О гадюке с любовью

«Падает колючий, легкий как алюминий, мартовский снег. И хотя снежные вихри становятся сильнее и снег трещи под ногами, как гранит, - весенняя тревога наполняет город.
Зима отвечает на это ледяным ураганом, большим апрельским антициклоном. Снег смерзается и звенит, как железо. Не обращая на это внимания, вечерняя газета объявляет, что прилетели из Египта первые весенние птички – колотушка, бибрик и синайка.
Читатель теряется. Он вспомнил, что никогда они еще не делали весны и что само их существование лежит на совести вечерней газеты.»
А ведь и не скажешь, что строки эти написаны много-много лет назад! Это Ильф и Петров. Из очерка «Как делается весна».
Весна….После безумств зимы 78 – 79 года в самое существование весны верится с трудом! Но все - же, весна! Весна-79 в Эстонии. Попробуем взять на свою совесть несколько весенних прогнозов. И тоже о животных. Ведь именно в середине марта - начале апреля в наших краях появляются очнувшиеся от зимней спячки животные. И среди них – змеи. Вот, о них, как в старину говорили, гадах ползучих, и поговорим. Причем, /смотри заголовок/ говорить будем со вполне позитивных позиций.
В нашей республике видовой состав змей совсем невелик: два вида ужей, медянка и обыкновенная гадюка. Все они, а мы это помним из школьного курса зоологии, приносят неоценимую пользу нашим лесам…
Позвольте, позвольте…..Позвольте небольшое отступление. Плюсы и минусы хороши в математике. И даже уместны в других областях точных наук. В сельскохозяйственной терминологии – сплошь и рядом «повышение удоев», «продуктивность мясного животноводства» и т.п. Но до чего же мы можем дойти, если каждого зубра будем рассматривать исключительно как тонну говядины высшего сорта, каждого лося, как вешалку для одежды плюс шашлык, который можно сжевать, сидя на ковре из его шкуры, а каждую лису или енотовидную собаку, как модную шапку?!
Мы уже привыкли к белкам в наших дворах, садах и парках. И нам покажется просто чудовищной мысль, отлавливать этих зверьков, пользуясь их доверчивостью, на предмет изготовления шапок или манто! И ведь никому не приходит в голову, рассуждать о степени полезности /утилитарности, что - ли!/ пушистых Микки.
Так почему же мы хватаемся за палку или камень, увидев на лесной тропинке змею? Предвижу ответ: «Она укусить может!»
Да бросьте! Мы же не дикари каменного века! Первое, что делают змеи / я говорю об ужах, гадюке и медянке – змеях Эстонии/ при встрече с человеком – они у-ди-ра-ют! Если змея остается на месте, шипит, делает пугающие движения – это значит, что вы на нее напали. Это значит, вы стоите на ее пути к гнезду, к укрытию. Сделайте шаг в сторону, и она мгновенно прошмыгнет мимо вас.
Могу с полной ответственностью сказать, что нет, не было и вряд ли может быть случай, чтобы гадюка вдруг выскочила из кустов и впилась зубами в ногу разнесчастного «вещего Олега-79», то бишь туриста-рекреанта!
Случаи укусов гадюками обыкновенно бывают в двух ситуациях. Вы не увидели змею, не услышали предостерегающего шипения, а то и, не дай Бог, наступили на нее. Слова «не дай Бог» здесь относятся, уж извините, не к вам, а к змее. Представьте, что на вас этак ненароком прилег бегемот или наступил слон! Небось тоже кусаться начнете. Если успеете, разумеется. Вот и не обижайтесь на гадюку – ей тоже больно.
Ну, а вторая возможная ситуация характеризуется сакраментальным соотношением – «преступление и наказание». Вы видите змею! Видите, что она пугает вас, делает ложные броски в вашу сторону, шипит… Но вы исполнены чувств тореадора! Вы нагибаетесь за палкой… Тут – то следует наказание.
Мне приходилось видеть и тех и других – и пострадавших и наказанных. У последних, как правило, следы покусов на руках или лице. Кстати, позволю себе здесь ехидно заметить, что прыжки в высоту – вид спорта, гадюкам не известный!
Ну и завершая тему «змеиных покусов», добавлю, что яд гадюк не так уж и опасен. Вот авторитетное мнение. Профессор Андрей Григорьевич Банников пишет: « За многие десятилетия известны единичные случаи, когда укус гадюки повлек за собой смерть, однако не ясно, отравление ядом или вредное, неправильное лечение оказалось причиной гибели человека». И еще – большинство погибших – малые дети, либо дряхлые, истощенные старики.
Ну, а теперь несколько слов не в защиту змей, а просто о змеях. Что же такое – гадюки? Или, правильнее, кто такие – гадюки? Правильнее… По мировым «стандартам» обыкновенная гадюка очень даже небольшая змейка. Редко ее длина достигает восьмидесяти сантиметров. Обыкновенно – около полуметра. Цвет – от серого до черного. Вдоль хребта темная зигзагообразная полоса. У чисто черных разновидностей этой полосы может и не быть. В условиях Эстонии отличить гадюку от двух других видов можно и без полосы. Со школьных лет помним: у ужа оранжевые пятна на голове, медянка – приятного коричневого цвета, а веретеница – не змея, а ящерица. Безногая ящерица. А у ящериц, в отличие от змей, есть веки. Они «умеют» моргать. Не зря же немигающий взгляд называют «змеиным»!
Зимуют гадюки в глубоких норах, ниже уровня промерзания грунта. Обычно на зимовке от одной до шести особей. Но известны находки зимних «гадючников» по сто и даже триста змей! Впрочем и расселяются они неравномерно. Сельские жители знают, что в-о-о-он то болото – змеиное, а в этом лесу змей нет. Такие змеиные очаги определяются как раз условиями зимовки. Расползаться гадюки не любят. Сравнивая с человеческими качествами, можно сказать, что они довольно ленивы!
Март. Ранняя весна. В лесах еще можно встретить куртины снега. А рядом, на согретом солнце валуне, коих у нас в республике более чем достаточно, нежится одинокий самец гадюки. И только две – три недели спустя, в первых числах апреля, появляются самки. Продолжая антропологические ассоциации, можно сказать, что и среди гадюк дам любят поспать подольше!
Ну, а еще через три месяца у рептилий появляются дети.
Теперь еще одно отступление. В последнее время в «околозоологической» литературе появилось ряд изданий, рассказывающих о змеях. Это и великолепная по занимательности книга Дэвида Аттенборо «Змеи – гиганты», и ряд книг прославленного зоолога, специалиста по восстановлению численности исчезающих видов животных, блестящего литератора – Джеральда Даррелла, это, наконец, книги «Брема ХХ века» – профессора Бернхарда Гржимека. Ряд очерков на «змеиную» тему написал лауреат Ленинской премии журналист Василий Михайлович Песков. Плюс передачи из серии «В мире животных». Особо хочу сказать о книгах змеелова А.Д. Недялкова. Впервые мне пришлось познакомиться с Аркадием Демьяновичем в Москве, в Московском государственном заочном педагогическом институте. Надо сказать, что к тому времени первая книга А.Д. Недялкова – «Опасные тропы натуралиста» – уже увидела свет. И можно себе представить чувства, которые испытывали мы, студенты, отправляясь на занятия к такому человеку!
Книга «Опасные тропы натуралиста» автобиографична. Молодому биохимику для экспериментов понадобился некий фермент – дикарбоксилаза, белковое вещество, обладающее чрезвычайно интересными свойствами. В Советском Союзе этого вещества в нужных количествах не было. За зарубежные образцы надо было платить золотом и много. И тогда кто-то посоветовал: «А ты поймай несколько гюрз или эф, получи от них яд и выделили свою дикарбоксилазу!». Сказано-сделано! Но в биохимию Недялков практически не вернулся. Остался змееловом. И дядю своего – «Илларионыча», посланного родственниками оберегать автора от превратностей судьбы, тоже обратил в «змееловную веру». Потом появились книги. Увлекательные , читаемые, как иной детектив, за ночь, за вечер, в ущерб отдыху и сну. Передаваемые из рук в руки. Замусоленные уголки страниц, затертые переплеты – бестселлеры!
Но вот раздался первых голос «против», потом второй, третий… Возражали зоологи, специалисты в области охраны дикой природы. С такими именами, как А.Г. Банников, В.Е. Флинт, Л.К. Шапошников, К.И. Штерн, нельзя было не считаться. Упомянутый уже В.М. Песков посвятил теме одну из передач «В мире животных». В чем же дело? А вот в чем. Помните, чуть выше я писал о негативности утилитарного подхода к диким животным? Владимир Евгеньевич Флинт/ доктор биологических наук, профессор, Центральная лаборатория охраны природы/: «Нельзя превращать дикую природу в кормушку. Нельзя похваляться количеством трояков и пятерок полученных за тысячи и десятки тысяч щитомордников или степных гадюк, отловленных откровенно браконьерскими/ «техногогичными»/ способами. Нельзя популяризировать обучение сельской молодежи этим варварским приемам. Сравните Недялкова с Дарреллом и все встанет на свое место. Один ловит животных для сугубо утилитарных целей, ничуть не заботясь о сохранности живой природы, создавая «экологические дыры», другой – отлавливает животных, создает в своем зоопарке для них надлежащие условия, выращивает приплод и возвращает в дикую природу. Оба делают это не бесплатно. Но каково различие в делах обоих!»
Вот такие крайние точки зрения. Дискуссия не нашла продолжения. А.Д. Недялков не счел нужным ответить на критику. Профессию змеелова, насколько мне известно, он тоже не оставил. В 1977 году вышла его очередная книга: «Натуралист в поиске», издательство «Мысль», тираж 80000 экз.
И еще раз вернемся к началу повествования. Все-таки поговорим о пользе, которую приносят змеи.
То, что гадюки едят мышевидных грызунов, известно всем, но так же известно, что они едят, например, лягушек. Вот так польза! Ведь не будет лягушек – разведется множество насекомых?! Именно лягушки, в числе прочих животных, являются регуляторами численности «шестиногих». Но, не рубите с плеча. Какой бы крупной и опытной не была гадюка /или медянка, или уж/ она не сможет справиться со здоровой, сильной лягушкой. «На стол «рептилиям» попадают только больные, старые, слабые лягушки и иные земноводные. Добавлю, и не только земноводные, но и /весной/ птенцы зябликов, пеночек, овсянок и других малых птиц, родители которых по каким – либо причинам не в состоянии их защитить.
Вот и выходит, что змеи приносят пользу, осуществляя тот самый отбор среди амфибии и птиц, регулируя численность их популяций.
И последнее. Вряд ли представляется возможным вычислить, во сколько раз чаще вас будут кусать комары, если вы убьете одну гадюку, но можно точно сказать – ни одно вмешательство – беспардонное, не приходит бесследно. К сожалению, это уже не только теоретические рассуждения, но и фактические результаты.

Итак – «О гадюке – с любовью»? Ну, а если с любовью не выходит? Тогда, пожалуйста, хотя бы с безразличием. С ненавистью только не надо. Они этого не заслужили. А у вас на это нет прав…. НЕТ ПРАВ!

PS. В процессе подготовки очерка к публикации я показал его некоторым своим друзьям и знакомым с целью проверки ожидаемых реакций. В числе этих первых читателей были как зоологи, так и литераторы. От тех и от других последовал в той или иной форме вопрос: "Почему ты сузил проблему? Почему нет ни слова о серпентариях, где змей содержат в неволе, о той пользе, которую приносит людям змеиный яд, наконец, о тех опасностях, которые подстерегают змеелова, да и не только змеелова, а любого герпетолога, работающего со змеями?"
  Отвечаю. Я рассказал о гадюках то, что связано с нашей республикой. То, к чему был лично причастен. То, что имеет отношение к категории: «Литература о природе». Хотите что-то добавить, возразить? Если так, то по крайней мере одну свою задачу я выполнил – задел вас за живое! Напишите – и разговор будет продолжен.
И совсем в заключение. Серпентарии. Я бывал в Ташкенте. Видел узбекские серпентарии. Говорят, что это лучшие в мире. Возможно. Но позвольте напомнить, что «воля» и «неволя» – это антонимы. Могу сказать определенно – серпентарий отнюдь не курорт для змей, как иногда пишут в газетах.
О пользе змеиного яда. Опять-таки, позвольте привнести немного холодной воды. Спору нет, в отдельных случаях некоторые препараты на основе змеиного яда /правильнее – змеиных ядов/ иногда помогают. Вот, только с такими оговорками. До панацей змеиным ядам далеко.
Об опасностях в работе змеелова. Известно, что работа на токарном станке опасна, т.к. стружка может попасть в глаз. Не менее известны опасности, подстерегающие электрика, сварщика и даже повара. Известно, что нарушения правил техники безопасности могут привести и приводят к несчастьям. Все это относится и к работе ловца змей. И все. Ужасы и кошмары – это из области специальных видов литературы. Я змей люблю и предпочитаю читать о них у весельчака и оптимиста Дж. Даррелла.
Ну, так как, продолжим разговор?
© Magnum. 1979.
© Photo Magnum.1975.Беловежская пуща.
Отзыв или рецензию т.наз. "незарегистрированные читатели" могут оставить в блоге автора: http://www.liveinternet.ru/users/volly_penner/
Буду благодарен!
Ваш Volly "Magnum" Penner


Рецензии
С большим интересом прочитал, спасибо! Посмотрите пож. мой рассказ о встрече с коброй, и вовсе не в серпентарии...С уважением

Александр Багмет   04.11.2013 11:55     Заявить о нарушении
Спасибо за внимание! Ваш рассказ-ужастик о встрече с коброй прочитал! Впечатляет! Убедительно написано! Эмоциональнее, чем у Недялкова!
--
С почтением,

Magnum   14.11.2013 12:26   Заявить о нарушении
Это не ужастик, именно это со мной и было...С уважением

Александр Багмет   14.11.2013 13:38   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.