Райские яблоки

Сценарий
Юрча


"РАЙСКИЕ ЯБЛОКИ"



Сцена 1
Место действия – дом


Казахская семья в ауле недалеко от Алма-Аты. Отец, у которого есть висящая на стене одностволка, мать, их трое детей: парень-призывник, девочка-подросток, мальчик-дошкольник.

Осень. Утро. Парень должен сегодня ехать в городской военкомат. Отец наголо бреет сыну голову. Маленький братишка скачет вокруг подстригаемого брата, а у матери, обнявшей дочку, на глазах - слезы. Замедленно - пряди отсеченных волос, падающих на пол.

Отец: Что, парень, жалко волосы? Ничего: кто через это не прошел - не мужчина; (младшему сыну) ну-ка, не вертись под ногами!

Мать: Пиши нам, не забывай своих родителей, сестру с братом.

Отец: Служи хорошо, чтобы мы могли тобой гордиться.

Сестра: Возвращайся быстрее, не задерживайся.

Мать (дочери): Диля, надо будет принести воды.

Сестра (шутит): Пусть он и принесет, пока не уехал.

Братик: Сак, а тебе автомат дадут?

Парень: У-гу.

Братик: А пулемет дадут, а танк, танк дадут?

Парень: У меня войска не  танковые,  а  внутренние.

Братик: Внутренние – это как раз внутри  танка.  Ты приезжай на танке к нам в аул! Знаешь, как мне другие пацаны завидовать будут!

Отец (нечаянно порезав голову сына): Ох, ты! Мать, дай что приложить.

Парень: Мне не больно.

Мать: Как же это, так неосторожно!

Сестра: Бедненький наш, лысенький!

Отец (закончив подстригание): Ну, ладно. Хватит здесь вертеться, в саду резвитесь! А мы пока обед сделаем.

Сцена 2
Место действия – сад перед домом

Призывник и его маленький братишка в яблоневом саду. Парень привязывает к толстому суку старой яблони, на которой очень много яблок, веревку с палкой на конце, пробует ее на прочность. Получились примитивные качели. Братишка, который неотступно крутился рядышком, качается на этих качелях.

Братик: Я тебя буду ждать. Сильно-сильно.

Парень: У-гу.

Братик: А Славик тоже подстригся.  Мы его на улице с Дилей видели, когда в магазин ходили.

Парень: Ну, и как ему, красиво?

Братик: Уши большие. А Диля ему песню спела.

Парень: Какую песню?

Братик: Лысая Башка - дай пирожка!

Парень: Он не обиделся?

Братик: Сказал, что за такое оскорбление твоя сестра должна его поцеловать.

Парень: Поцеловала?

Братик: Показала язык. Ме-е-е-е-е!

Парень: Ну, вот и готово. Садись.

Слышны радостные вопли малыша, который раскачивается на качелях. Крупные планы - его счастливое лицо, ручки, крепко вцепившиеся в веревку и т.д.

Парень: Ну, как?

Братик: Круто, как в танке!

Лишний конец веревки, оставшийся свободным и свешивающийся на полметра с ветки, постепенно закручивается и обвивает ветку так, что кажется, будто по ветке ползет змея. Веревка при каждом качке движется по ветке туда-сюда. Ощущение усиливает то, что конец веревки раздвоен. Слышна трещотка гремучей змеи, шипение.

Старая яблоня мелко трясется от толчков, и яблоки постепенно начинают сыпаться на землю. Ощущение, будто начался яблоневый дождь.

Врезка - на пол замедленно падают и отскакивают от него блестящие патроны.

Крупно - яблоко на ветке. Корешок, на котором растет яблоко, замедленно обламывается - слышен треск - и яблоко, медленно вращаясь, начинает свое падение. Удар о землю - очень крупно, почти на весь кадр - яблоко ударяется о землю. Рука медленно берет яблоко: парень подкидывает яблоко вверх. Яблоко, достигнув наивысшей точки, на секунду замирает в воздухе. Кадр отстроен таким образом, что яблоко и побритая голова парня кажутся примерно одного размера. Блестящая поверхность яблока немного напоминает голову парня. Яблоко устремляется вниз, и рука ловит его.

Яблоневый дождь продолжается. Сестра-подросток, выйдя из дома с пустым ведром и поставив его у колонки, замедленно поворачивает голову, когда одно из яблок падает в мелкую лужу возле колонки. Пробив тончайший слой воды и вызвав этим медленно летящие во все стороны брызги, яблоко разламывается на две части, которые подскакивают и падают, а от них отлетают мелкие ошметки.

Микро-планом врезка - от какого-то кровавого, напоминающего человеческую голову предмета, разлетаются осколки и ошметки.

Парень откусывает яблоко. Фоном - яблоневый дождь, крутящийся на качелях мальчик и девочка-подросток, собирающая в подол своего платья упавшие яблоки.


Сцена 3
Место действия – дом

За прощальным семейным обедом отец достает бутылку самогонки и наливает сыну тоже.

Отец: Выпей и ты с отцом.

Мать: Чему ты сына родного учишь?

Отец: Пусть выпьет рюмочку на дорожку. Парень уже взрослый.

Братик: Я тоже хочу быть взрослым!

Дочь (смеясь): Папа, и ему налей, но сначала подстриги.

Мать (дочери): Диля, ты воды принесла?

Дочь: Не успела, яблоки собирала. Сейчас схожу.

Отец (говоря про выпитую рюмку):  Ну,  как,  сынок, пошла?

Парень (закашлявшись, с улыбкой сквозь слезы): У-гу!

Дочь (брату): Сакеша, если ты пообедал, не поможешь ли теперь мне набрать воды?


Сцена 4
Место действия – сад перед домом

Парень начинает качать воду из колонки. Девочка немного подсмеивается над лысой головой своего брата. Идет смысловой монтаж, в котором колонка и ее струя выступают в роли мужского начала, а ведро и его наполнение до краев и даже через край - женского начала. Девочка стоит прямо по солнцу, так что легкое платьице просвечивает, обрисовывая бедра.

Дочь: А тебе есть кому письма-то писать?

Парень: Конечно.  Буду с вами переписываться.

Дочь: А девушка, которая писала бы, у тебя есть?

Парень: У-гу.

Дочь: Я же знаю, что нету.

Парень: Есть, отстань.

Дочь: А ведь нету?!

Парень: Ну и что?

Дочь: У меня подружка - одноклассница. Ты ее видел, на днях приходила. Она хочет тебе писать.

Парень: Малолетка.

Дочь: Много ты понимаешь!

Парень: Ну, пусть пишет.

Дочь: Сегодня Славика встретила - вы с ним как две капли воды. Близнецы-братья. Можно спутать, только у него уши сильнее торчат.

Парень: Что он сказал?

Дочь: Передавал салам, скоро придет.

Парень: Да пора уже.

За парнем заходит друг, который тоже призывник из этого аула.

Дочь: Сакеша, смотри: чьи-то уши показались!

Друг: Салам, Братишка!

Парень: Салам!

Дочь: Точно, близнецы-братья.

Парень: Пойду с родителями попрощаюсь.

Друг: Иди, а я пока с Дилей о жизни поговорю. Как жизнь, замуж еще за меня не надумала?

Дочь (иронично): А ты калым насобирал?


Сцена 5
Место действия – степь, грузовик

Парень и друг. Вместе они едут сначала на попутном грузовике сверху, и ветер бьет им в лицо, развевая надетые на голое тело рубашки. Грузовик лихо несется по грунтовой дороге, проложенной посреди степи, поднимая за собой клубы пыли, долго не оседающей.

Друг (стараясь перекричать шум): Слушай, Сак, а тебе не кажется, что ты в этой прическе похож на член?

Парень: Про тебя так не скажешь.

Друг: Что?

Парень (громче): Про тебя так не скажешь.

Друг: Почему?

Парень: Ты похож на член с ушами.


Сцена 6
Место действия – автобус

В автобусе сидит девочка лет пятнадцати, и коротенькое платьице открывает ее ножки. Девочка чувствует себя как-то неуютно под взглядами парней. Ее коленки крепко сжаты. Мы слышим голоса, которые говорят об этой девочке:

Друг: Сак, ты знаешь, что у мужчин пик сексуального желания приходится на 16 лет, а у женщин - на 30 лет?

Парень: Раз нам по 18, получается, что мы свой пик уже прошли?

Друг: Да, братан, мы свое давно отжили. А вон у той телочки все еще впереди.  Можно сказать, и не начиналось вовсе. Хотя по-моему, она уже совсем спеленькая.

Парень: Нечасто нам теперь придется на девушек смотреть.

Друг: Откуда ты знаешь? А вдруг, - приходишь в казарму вечером, усталый, кладешь автомат, садишься на койку, и подходит к тебе такая вот девчонка и начинает снимать с тебя сапоги, разматывать твои вонючие портянки?

Крупным планом сзади - парень поворачивается к другу.  Размытым фоном - сидящая девочка.

Парень: Размечтался.

Друг: У меня подружка в городе. Если успею, надо будет навестить.

Парень: Давно с ней познакомился?

Друг поворачивается к парню.

Друг: Третий месяц уже. Надеюсь, она на третьем месяце.

Парень: И что тогда?

Друг: Если родит двойняшек - женюсь.

Парень: Зачем тебе двойняшки?

Друг: У кого двое детей - в армию не берут.

Парень: А откуда ты знаешь, что она родит тебе двойняшек?

Друг (сопровождая слова недвусмысленным жестом): Я стараюсь, очень стараюсь.

Парень (после небольшого раздумья): А что будешь делать, если родится всего один?

Друг: (тоже подумав) Тогда не женюсь.

Последний план - сидящая напротив парней девочка, которая старается занимать как можно меньше места.


Сцена 8
Место действия – военкомат, окошечко

В военкомате свежекрашеные голые стены и бетонный пол, казарменная обстановка, дух официальщины и мучительства.

Перед окошечком с надписью: "Для рядового и сержантского состава" очередь из призывников, которые должны отметиться. Крупно - появляющиеся в окошечке лица призывников - еще мальчишеские. Головы маленькие, торчат на длинных шеях, и прически - "под ноль". Лица, в основном, растерянные. Нет в них еще мужской уверенности.

Проходит целая череда этих мальчишеских лиц, глядящих в окошечко взрослой жизни, отвечающих на какие-то анкетные вопросы, подающих свои документы в неизвестность.

Вот и наши герои как-то вместе показались в окошечке, протягивая свои документы.  Отметившись, они отходят от окошечка, освобождая место для других.

Толпа долговязых призывников восхищенно смотрит вослед прекрасному прапорщику - девушке в военной форме, но с чудесными формами.

Кто-то: Вот это походочка! С ней бы я помаршировал!

Кто-то еще: Какая форма, - сидит, как влитая!

Еще кто-то: Ты бы лучше сказал, - какие формы!

Все смеются, стараясь своим ломающимся полуподростковым голосам придать грубую мужественность.

Друг (парню): Говорил я тебе – самые красивые телки ждут нас в армии...


Сцена 9
Место действия – военкомат, коридор

Призывникам приходится ждать неизвестно чего, и они приникают к стенам, садятся на стулья или даже просто на цементный пол.

Один из призывников начинает рассказывать, как уезжал предыдущий призыв,  в котором был его старший брат.

А сержант ему: "Сынок, когда ты приедешь в часть - очень пожалеешь, что вообще родился"!

Кто-то: И что дальше?

Рассказчик: И тут мой брательник как засветит сержанту промеж глаз, так, что тот с полки свалился и башкой о пол - бац! До самой станции прибытия и лежал. А ребятам, с кем вместе ехали, брательник и говорит: "Земляки! Мы когда в эту часть приедем, всех на уши поставим!"

Все смеются.

Рассказчик: А как они ехали! Чего только не было!

Кто-то: А что было-то?

Рассказчик: Брательник писал, что поезд чуть с рельс не сошел, когда они, напившись, песни стали орать.

Кто-то: А что, у них и деньги на пузыри были? Рассказчик: Пойми,  малыш!  Когда ты сел на поезд – ты человек уже не гражданский, но еще не военный, а потому можешь делать все, что захочешь. Поэтому они на станциях брали в ларьках все, что хотели. И попробовал бы кто что-нибудь пикнуть! Все же видят - призывники едут, последние часы на воле гуляют. Кому охота связываться? И девчонок в других купе ловили, в карты на них играли.
Призывники с огромным интересом внимают этому рассказу, как бы ставя себя на место разбушевавшегося предыдущего призыва. Они понимают, что история похожа на сказку, да и прикомандированные к ним командиры не дали бы так погулять, но уж слишком мало, кажется им, удалось пожить молодой жизнью на гражданке, так близки еще воспоминания детства.

Кажется, только-только расстались с ученическими портфелями, впервые вдохнули воздух свободы - и на тебе: несвобода во сто раз большая, чем раньше. Несвобода незнакомая, обросшая страшными легендами, и уж им-то совершенно ненужная, насильно навязанная.


Деревянное окошечко, на котором написано: "Для офицерского состава" закрыто. Какой-то сержант заходит в здание, и дверь на сильной железной пружине неожиданно быстро и с грохотом захлопывается. От сотрясения окошечко немного приоткрывается, и наш парень, и только он, видит, как девушка-прапорщик и один из офицеров целуются: она, сидя на столе, он - стоя к ней вплотную.

Медленны шаги приближающегося сержанта. Его каблуки – во весь экран. Гулкие шаги подкованных сапог. А за окошечком - игра разгоряченных тел. Эту сладкую игру впитывают в себя глаза невольного свидетеля.

Сержант: Так, все вы - бегом на плац, в три секунды построиться и ждать меня!

Призывники, и особенно рассказчик, с готовностью выполняют приказ.

Друг: Сак! Сак, проснись! Пойдем! Чего застыл? Пойдем!

Парень (очнувшись от транса): У-гу.


Сцена 10
Место действия – военкомат, плац

На плацу кое-как выстроились призывники и ждут появления командира. Рядом расслабленно стоит сержант и пренебрежительно посматривает на призывников.
Наконец, тот же самый офицер, который занимался любовью с прапорщицей, выходит из захлопывающейся двери, оправляясь и отряхивая от белой настенной известки рукав форменного пиджака.

При его приближении сержант как-то весь подтягивается, поправляет форму и становится прямо.

Офицер (сержанту): Все на месте?

Сержант: Так Точно, Товарищ Капитан!

Офицер: Ну что ж, ребятки. Вам сегодня повезло. Ваш автобус придет только завтра, так что до 10.00 завтрашнего дня можете гулять. Но запомните хорошенько - я жду вас завтра в 10.00. Кто опоздает на минуту - будет мыть унитазы. Кто опоздает на две минуты - под трибунал. Вопросы есть?

Кто-то: Товарищ капитан, а какое наказание ждет попавшего под трибунал?

Капитан: Хороший вопрос. Под трибуналом тебе кастрируют яйца и заставят всю оставшуюся жизнь мыть унитазы. Понятно?

Призывник: Понятно.

Капитан: А раз понятно, скажи-ка мне, дружок, зачем нужно провинившемуся призывнику кастрировать яйца?

Призывник: Э... зачем?

Капитан: А затем, чтобы нагибаться над унитазом не мешали. Понятно?

Призывник: Понятно.

Капитан: Всем понятно?

Призывники нестройным хором: Понятно.

Капитан: Не слышу.

Призывники, более громко и согласованно: Понятно.

Капитан: А раз понятно, кругом - и шагом марш отсюда. Кого замечу через минуту - будет сегодня… что делать? Правильно, мыть унитазы!


Сцена 11
Место действия – военкомат, ворота

Парень и его друг задерживаются возле ворот военкомата, смешавшись с толпой родственников и друзей тех ребят, которых призвали уже сегодня. Из ворот выезжает старенький маленький автобус, из открытых окон которого торчат стриженые птенячьи головы будущих солдат. Им кричат последние напутственные слова, кто-то плачет, кто-то через силу улыбается, кто-то успевает пожать протянутую руку. Автобусик разворачивается и уезжает, родственники и друзья расходятся, и парень и его друг остаются одни. Выходит солдат и закрывает ворота военкомата.


Сцена 12
Место действия – сквер

На затоптанной скамейке лежит расстеленная газета. Парень и его друг сидят на спинке скамейки и пьют из горлышка бутылочное пиво.

Друг: Ну, вот и отслужили на сегодня.

Парень: Что будем делать? Домой поедем?

Друг: Еще успеем. Позвоню-ка я своей подружке.

Парень: Будешь ей двойняшек делать?

Друг: Буду. Но сначала можно сходить куда-нибудь, попрощаться с мирной жизнью. Составишь компанию?

Парень: У-гу.

Потом парню приходится ждать друга, который пошел звонить своей подружке. Парень случайно сдвигает ступню и обнаруживает, что расстеленная газета – с фотографиями обнаженных девиц.


Сцена 13
Место действия – кинотеатр

Но вот они втроем с подружкой сидят в зале кинотеатра. Показывается американский фильм "От заката до рассвета". Один из второстепенных героев фильма убивает злодея выстрелом из встроенного в ширинку револьвера.
Парень замечает, что его друг положил руку на бедро подружки, немного приподняв край платья. Девушка, занятая содержанием фильма, не обращает на это никакого внимания. Но внезапно она, словно почувствовав на себе взгляд парня, поворачивает голову и смотрит в ответ без всякого стеснения, а друг этого не замечает.


Сцена 14
Место действия – вечерняя улица

После кинопросмотра парень, друг и подружка молча идут по вечерней захолустной улице.

Друг (после продолжительного молчания): Классный фильм. Особенно то место, где они все поочередно превращаются в вампиров.

Парень: А мне понравилась та девушка, которая танцевала на столе.

Подружка: Это самая знаменитая мексиканская актриса. Сейчас... Как же ее зовут? Ну, не важно... Кстати, о танцах. Может быть, мы на дискотеку сходим, а, Славик?
Здесь очень близко!

Друг: С удовольствием, да только завтра в 10.00 наша жизнь кончается. Так что пока мы живы, у нас еще есть кое-какие дела.

Парень: Перед смертью не надышишься.

Подружка: А какие у вас могут быть дела?

Друг: Саку, например, надо ехать домой, за город - попрощаться с родными. Да, Сак?

Парень: У-гу.

Подружка: Как жаль.  Ну, тогда мы можем пойти вдвоем.

Друг: А нам с тобой, милая, тоже не мешает хорошенько попрощаться - два года срок не маленький. И мне бы хотелось так с тобой попрощаться, чтобы ты на эти два года об остальных мужиках и не вспоминала. Так сказать, получила свой заряд на два года вперед.

Подружка: О-го! Заинтриговал! Ну, пойдем, герой-любовник!

Друг (доставая поллитровку): Подожди. Выпьем, на дорожку.

Девушка: Ну, молодец! Из горла и без закуски!?

Друг: Ничего, пора привыкать к полевым условиям. Ну, вперед!

Морщатся, занюхивают.

Друг (обращаясь к девице): Так ты будешь?

Девушка: Сами пейте.

Друг: Тогда по второй.

Пьют. Друг пытается занюхать девушкой, которой это не очень нравится.

Друг: Ну что, брателло, тогда до завтра!

Подружка: До свидания! Ребята, пока вы служите, я буду ждать вас обоих. Будете помогать друг другу, писать мне письма.

Парень: У-гу, спасибо.

Друг и его подружка заходят в дом, а парень, постояв в нерешительности перед подъездом, уходит в ту сторону, куда показывала подружка, когда говорила о дискотеке.


Сцена 15
Место действия – дворец культуры, дискотека

Старый дворец культуры, дешевая дискотека. На входе сидит милиционер. Чуть подальше, у стола - кассирша. Слышен монотонный бой, ревущие звуки музыки, искаженные усилителями.

Парень платит за вход, получает оттиск печати на ладонь и идет на звуки дискотеки. Поднимается на второй этаж, осматривается.

Несколько кучек танцующих, освещенных неверными бликами мигающих ламп. Танцующие пытаются в такт ломаться под бешеный ритм.
Ди-джей за перегородкой.
Бармен за стойкой.

Прислонившись к стене и понаблюдав, как танцуют другие, парень присоединяется к самой большой кучке танцующих ребят и девушек. Он долго танцует под самые разные быстрые мелодии и ритмы, незаметно для себя переходя от кучки к кучке. Парень поглощен танцем, как бы стремясь всего себя выплясать. Он упоен танцем. Он заполнен танцем. Хотя нет. Движения его не столь изящны, чтобы это можно было назвать танцем. Это просто пляска. Пляска, пляска. Пляска со злостью в душе.

Но вот пошел медленный танец, и все либо разобрались по парам и, тесно обнявшись, медленно покачиваются, либо попадали на свои места за столиками.

Парень, оставшись стоять один посреди зала, как бы очнулся, задумавшись - а что он здесь делает?


Сцена 16
Место действия – трамвай по городу

Парень едет в трамвае и смотрит на ночные улицы города. Промелькивают освещенные витрины шикарных магазинов, баров, ресторанов. На заднем стекле трамвая, сквозь которое смотрит парень на недоступную для него "ночную" жизнь, отражаются неоновые огни.

Возле дорогого ресторана парень видит «мерседес». Салон машины освещен, и видно, что за рулем, собираясь уже отъезжать, сидит отъевшийся здоровенный мордоворот с толстенной золотой цепью на шее. А на сиденье рядом сидит очаровательная, царственная, невозможно красивая молодая женщина в вечернем облегающем платье. Парень смотрит на нее до тех пор, пока автомобиль, резко набирая скорость, не исчезает за поворотом.


Сцена 17
Место действия – дом

Парень поздней ночью добирается до родного аула: пройдя мимо освещенного окна, заходит в родительский дом. Мать начинает готовить еду для парня, но он отказывается.

Мать: Сыночек! А мы-то думали, что ты уже в армии.

Парень: Военкомат до завтра отпустил.

Мать: Лучше бы ты дома побыл - а то вызвали, только промариновали в этом городе, будь он проклят. Кушать будешь? Сейчас разогрею.

Парень: Нет, мам, не надо. Что-то не хочется. Лучше лягу спать.

Мать: Хорошо, сыночек. Завтра во сколько разбудить?

Парень: Я сам встану, не беспокойся.

Мать: Тогда спокойной ночи, мой хороший.

Парень: У-гу, спокойной ночи.

Парень сидит на кухне в полутьме.

Проходя через другую комнату, он видит спящую сестру. С нее немного сползла простыня, полуобнажая юные прелести. Парень долгое время смотрит на нее, вначале будто даже не понимая, что именно привлекло его внимание. Потом, поняв, что рассматривает тело своей сестры, хочет уйти, но возбуждение нахлынывает с такой силой, что он не может сопротивляться.

Сорвав простыню, он набрасывается на сестру. Испуганная, она просыпается, хочет крикнуть, но брат зажимает ей рот рукой, втискиваясь между заголенных ног.
Слышен шум, приглушенные крики девочки, и в комнату вбегает мать.

Мать: Ой, что же это? Что же это творится? Сакеша! Сакен! Отпусти ее, слышись? Отпусти ее сейчас же!

Она пытается оттащить сына, но он ее откидывает так, что женщина ударяется о стенку головой и теряет сознание.

Крупно - простыня у бедер, окрашивающаяся девственной кровью.

Отец: Эй, мать! Что там случилось?

Вбегает заспанный отец, который вначале не может ничего понять.
Наконец, отец понимает, что творится нечто ужасное. Он пытается стащить сына с дочери, но тоже падает от толчка ноги.

Парень быстро двигается, полулежа на сестре, которая стонет от боли. Парень начинает кончать.

В это время отец, оправившись от падения, снимает со стены одностволку и лихорадочно пытается зарядить ее, - рассыпанные патроны падают и скачут по полу, - потом стреляет сыну в затылок. Летит кровавое месиво, облепляя окно.

Микро-планами промелькивают кадры,  как воспоминания:
- падающие с дерева яблоки, и одно, ударившись о твердую поверхность, на которой тонкой пленкой растеклась вода, подняв брызги, раскалывается пополам, летят ошметки. Лужа вдруг окрашивается в цвет крови.

Тело парня падает на сестру, и спазмы оргазма переходят в конвульсии агонии.
Ничего не понимающий, протирающий сонные глаза, на пороге комнаты возникает маленький братик в слишком большой для него белой майке. Затемнение.


Сцена 18
Место действия – сад перед домом

Весна. Солнечное утро. Яблони в цвету. Маленький братик сидит на траве и рассматривает на ладони упавший яблоневый цвет. Затемнение.

На землю ставится ведро, и струя воды начинает его наполнять. Беременная дочь, на восьмом месяце, с трудом качает ручку колонки. Затемнение.


Сцена 19
Место действия – дом, а также колония общего режима.

В окно видны дочь и маленький братик.

Перед окном стоит стол, застеленный белой в незамысловатых узорах скатертью. На столе, не привлекая особого внимания, лежит квитанция к оплате счета за электричество на сумму в четыре с половиной тысячи тенге. Неподалеку лежит раскрытый пустой кошелек, возле которого – несколько денежных купюр, общим достоинством около двухсот тенге.

Мать сидит за столом и читает письмо отца. За строчками письма в полумикшере – зоновская ограда, сторожевая вышка, отец в бушлате, марширует в строю зеков. Друг, стоящий с автоматом на сторожевой вышке. Друг приподнимает край шапки-ушанки и пытается растереть свое побелевшее от холода ухо.

Письмо, голос отца за кадром читает:

"Здесь не так уж плохо, если привыкнуть. Еда только плохая.
Каждый день встаю, работаю, вечером ложусь. Все время думаю о вас. Вот, заново научился ходить строем. А то после армии сколько уже не маршировал.

И знаешь, кто меня охраняет? Славик, с которым Сакен в армию уходил.
Славик говорит, что это он виноват в смерти нашего сына. Сильно переживает. В наш аул возвращаться не хочет, говорит, что просто не сможет теперь.
Недавно он ездил в отпуск, но в деревню не заезжал. Остановился в городе у какой-то своей подружки. Оказывается, чтобы на ней жениться.
Они были знакомы еще до армии. Она хотела сделать аборт, Славик запретил. Она ему родила дочку, и Славик говорит, что очень постарался, пока там был, чтобы она еще раз забеременела, потому что солдаты срочной службы демобилизуются, если у них двое детей.
Но зачем ему это – не знаю. В лучшем случае, если она родит, Славик сможет уволиться пораньше всего на несколько месяцев.

Я вас всех очень люблю и очень скучаю.  Каждый день вижу во сне и тебя, и сыновей, и дочку. Как там она? Как здоровье Дили? Все ли благополучно? Когда я вернусь, она наверное будет совсем взрослая.
Поцелуй ее от меня.

Мать дочитывает письмо, на которое капают слезы. Заснеженная дорога, по которой уходит отряд зеков, медленно сменяется травой, на которой в обилии лежит опавший белый яблоневый цвет.


Сцена 20
Место действия – сад перед домом

Маленький братишка раскачивается на привязанной к старой яблоне веревке-качели. Потом, отпустив ее, подбегает к своей беременной сестре, сидящей под яблоней на молодой зеленой травке и опавшем цвете. Братик обнимает большой живот сестры и слушает его.

Сестра задумчиво смотрит сквозь ветки яблони на синее небо и плывущие облака. Ее еще детское лицо наполнено светом предвкушения материнства. Проникновенная, щемящая сердце чистота заставляет понять, что эта девочка – юная мадонна.

Маленький братишка полушепотом разговаривает с животом сестры так, будто бы это его старший брат, который ушел, но скоро опять будет рядом, и они вместе опять будут играть, дружить.

Братик: Здравствуй, Сак! Я тебя очень жду. И Диля тебя ждет. Она совсем не сердится на тебя за то, что ты с ней сделал. Мы тебя очень любим и хотим, чтобы ты поскорее к нам вернулся.
Мама говорит, что тебя принесет аист в люльке. Это даже лучше, чем если бы ты приехал в танке, как я тебя просил. Я бы тоже хотел немножко полетать.
Мама говорит, что вначале ты будешь маленьким-маленьким. И нам нужно будет заботиться о тебе, укачивать, петь колыбельную.
А потом, когда ты подрастешь, мы сможем вместе покачаться на твоих качелях, во что-нибудь поиграть. А помнишь, как мы собирали яблоки? Яблоки в этом году будут вкусные...

Затемнение.


Рецензии