Прадо

 Испания нас встретила безоблачным небом и ярким солнцем, от которого рябило в глазах, а тени казалось, становились особенно контрастными и глубокими. Автобус от аэропорта бесшумно скользил среди невысоких холмов со скудной растительностью, и лишь иногда плавные линии перекрестных дорог пересекали тенями наш путь своими легкими мостами, проносящимися над головой.
 Мадрид начинается с обычных провинциальных “спальных” районов с типовыми домами с местами застекленными лоджиями и лесом телевизионных антенн на крышах. При приближении к центру города картина становится более живописной. Местами встречаются ультра современные из стекла и бетона, например современная высотная гостиница или два с виду падающих друг на встречу другу высотных здания расположенных через дорогу. В центральной части города районы традиционной европейской, старинной застройки. Начиная от аэропорта нам встретилось много различных памятников, от истерзанной лошади вывернувшую свою морду, в стиле Пикассо в аэропорту, до многочисленных пеших и конных королей и героев, во всех районах города, и еще множество фонтанов и парков. Тут есть своя триумфальная арка, а Богиня Победы восседает на колеснице запряженной парой львов окруженных струями воды из фонтана. Занимая немалую площадь, открытый для посетителей возвышается королевский дворец, примечательно, что напротив него небольшая церковь, с двумя башнями, такая же построена в Риме у знаменитой лестницы на площади Испании. А в Мадриде на площади Испании памятник Сервантесу, перед которым Дон-Киход на коне и его оруженосец Санчо-Пансе на осле. Летом в городе очень жарко и туристы спасаются в автобусах с кондиционерами. В городе множество театров и музеев, в том числе Центр современного искусства королевы Софии, где можно посмотреть на работы Пикассо, Дали.
  На одной из улиц повстречали памятник диктатору Франко, он был вымазан краской. По приказу Франко недалеко от города, на горе сооружен грандиозный мемориальный комплекс в имперском стиле “Долина павших”, задуманный, как символ примирения народа после гражданской войны, куда были перезахоронены жертвы, как с одной, так и с другой враждующих сторон. Комплекс венчает 150 метровый крест, в основании которого символические короли животного мира: анаконда, бык, лев и орел. Под ним в скале выдолблен огромный тоннель, который ведет в круглый мемориальный зал, облицованный гранитом и мрамором, здесь под небольшой табличкой в полу захоронен и сам бывший диктатор Франко. Недалеко от мемориала расположен  Монастырь, Дворец и Королевская резиденция Сан Лоренсо де Эль Эскориал.
 В Мадриде старый железнодорожный Вокзал, превращенный в оранжерею, приобрел новую жизнь, здесь можно встретить поистине райский уголок среди прохлады чудных деревьев, журчания ручейков и голосов певчих птиц.
  Из всего многообразия музеев нам удалось всего на пару часов заглянуть во всемирно знаменитый музей Прадо. На входе нас встречает бронзовая скульптура Карла V в римских доспехах, попирающего побежденного пленника в кандалах, как нам сообщили, съемные доспехи одеты на голое тело античного воина. С первых шагов было такое ощущение, что Мы попали в огромный собор, с многочисленными залами и галереями, так там много картин на библейские сюжеты. Библейские темы начинаются со встречи Адама и Евы под деревом на полотне Тициана. Другие более мечтательные Адам и Ева кисти Альбрехта Дюрера предстают на больших раздельных досках. За короткий срок нашего в нем пребывания, конечно, можно было посмотреть лишь его малую часть. На картинах подробно представлены многочисленные члены королевской семьи от Изабеллы Кастильской, Габсбургов до Бурбонов.
 В центральном почти круглом зале, всемирно известная картина Веласкеса
 “Менины”. Огромное полотно открывает нам дорогу в королевский дворец. На картине юная Инфанта Маргарита в окружении придворных наблюдает за работой художника, который изображен рядом, король Филипп IV на дальнем плане заглядывает в комнату, и кажется, что король смотрит прямо в нашу сторону или даже несколько дальше. Оборачиваясь, замечаю предмет его наблюдения, это белоснежная мраморная статуя пригнувшейся юной девушки, установленная в центре зала, но более детальное рассмотрение объекта убеждает меня в том, что перед нами все же статуя юноши, все детали на месте. Другая картина ”Взятие Бреды”, идеализирует важное историческое событие, так о войне можно рассказывать придворным дамам, на ней изображены благородные сеньоры в белоснежных накрахмаленных фламандских воротничках, главнокомандующий принимают ключи от города в знак капитуляции голландского города Бреды. Рядом еще один знаменитый шедевр Веласкеса, где юный принц Бальтазар Чарльз скачет во весь опор на коне прямо на зрителя на фоне облачного неба, утопающей в тумане долины и горной гряды.
  Художник Эль Греко пожалуй, выбивается из общего ряда художников пишущих на религиозные сюжеты своими фантастически яркими красками. В его картинах на библейские сюжеты краски нанесены легким широким мазком и содержат более яркие оттенки. Как будто рассказывая о скорбных событиях, он слышит голоса пророков, что говорят о предстоящем воскресении и торжестве веры Христа. Одна из картин Эль Греко была разрезана на три части владельцами картины при дележе имущества, и, наконец, через века эти части соединились и весят рядом, хотя и в разных рамах. Эль Греко творил в Толедо, небольшом городке, недалеко от Мадрида и известным как центр католицизма, где узкие улочки и старинные соборы с высокими готическими сводами, укрывались за крепостной стеной. На некоторых картинах фигуры имеют как будто вытянутый вид, но когда эти картины создавались для размещения на достаточно высоком уровне, где их расположение и освещение дополнительно создают новый эффект объема. Похоже он ближе к импрессионистам.
  Франсиско Гойя, представлен в музее довольно широко, это не только Парадные портреты королевской семьи Карла IV, он нас удивил своими яркими ранними картинами, перед нами не угрюмый человек с известного автопортрета, пишущий об ужасах войны, а веселый счастливый человек. Совершенно неожиданно обнаружили лирические работы мастера, это несколько небольших красочных полотен с галантными живописными сценами, просто светлый праздник: музыканты на природе, игры детей, дамы и кавалеры на пикнике, такие сюжеты позже мы встретили на расписных веерах, которые нам предложили у гостиницы. В небольшом зале портрет “Маха в облачении” (по преданию изображена герцогиня Альба), рядом находится другая картина, известная как “Обнаженная маха”, надо отметить что облик женщины передается виртуозно едва уловимыми мазками и особой нежной прозрачностью красок, на картине она выглядит гораздо привлекательней, чем на репродукциях, хотя кажется, что красавица себя чувствует несколько неуютно в этой проходной комнате.
  Картины Питера Брейгеля Старшего в свое время, вероятно, создавались не столько для украшения интерьера, а как занимательная диковинка и имели такое же значение как и кино. На его картинах часто можно найти множественный набор различных сцен, вариации на заданную тему, в картинках передаются зашифрованные послания, пословицы, притчи, поговорки и загадки, своеобразный иллюстрированный словарь современного быта. И рассматривать их можно долго. Картина “Триумф Смерти”, художник тут выступает, как режиссер постановщик сложной батальной сцены. У стен крепости судьи в белых одеждах вершат страшный суд, клубится дым пожарищ окрестных сел, готовы столбы и виселицы для казни, кругом разгром и разруха, армии гибнут, Смерть на коне с подручными собирают обильную скорбную дань на полях сражений.
  Аналогичный прием, как философски художественного созерцательного размышления встречается и у Иеронима Босха, только с добавлением большей доли мистики и фантастики. Картины Иеронима Босха поражают своей глубиной символической насыщенностью, это целый мир фантастических образов. “Поклонение волхвов”, на картине известный библейский сюжет: волхвы поклоняются Младенцу Христу, но отдельные детали картины можно рассматривать как самостоятельный рассказ. Так, на кружевном воротнике поклоняющегося разместились царские чертоги, где на троне восседает сам владыка и его свита рядом, в нижнем ряду сцены жертвоприношения, на сосудах тоже сложный орнамент, огромное пространство картины охватывает изображение природы.
  Картина “Сад наслаждений” Босха состоит из трех частей. В первой части повествуется о том, что Бог создал мир, природу животных и людей, на земле воцарился рай, “возрадовался Бог творенью своему”. Во второй части люди открыли для себя “Сад наслаждений”, тут полный необузданный разгул и люди уж не могут остановиться в этом. И, наконец, дьявол и силы тьмы наслаждаются по-своему, поглощая падшие человеческие души.
  Альбрехт Дюрер, небольшая картина “Автопортрет”, это пожалуй одна из лучших его работ . Тонкая работа художника передает мельчайшие черточки его спокойного лица, тщательно прорисованы детали одежды, каждый волосок его роскошных золотых кудрей, за окном открывается изысканный холмистый пейзаж, если искать парный портрет для Моны Лизы, то лучшего, чем этот автопортрет Дюрера и не найти. Удивительно, но и саму Мону Лизу мы обнаружил тоже здесь, как говорят полная копия, только без толстого слоя лака. Еще одна загадка великого Леонардо, кто мог изготовить в то время  такую картину с небольшим перемещением точки обзора, как говорят специалисты, так что если смотреть  на обе картины через специальное приспособление можно увидеть стереоскопическое изображение.Интересны картины художника Мурильо, он с большим мастерством и любовью рисует детские портреты, юные пастухи, соседские ребятишки. Ярким украшением  коллекции служат картины Тициана  на мифологический сюжеты "Венера и Адонис” и "Даная".
     В залах выставлены 2 знаменитых королевских стола  с массивными каменными столешницами, установленных на четырех бронзовых львах перекатывающих шары. Подобную четверку львов мы встретили и в королевском дворце, стоящих на страже у монарших тронов. Дюжину таких уменьшенных копий Львов с виллы Медичи,  привез из Италии тот же Веласкис.
     Здание Музея находится выполнено в классическом стиле с многочисленными колоннами, барельефами и античными скульптурами в нишах, рядом с музеем расположен Парк дель Ретиро. Перед входами в Музей установлены памятники великим исполинским художникам.  Монумент Франсиско Гойя,  бронзовая статуя художника выполнена в полный рост, художник обращен лицом к северному входу здания музея, на пьедестале образы офорта Капричос над фигурой Маха обнаженная. Скульптор Мариано Бенлиуре-и-Гиль. С южной стороны музея в сквере перед входом установлен  бронзовый монумент Хуан Браво Мурильо, Статуя художника в полный рост опирающегося на пилон, установлена на высоком каменном  постаменте, скульптор  Сабино Медина. Перед центральным входом установлен бронзовый монумент Диего Веласкис с кистью в руке, художник   сидит в кресле за работой,скульптор Анисето Маринас. 
  В заключении можно добавить, что Музей Прадо богат шедеврами мирового масштаба, кроме названных имен здесь представлены и другие замечательные мастера, художники, скульпторы и чтобы спокойно осмотреть его залы потребуется не меньше недели.


Рецензии
Спасибо за замечательную экскурсию. И за рассказ о моих любимых художниках: Веласкесе, Эдь Греко,Брейгеле. Удачи вам и вдохновения

Наталия Фрехтман   19.01.2024 20:00     Заявить о нарушении
Спасибо за Ваше внимание, всего доброго!

Alexfor   23.02.2024 13:12   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.