Надя Деннис. В доме
Вот что: обходя помещения, я то и дело вижу, что отвалилась и разлетелась плитка-майолика со стен, пересохли и потрескались мраморные полы, мозаики и фрески, почернели умывальники, забиты стоки, содраны старинные аррасы в большом зале, дует из разбитых витражей, капает со сводов... Что-то пряное готовится на незнакомых мне кухнях, кто-то купается в одной из треснувших ванн с позолоченным кранами и cloisonne, кто-то тянет книги с темнодеревянных полок... Спят или закусывают, кроша едой, в креслах, снуют и скользят по проникнутым мраком коридорам с ношею, пробираются сквозь высокопотолочные анфилады под хрустальными незажженными люстрами, иные впотьмах, иные со свечой или даже с факелом, что меня беспокоит, ибо, несмотря на неотопленную сырость, все же мебель стара и суха, и книг много...
В обширном, ярко освещенном фойе сидит давний преданный друг у прилавка и споро торгует, – я не могу определить-запомнить ни товара его, ни покупателей. Друг весело-лучезарно улыбается: все хорошо, все путем. Я желаю ему удачи и продолжаю свой путь, ничего не понимая. Хочется покоя и одиночества, но ничего этого уже нет.
Выхожу во двор: ворота снесены, ограда проломана, тысячи людей спешат и топчут цветы, виноградники и камни, поднимаясь по лестнице, ломая кусты, с виду озабоченые – как бы успеть. Никто не отвечает на мои вопросы, почему они толпятся и куда торопятся, и вдруг обнаруживаю тысячи накрытых столов меж валунов на склоне холма, где сад спускается к морю, а под садом и под скалой – Grotto Azzurro, Лазурный Грот, тайная купальня Тиберия. Все рассаживаюся и едят. Вино, нектар и амброзию,поднесут тем, кто потребует их. Всем им нужно это, но я все никак не уразумею, почему, и зачем, и что же нужно мне, а они вторглись в мое убежище, в мой драгоценный Sans Souci…
Что ж!... Я заблуждаюсь: о нет, это не собственный мой дом. Каждый, кто находится здесь, считает его своим и ведет себя так, как находит нужным и считает возможным. Я сама нелепая гостья, я сама забредший чужак.
Понимаю это тогда, когда с неписуемой радостью вижу своего дорогого отца, старенького папу с вечной палочкой для ходьбы; он зовет меня, он тянет меня вверх по лестнице. Походя замечаем мы на стене описание сегодняшнего обеда, решаем, что заказать, и вдруг то падает на нас со сводов золотого купола дождь из жареных соловьиных язычков, то опускаются, кружа, лепестки флер-д-оранжа, роз и фиалок – только тогда задаюсь я вопросом, на каком же языке мы говорим, и ответа на то не нахожу. Только тогда становится понятно. Тогда доходит до меня.
Свидетельство о публикации №203080200019
Первое впечатление:СОВЕРШЕННО НОВОЕ СЛОВО, и тут же возражение себе самой – НО ЭТИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ ЗНАКОМЫ ! Подобное я испытывала, когда читала потрясшее меня и до сих пор ни с чем не сравнимое "Приглашение на казнь" В.Набокова. Далее: ЭТО ВНЕ ВРЕМЕНИ И ПРСТРАНСТВА. Как жить с таким подтекстом в душе, с таким запасом знаний и впечатлений, с таким трагизмом? Следующее ощущение – ГЕНИЙ , СЕБЯ ТАКОВЫМ НЕ ОСОЗНАЮЩИЙ. Отсюда начало нового языка, нового стиля, НОВОГО ЛИЦА В ЛИТЕРАТУРЕ. Круг впечатлений логически замкнулся и самое время перейти к анализу, к умозрительным выводам.
Язык - это выверенный классический русский, которым, возможно, ещё пользуются в семьях русских дворян или членов царской фамилии как реликвией, чудом сохранённой и передаваемой по наследству. И одновременно = это язык современной жизни – непредсказуемо изменчивой и предсказуемо жестокой. Образ, единственно реальный и одновременно ирреальный – это образ автора. Остаётся только вопрошать: как с этим жить? Ответ один – писать как можно больше, так как эти произведения – это и спасение для автора, и надежда для читателя: есть культура, есть талант А значит, есть будущее. У всех нас.
Лариса Гарбар, Израиль
Лариса Гарбар 25.01.2005 08:46 Заявить о нарушении