Возникновение русского театра. Основные жанры и темы русской дра

В 1672 году  в подмосковном селе Преображенском, в новопостроенной «комедийной  хоромине» был поставлен первый в России спектакль «Артаксерксово действо» на сюжет библейской «Книги Есфирь». Он длился 10 часов без перерыва, на нем присутствовал царь Алексей Михайлович со свитой. Огромное значение для развития театра играли реформы Петра I: театр, по мнению Петра, должен был приобщить русских людей к новой светской западно-европейской культуре и способствовать их правильному пониманию правительственных мероприятий. С 1702-1707 в Москве существовал общедоступный театр с немецкой труппой во главе с Иоанном Кунстом (позже в нем играли одни русские актеры, набранные из подъячих и посадских людей). Однако Петр был недоволен им и закрыл его, потом государь обратил внимание на театр, существовавший при Московском  госпитале. С этим театром связано несколько пьес: «Слава Российская», разыгранная в 1724 по случаю коронации Екатерины I в присутствии Петра I и двора. Ее автор - бывший студент славяно-греко-латинской академии Федор Журавский. Вскоре  после смерти Петра  на сцене госпитального театра была поставлена пьеса «Слава печальная», посвященная памяти царя-преобразователя. В ней давалась общая оцен-ка деятельность Петра, говорилось о победах на суше и на море, об основании Петербурга и Кронштадта, прославлялись его заботы о просвещении страны. Написал пьесу тот же автор. В формировании идейных воззрений и эстетических представлений Федора Журавского большую роль сыграл Феофан Прокопович - горячий сторонник петровских преобразований, талантливый писатель, драматург, историк, в печатных и устных «Словах и речах» запечатлевший образ новой России.
Классицизм способствовал освоению русским искусством художественного опыта Запада, упорядочению литературной системы и выработки правил, которыми руководствовались русские писатели на протяжении всего столетия. С восприятием классицизма русская литература 18 века освоила целый комплекс идей, которые в условиях Русского  государства получили своеобразное осмысление в соответствии с собственными  культурными и идеологическими традициями, унаследованными от прошедших эпох. Так идея подчиненности человека надличностным силам общественных интересов у русских авторов стала источником утверждения высокого гражданского назначения литературы и ее высокого патриотизма.
Действие в русской трагедии классицизма строилось на неразрешимых противоречиях в сознании действующих лиц между желанным и должным, между чувством и разумом. В произведениях неизменно подчеркивалась мысль о необходимости подавления чувств во имя долга, подчинение личного общественному. Тема любви занимает довольно большое место в первых русских трагедиях классицизма, отвечавших главным образом задаче воспитания достойного дворянина, воспитания  в нем «гражданских добродетелей». Но первым их автором был Сумароков. Его трагедия «Хорев» появилась в 1747 году. Главная ситуация в ней напоминает трагедию Корнеля «Сид». Герой должен выступить против отца своей  возлюбленной. Но если у Корнеля - мотивы поведения определяются как месть личному врагу, то у Сумарокова - интересы государства. Долг противостоит долгу. Верность долгу при очень сильном чувстве героев делает их образы героическими. Ломоносов был первым поэтом, заложившим основы новой русской литературы 18 века, приобщив ее к опыту достижений европейской культуры. Важнейшая заслуга Ломоносова в том, что европейские традиции сочетались в его творчестве с активным использованием глубинных богатств национальной культуры  (трагедия «Тамира и Селим» 1750 год). Новаторство Ломоносова - использование подлинных исторических материалов, развитие национально-патриотической темы в трагедии.
В 50-70 годы 18 века написаны Сумароковым 9 трагедий и 12 комедий, которые составляли основу репертуара первого русского профессионального театра, директором которого он был назначен. Сюжеты большинства трагедий Сумарокова основываются на древнейшей легендарной русской истории («Хорев», «Синав и Трувор», «Ярополк и Димиза», «Мстислав», «Вышеслав»). Но у Сумарокова не было в распоряжении таких полных исторических источников, какие были у Ломоносова, поэтому разработка сюжетов трагедий явилась целиком результатом  его литературного вымысла. Национальная тематика в его трагедиях является лишь сюжетообразующим началом. Главное для Сумарокова -  раскрытие общественных идей, носящих дидактический, подчинительный характер; нравственная ответственность монархов выполнении долга перед обществом.
Эти традиции были продолжены Княжниным в «Вадиме Новгород-ском», где автор переосмыслил образ Вадима, представив его как борца с са-модержавием, поставил вопрос о тиранической сущности  монархической  власти - все это имело значительное влияние на формирование прогрессивно-го общественного мировоззрения в России.
События, изображенные в трагедии, должны иметь свое начало, разви-тие и конец. Поэтому  действие в трагедии классицизма отличались предель-ной простотой, концентрацией трагического узла вокруг одного события. Единственная сюжетная линия способствовала более четкому построению трагедии. Так, в основе трагедий «Хорев» и «Семира» лежит попытка сверг-нутого князя вернуть себе трон. «Синав и Трувор» строится на любви двух братьев к одной девушке. Простота действия, в основе которой будет лежать одно событие, останется характерной для русской трагедии. Число же персо-нажей тоже было невелико: в «Хорев», «Синав и Трувор», «Семира» - четыре, а в «Вадиме Новгородском» и «Дмитрии Самозванце» - пять. Преобладающая роль принадлежит монологу, посредством которого происходило саморас-крытие характера героя. Позже монолог стал носить характер политической исповеди. Это тоже явилось одной из особенностей русской трагедии. Проис-ходил процесс сближения книжного и разговорно-литературного языка и на-сыщения его патриотической лексикой. Язык трагедии находился в прямой связи с языком эпохи и отражал все особенности его развития. Трагедия в ря-ду других жанров способствовала совершенствованию национального лите-ратурного языка.
 Комедия отражает повседневную жизнь и ее героями являются люди нравственно неполноценные. Русская комедия предметом своего смеха дела-ла невежества русского дворянства и вытекающее из него преклонение перед иностранным, тяготение к роскоши,  бездуховность всей его жизни. В своих комедиях «отец русского классицизма» Сумароков осмеивал пороки: жад-ность, хвастливость, взяточничество, невежество. Всем его комедиям прису-ща памфлетность, поэтому его пьесы не абстрактные сатиры на общечелове-ческие пороки, а средство литературно-общественной борьбы. Сумароков в эпистоле «О стихотворстве сказал замечательные слова, ставшие своеобразным манифестом для русской комедиографии 18 века:
Свойство комедии - издевкой править нрав;
Смешить и пользовать - прямой ее устав.
В ранних комедиях  Сумарокова («Треотиниус», «Пустая ссора») дей-ствие, по существу лишено движения. Борьбы за героиню нет. Наступающая в конце комедии развязка ходом событий не подготавливается. Это объясня-ется тем, что нравоучительная, воспитательная сторона комедии меньше все-го интересовала автора. Сюжет нужен лишь как мотивация появления коми-ческих персонажей (обычно претенденты в женихи). В 70-е годы действие комедии меняется, заметно усиление общественного начала, укрепление свя-зей с русской действительностью. В композиции большое место начинают занимать диалоги на общие темы: персонажи рассуждают об истинном бла-городстве, назначении монаха, положении честного человека в современном обществе. Комедия Фонвизина «Бригадир» являлась самой значительной комедией своего времени. Новым в комедии Фонвизина явилось включение в ее композицию бытовых сцен. Главным вопросом для Фонвизина на протяжении всего его творчества оставался вопрос о том, каким должен быть истинный дворянин и отвечают ли российские дворяне своему высокому положению в государстве. Причиной всех бед - воспитание. В 1782 году он завершил «Недоросля» ставшего высшим достижением драматургии 18 века. Две главные проблемы лежат в основе комедии: проблема нравственного разложения дворянства и проблема воспитания. Фонвизин считал, что только воспитанием можно спасти дворянство от нравственного падения и деградации. «Истинное существо должности дворянина» Фонвизин видит в служении государству, отечеству. В конце века намечаются изменения характера комедийного действия. Если раньше комедия строилась в основном на материале семейных столкновений, то теперь заметно тяготение к организации действия вокруг социального, общественного конфликта. Использованные Фонвизиным традиционные приемы комизма имеют иное назначение: они направлены на раскрытие внутренней неполноценности характеров. Особенностью языка комедии классицизма явилось то, что он лишен внутреннего единства. Язык был более разнообразен, поскольку ее героями были люди разного общественного положения и разного культурного уровня. Если язык отрицательных, комических персонажей развивался в направлении преодоления натурализма живого разговорного языка, то язык положительных героев - по пути преодоления книжности литературного языка. Но и то и другое находилось в связи с общим процессом становления русского национального литературного языка, способствовало формированию языка драмы на новой основе. Лучшие комедии 18 века были пронизаны непримиримостью к социальному злу и обличали пороки, порождаемые безнравственностью и деспотизмом. Отличительным свойством русской комедии была целенаправленная связь с сатирой, что давало возможность определить ее как «общественную комедию».
               
                март 1996г.


Рецензии
Макс! Все, что мы пишем и делаем, мы делаем, в конечном итоге, чтобы сказать что-то новое.
Эту информацию можно легко почерпнуть в уч. пособии для филологических факультетов пединститутов.
Что делает рефератик на прозе?

Виктор Санин   15.03.2004 05:40     Заявить о нарушении
Все очень просто, мне этот текст показался интересным и я его разместил здесь. вы знаете, электронные накопители такие ненадежные....
Ваш,

Макс Гончаров   16.03.2004 04:24   Заявить о нарушении
Макс, я понял, это такая своеобразная информационная заначка!

Виктор Санин   16.03.2004 10:26   Заявить о нарушении