А. с. пушкин делибаш пространственный анализ

А.С. ПУШКИН «ДЕЛИБАШ» ( пространственный анализ)   
Юрча



Если бы Александр Сергеевич жил в наше время, он мог бы без особого труда стать режиссером-постановщиком батальных сцен самых крутых блок-бастеров. В шестнадцати строчках этого стихотворения Пушкин с необыкновенной легкостью раскадровал: что, как и в каких ракурсах нужно снимать.


1) Перестрелка за холмами;
2) Смотрит лагерь их и наш;
3) На холме пред казаками
4) Вьется красный делибаш.

5) Делибаш! Не суйся к лаве,
6) Пожалей своё житьё;
7) Вмиг аминь лихой забаве:
8) Попадёшься на копьё.

9) Эй, казак! не рвися к бою:
10) Делибаш на всём скаку
11) Срежет саблею кривою
12) С плеч удалую башку.

13) Мчатся, сшиблись в общем крике...
14) Посмотрите! каковы?..
15) Делибаш уже на пике,
16) А казак без головы.


Ну что ж, начнем анализировать.

1) Перестрелка за холмами;
- слуховое ощущение, предчувствие надвигающейся опасности.  Кажется, что зрительный мир со всех сторон сжат холмами, открыто только небо.

2)  Смотрит лагерь их и наш;
- но пространства вполне хватает для того, чтобы возникло противостояние между двумя неприятельскими лагерями, причем автор находится в одном из лагерей. Такая позиция дает ему возможность увидеть всё одновременно и со стороны, и изнутри.

3)  На холме пред казаками
4)  Вьется красный делибаш.
- момент, который служит тому, чтобы противостоящие друг другу войска из зрителей превратились в участников этой «сценической постановки». В пространственном отношении делибаш одновременно находится на границе «перестрелки за холмами», и внутри описываемой сцены. Он может видеть и то, о чем мы догадываемся по звукам перестрелки - что там уже идет бой, - и то, что наши два враждующих лагеря замерли в ожидании битвы.
Кроме того, делибаш оказывается на другой границе - между землей и небом, соединяя собой «мимолетное» и «вечное».
Очень важное слово «вьётся» показывает, что равновесие, равноудаленность или равноприближенность делибаша - очень неустойчивое состояние. Делибаш в нервном предвкушении, он жаждет сломать равновесие, привести в движение застывшие силы, сократить любые расстояния.
Пространственные соотношения подчеркнуты цветовыми: холмы, как мы можем предположить, зеленого земного цвета; небо - синее, цвета вечности; делибаш - наполнен энергией, жизнью, кровью - красного цвета.

5)  Делибаш! Не суйся к лаве,
6)  Пожалей своё житьё;
7)  Вмиг аминь лихой забаве:
8)  Попадёшься на копьё.

9)  Эй, казак! не рвися к бою:
10) Делибаш на всём скаку
11) Срежет саблею кривою
12) С плеч удалую башку.
- в этих строках автор предупреждает делибаша и казака об опасности агрессивного пространственного столкновения. Но автор не верит, что воины послушаются его совета.
Делибаша характеризует его намерение «соваться», а также, что для него это «лихая забава».
А казака характеризует его желание «рваться к бою» и описание «удалая башка».
У каждого из героев в руках - оружие пространственного расширения, экспансии; каждый из них нацелен на завоевание нового пространства.
Если окружность сомкнувшихся над театром военных действий холмов свидетельствует о замкнутости происходящего, дает общие границы этого своеобразного спектакля, то сабля и пика - остры и призваны проткнуть границы чужого пространства, помочь в овладении чужой территорией. Убыстренности, неизбежности такого столкновения помогает и то, что и казак, и делибаш - на боевых конях.

13) Мчатся, сшиблись в общем крике...
- тринадцатая, несчастливая, переломная строка. Равновесие непоправимо нарушено, всё пришло в движение, в столкновение. Два войска «мчатся, сшиблись в общем крике». Всего в одну строку вместилось и быстрое сокращение расстояния, отделявшего оба войска, и миг взаимодействия.

14) Смотрит лагерь их и наш;
- своеобразный рефрен, отсылающий нас ко:

2)  Посмотрите! каковы?..
- ведь это мы теперь являемся зрителями, а значит, в перспективе это мы можем быть вовлечены в пространственный конфликт, точно так же, как во второй строке воюющие стороны тоже только смотрели, а до этого только слушали.

15) Делибаш уже на пике,
16) А казак без головы.
- результат столкновения. Делибаш и казак умело воспользовались своими навыками и орудиями по расширению пространства. И при этом каждый из них лишился возможности восприятия пространства. Границы их пространственно-временного существования были вспороты, и личностные способности были безвозвратно утеряны.


Когда я готовился к написанию этого мелкого опуса, на всякий случай перелистал – именно перелистал десятки многостраничных критических трудов, посвященных гению Пушкина. Может быть, я листал недостаточно внимательно, но нигде не нашел хоть какого-то анализа используемых Александром Сергеевичем пространственных приемов. Необыкновенный дар великого поэта кажется совершенно неизученным. А почему?

А никому это не нужно. Вот почему.


Рецензии