Посвящение

"Моей Галатее, моей капризной Музе "мужского склада ума" с фейерверком трепетной любви посвящаю эти хулиганства."

Magnum


          "Врата   храма   Бога  Ра  в  Мемфисе.  Глубокий  сумрак. Величественное  существо  с  головой  сокола, излучающее таинственный  свет,  выступает из мрака в глубине Храма.Бог с величайшим презрением окидывает взором современную аудиторию  и  после  некоторой паузы обращается к ней со следующими словами:

     -   Молчание! Умолкните и слушайте меня вы, чопорные маленькие островитяне! Внемлите мне вы, мужчины, что носите на груди своей белый папирус, на котором не начертано ничего (дабы изобличить младенческую невинность мозгов  ваших). Слушайте меня вы, женщины, облекающиеся в
соблазнительные одежды, вы, скрывающие мысли свои от мужчин, дабы они верили, что вы считаете их сильными и могущественными повелителями, тогда как на самом деле в сердце своем вы знаете, что они неразумные дети." 
Бернард Шоу. Цезарь и Клеопатра

Б. Шоу (Стелле Патрик Кэмпбелл):.

"Все земное ранит мне душу. Пустяковые сложности вроде описанных, для меня ужаснее военных компаний Юлия Цезаря. Смотрите, Стелла, не запугивайте меня; Вы даже понятия не имеете, какой я  робкий. Женщины вообще не понимают, что за слабые пугливые создания мужчины."


После того, как 8 апреля 2003 года были обнародованы строки посвящения, автору поступила пара писем с недоуменным вопросом: "Как вы, уважаемый, представляете себе сочетание Галатеи и  Музы? Это же абсолютно несовместимо!"
Разве?!
Что ж, попробуем разобраться...
Тут я должен оговориться: речь пойдет о нас - мужиках!
Пропустим тот возраст, когда мы полагаем любовь делом исключительно гормональным. Но где-то после двадцати начинает подключаться сознание. И мы обнаруживаем, что _в_ нас уже сложился некоторый ОБРАЗ! Нам уже нравятся или не нравятся толстушки, мы уже жаждем или не жаждем умных и начитанных.... Мы изучаем или не изучаем гороскопы.... Кто-то освоил труды Леонардо и оценивает длину носа, форму губ, размер пальцев и обуви.... Мы _выбираем_! (Правда, и нас....выбирают!).

Но есть такие, кто остановился в своем развитии! Остался юношей навсегда! И у них есть всего два варианта любви: как Петрарка или как Бернард Шоу! Создать воображаемый образ и любить его! Ах, Лаура!  Она была его Музой! Нынче говорят - виртуальной.... или ментальной....
Древние, скорее всего, сознавали такие превратности развития. Иначе откуда бы взяться легенде о Пигмалионе и Галатее?
В наши дни эпистолярные романы  - дело широко распространенное. Но переписка Б. Шоу и Патрик Кэмпбелл, это даже не классика, это хрестоматия!  Да-да! Тогда-то, в 1912 году и появились Элиза "Делай по-маленькому" и полковник "Выбирай круг"! Действительно, все идет по кругу. И ваша ментальная Галатея остается вашей Музой лишь до тех пор, пока вы не повторите эксперимент Пигмалиона!

Вот, скажите на милость, чем знаменита Анна Керн? Кто, кроме узких специалистов, знаком с ее биографией, изображениями? ... Но она была Музой Великого Поэта! А "Болдинская осень"?! Кто вдохновил Его? Что мы о ней знаем? Один весьма известный литературовед в сердцах воскликнул: "Просто экзальтированная ****ь!" Ах-ах... Кого же мы любим? Кто, сам того не планируя, становится
нашими Музами? Но главное - почему? Что застит нам глаза? Увы! Всего-лишь - гормонально детерминированный ментальный образ!
Так, остановись мгновенье! Или - "Стой, дурашка! Куда ты?!"
Нет! Нас вновь и вновь тянет повторить "подвиг" Пигмалиона! И очередная Элиза Дулитл впадает в манию величия, не имея на то никаких оснований! А если ты у нее далеко не первый, то она еще и не без кокетства и экзальтации причислит себя к категории "стерв" и расскажет, как она лихо отделалась от энного твоего предшественника! И нет ей дела до этимологии! Стерва - падаль! Вот, что писал мичман Российского флота Владимир Иванович Даль: "СТЕРВА -  труп околевшего животного, скота; падаль, мертвечина, дохлятина, упадь, дохлая, палая скотина. Ныне корова, завтра стерва...."
И становимся мы орлами-стервятниками... Увы! И пытаемся не просто оживить окаменевшую костную ткань трупа слона, как Пигмалион, а прям-таки создать нового Голема - очередную Галатею! Так кто же они - наши Музы? Ожившие  ментальные образы или плоды нашей гормональной неуравновешенности?

И все же!
Мой кратковременный знакомый - художник, поэт, философ из Минска Симон Йоффе, этак небрежно возлежа на песочке Новосветского пляжа в Крыму, написал в адрес одной, ныне широко известной, писательницы  - детективщицы, а тогда лишь очаровательного подполковника милиции :

Какая грудь, мадам! А к ней - такие ноги!
Над ней, прошу прадон, такая голова!
Я стану плохо спать и вздрагивать в тревоге,
И сетовать судьбе, той, что всегда права...

Не суждено мне знать все то, что знают Боги!
И среди них - один, тот смертный, что едва
Себя продвинул в Рай и замер на пороге,
Благодаря судьбу, ту, что всегда права...

Но грозный сильный пол пусть не таит обиду
На Зевса иль Творца за чрезвычайность мер,
За этот симбиоз Афины с Афродитой
И за крутой замес в одной на сто Венер!

Я утешаюсь тем, что нынче знаю меру...
И потому не сплю. Уж эти мне Венеры...

Секрет, господа, прост и "незатейлив, как грабли"! В терминах теории информации, Музы остаются с нами только в условиях отрицательной обратной связи! И как только наше суперэго своими грязными  копытами начинает пытаться сделать из случайной Музы - Галатею, эта замарашка-цветочница,  обуреваемая манией величия, превраящается в товар "сэконд-хэнд" и в лучшем случае тихо уходит, а в
экстремальном - заявляет, что вы ей просто надоели! Потому, что она тоже личность! И далеко не всегда желает стать вашим подопытным кроликом!

Господа! Берегите природу! В смысле, _нетронутую_, природную природу! Иначе в вашей каморке не останется ничего, кроме запаха дешевого (или не очень) одеколона!

Так кто же та, которой я адресовал Посвящение?
Симбиоз Музы и Галатеи. Она в этот час спит в соседей комнате, соседнего города, соседней страны. Она
и не думает, что вот уже всю мою некраткую жизнь вселяет в меня желание писать. Когда-то ее звали Мамой, Моей Мамой... Потом было много разных имен... Но Она всегда была Моей Музой, которую я, с достойным  лучшего применения упрямством, пытался сделать Галатеей.... Я люблю Тебя, Моя Муза, Моя Фея, Моя Волшебница!

"Хиггинс, оставшись один, звенит мелочью в кармане, посмеиваясь с лукавым видом; совершенно очевидно, что он вполне доволен собой."

"Дальнейшие события показывать на сцене незачем, да, по правде говоря, незачем было бы и рассказывать о них, если бы не разленилось наше воображение; оно слишком привыкло полагаться на  шаблоны и заготовки из лавки старьевщика, где Романтика держит про запас счастливые развязки, чтобы кстати и некстати приставлять их ко всем произведениям подряд."
Б. ШОУ
ПОСЛЕСЛОВИЕ, ПЕРЕВОД Н. РАХМАНОВОЙ
http://www.hellados.ru/texts/pygmalion.html
http://lib.ru/INPROZ/SHOU/pigmalion.txt
http://lib.ru/INPROZ/SHOU/caesar.txt

С почтением,
Ваш Magnum


Рецензии
Интересные умопосещения!
Hut ab!
У меня тоже на эту тему есть мини "Лох и Муза". Проше пана!
P.S.
Рад был с Вами познакомиться.
С уважением, Юрий.

Ion Von Donn   26.03.2005 11:44     Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.