8. 4 Точно или образно? Кому что лучше?

    Чуть более тридцати лет назад, появился на кафедре физиологии  один «юноша пылкий  со взором горящим», с дипломом физика в кармане. Раньше он тоже тут крутился-покручивался, спецкурс проходил. Но тогда он был на правах студента, а тут… даже не знаю как и рассказывать-то. Времена были такие, что по штату на кафедре места физику не было положено, а вот специалист такой был нужен. И придумали тогда при кафедре организовать лабораторию физиологии с одним-единственным сотрудником. Завлаб,… инженер, лаборант, уборщица… и всё в одном лице! Нарочно не придумаешь!
     Непосредственный его руководитель, (шеф) часто беседовал с новым специалистом, а  в свободное время от их разговоров-дискуссий, лекции медикам читал по биофизике. При этом он частенько отвлекался на вопросы общей физики, а одна лекция у него была даже по квантовой механике!!!
      Вот с этого-то  началось!
      Сидели сотрудники-физиологи,  мирно  беседовали, но как только их беседа дошла до квантов, молодой специалист даже в лице изменился.
- И Вы это незываете квантовой механикой? Да это же авантюра!  А вы просто авантюрист! (Должность «звлаба»позволяла ему применять столь сильные выражения)  Вам самому в девятый класс пора!  ……….
- Не спешите, коллега!  А как бы Вы построили эту лекцию?
- Да я бы по крайнкй мере…..
- А не прочитать ли её ВАМ?
- …………..?!   Молодой специалист даже осёкся.
- Мне прочитать? –  неуверенно переспросил он.
- А это не совсем плохая идея, поддержала разговор, подошедшая седая женщина, заведующая кафедрой, - на  следующей неделе, во вторник, в   большой круглой аудитории, всему русскому потоку. Вам это подойдёт? И не спрашивая ответа она продефилировала в свой кабинет.
Вот это да!

Другим приходится несколько лет ждать, пока разрешат лекцию прочитать 
  хотя бы одной группе, а тут всего через два месяца и всему потоку!
     Ко вторнику вся лекция была отштудирована до последней запятой! Как теперь пригодилось то, что он в Армии проводил политзанятия!  Аудитория его совсем не пугала, поэтому  держался он молодцом!  Точно отточенные выражения и  даже каждое движение его как бы подчёркивало смысл сказанного.
     Он был, как Бог!
     Гробовая тишина в аудитории, сотни восхищённых девичьих глаз устремлённых на него… (Юноши, правда, тоже на него смотрели, но их взгяды его как-то мало интересовали). А в первом ряду сотрудники кафедры… почти половина кафедры пришла послушать!… 
        Полтора часа пролетели незаметно. Последние слова и… даже кто-то зааплодировал. Подходят коллеги, пожимают руки, поздравляют!
- Я сам никогда не мог представить, как просто и доступно можно рассказать  о квантовой механике,- смущённо отвечает он… Вокруг восхищённые взгляды, улыбки, кажется нехватает только цветов и шампанского!
Счастливый новоиспечённый лектор спешит к шефу, которого обступили стайкой старосты групп.
- И как вам лекция? – интересуется у студенток шеф.
- Доктор Хонссон,- отвечает за всех одна из старост,- лекция изумительная! Только Вы, в следующий раз,  обьясните   пожалуйста, что он хотел нам рассказать?

P.S.
       Профессорша, на лекции не присутствовала. Она вызвала Его в кабинет и не только поздравила, но и постаралась утешить.
- Вы не очень переживайте, - с материнской нежностью в голосе, говорила она. Кстати, Вы уже третий физик, кто пробует  прочитать эту лекцию медикам доступно и на надлежащем уровне. И Ваша лекция  из этих трёх признана лучшей! Все без исключения отметили Ваш темперамент!

      Но мне кажется, что только физикам есть необходимость читать  квантовую механику  ТОЧНО,  меньше заботясь об образности, а медикам  более ОБРАЗНО и понятно, оставив точность на второе место.

        Прошло много лет, пока до меня дошёл смысл сказанного мудрой профессоршей, смысл того, что мудрость – это не столько точность знаний, сколько образность  ……..


Рецензии
Александр, вы правы. Вязание крючком не создание атомной бомбы, но и в этом случае, нужно простым языком объяснить как это делается.
Удачи и счастья

P.S.
"Суть преподавателя, не изложить материал предмета, понятным языком, а зажечь искру, самостоятельного изучения предмета."

"Понимание, учащимся предмета, не вопрос самого предмета, а вопрос "преподавания".
Выписка из заседаний кафедры РГПУ.
Константин Куницын

Юлия Вокке   21.12.2004 02:52     Заявить о нарушении
Красивые мысли и правильные!

Хотя "зажечь искру" действие несколько "на грани". Ведь из искры может "разгорется пламя". Готовы ли ученики работать с огнём? не обернётся ли пламя всё сжигающим пожаром?

Если готовы, это должен тоже определить Учитель, тогда никаких возражений. В путь-дорогу!

Александр Скороходов   21.12.2004 17:39   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.