно не отрывать одно от другого. Многие человеческие умения возможны лишь при наличии знания; а знания, безусловно, имеют смысл лишь тогда, когда они применяются в жизни. Хотя бы и редко.
 И вот что еще я скажу. Одни верят лишь в то, что узнают сами, и ищут узнать еще; другие же знают лишь то, во что учат их верить, и больше - знать ничего не хотят. Увы, сколь много последних!..


Рецензии
Спасибо за Ваш комментарий к замечаниям на "Самораскрывающаяся свобода". Интересный подход...

Вот только, не так уж много умений и навыков может освоить человек без знаний. Ходить, бегать, прыгать, рожать, есть, пить и т.п.? Но это ведь жизнь растений. Не так ли? А чтобы писать картины, работать на компьютере, принимать сложные роды, грозящие смертью ребенку или матери и невозможные без современного хирургического вмешательства и др.? Здесь тоже нужны умения и навыки, но базирующиеся на знаниях. Разве такие знания приносят печаль? Когда мы говорим "уметь" или "знать" нельзя абстрагироваться от того что именно "уметь" или "знать". И во имя чего уметь и знать. И не всегда, наверное, нужно отрывать эти понятия друг от друга. Лучше всего и "знать", и "уметь" :))Некоторые считают, что любить и быть счастливым тоже нужно "уметь". Кто-то умеет любить, а кто-то нет. И даже здесь могут частично помочь человеку знания - например, из области психологии, социологии, культуры, литературы. Недаром же, наверное, психотерапевты свою зарплату получают :))

Так мне кажется.... но я не сильна в философии как Вы...

Просто пытаюсь рассуждать :))


С уважением,

Авиэтта   14.05.2002 14:42     Заявить о нарушении
Как всегда поспешила!

Комментарий Ваш прочитала внимательно, а вот рассказ "Знания и умения" - бегло, через строчку. А сейчас перечитала более внимательно и заметила, что то что я написала в рецензии перекликается с тем что у Вас написано в конце рассказа, от имени верующего. Но не могу согласиться, что отрыв знаний от умений это атеистический подход. А как же практика всей нашей педагогики? Даже аббревиатура существует, всем педагогам известная - ЗУН: знания, умения, навыки и рассматриваются ЗУН в комплексе. Детей учат знаниям, формируют умения и добиваются приобретения ими устойчивых навыков. Особенно это важно в профессионально-техническом обучении. И еще. Все-таки, знания первичны, а умения - вторичны. Сначала нужно знать как делать, а потом учиться делать. Нужно, например, сначала пройти теорию вождения автомобиля, а потом садиться за руль. Не наоборот же! Хотя в зарубежной практике обучения существует и обратноый подход (в более безопасных сферах).

Авиэтта   14.05.2002 15:10   Заявить о нарушении
Я тоже не профессиональный философ. Просто думаю и записываю приходящие мысли. Все представленные на сайте работы – из книги «Свободный полет». Мысли свободный полет. Академическая философия не воспринимает такие работы при жизни авторов.
А с Вашими рассуждениями о знаниях и умениях я абсолютно согласен. Собственно, ими и заканчивается диалог – нельзя отрывать одно от другого. И ничто не должно быть давлеющим, иначе получится или, как Вы говорите, «растение», или же оторванный от земли «чистый разум». :))

С уважением,

Виталий Иванов   14.05.2002 17:31   Заявить о нарушении
Насчет первичности и вторичности у меня тоже есть. :)) Но абсолютно на все вопросы по-ка ответить не удалось. :)))

Атеист и верующий у меня – лица весьма условные, об этом пишу в предисловии к «Диалогам с самим собою».
http://www.proza.ru:8004/2002/04/29-89
На самом деле сторон моего «я» значительно больше.

Против ЗУНа ничего не имею, но учителем пока становиться не собираюсь… :))

С уважением,

Виталий Иванов   14.05.2002 22:23   Заявить о нарушении
Спасибо! Прочитаю.

Я тоже не педагог :))

Авиэтта   15.05.2002 11:22   Заявить о нарушении