Толкиенизм записки стороннего человека

“Лучшая книга XX века”

  С чего же начать?.. Естественно, с источника - книги. Очень сложно, практически невозможно писать о вещах, которые
существуют лишь для тебя одного. Как сложить в единое целостное повествование все переживания, обрывки мыслей и
воспоминаний, отголоски чувств и просто внутреннее ощущение? Как передать словами то щемящее чувство приобщения
к чему-то намного большему, чем ты сам?
  Возьмите в руки Библию. Даже если вы далеки от религии и не прочитали ни слова с ее страниц, священных для
миллионов живших и ныне живущих людей, вы не можете не ощутить благоговение перед тысячелетними текстами.
  Возьмите в руки "Властелина Колец". Вы смотрите на книгу, которая за последние 50 лет была переведена на сотни
языков, переиздавалась десятки, если не сотни, раз по всему миру, и суммарный тираж которой достиг 50 миллионов
экземпляров. И все потому - что это не "книжка". Не "роман" и не "сказочка". Это - культ. Просто другая Библия,
написанная гениальным писателем. "Книга, слишком большая для одного человека". Человек, прочитавший "ВК", не
может просто положить книгу на полку и забыть о ней. По мере того, как он добавляет частичку своей фантазии в
написанные автором строки, и оживляет Средиземье в своем воображении - меняется его собственное мировоззрение и
внутренний мир. Иными словами, кроме патетических, этого не передать - но человек становится лучше, мудрее,
совершенней. Прочитав книгу, невозможно не стать ее ярым поклонником. Но есть люди, которым книга не только запала
в душу, она стала частью повседневной реальности, а для некоторых - и стилем жизни. Я говорю об истинных
последователях творчества профессора Толкиена, толкиенистах. А теперь позволю сделать себе небольшое
отступление.

Мой "Властелин Колец"

  Сам прочитал "Хоббита" в возрасте двенадцати лет, но пафосом отчего-то не проникся - должно быть был еще слишком
мал и неусидчив. Уже потом, двумя годами позже, мне на глаза попался один из первых переводов "Властелина Колец",
без единого стиха, кошмарно порезанный и из-за этого абсолютно нелогичный. Но я проглотил эти семь сотен страниц
одним глотком, на одном дыхании - и окружающий мир для меня уже не мог быть таким, как прежде. В душе сияла
красота Средиземья, а в сердце - тихая печаль заканчивающих книгу слов, на которых у меня по щеке скатилась
непрошеная слеза.
  "Вот я и дома..."
  Вот этими словами можно было описать мое тогдашнее состояние. Я действительно ощутил себя в каком-то смысле
дома, нашел то, что искал, даже не осознавая того, что я что-то ищу. Такой объем эмоций был слишком грандиозен для
такого маленького меня. Срочно требовалось с кем-то ими поделиться или во что-то вложить.
  Конечно, первым делом я сделал себе меч. На школьных трудах, когда все остальные нарезали из проволоки какие-то
никчемные и никому не нужные крючки, я, таясь от учителя, обтачивал ржавый кусок металла, в котором мне уже
виделось свое собственное ОРУЖИЕ. Но умения не хватало, и потому конечный результат вышел достаточно корявым.
Но мне было все равно, потому что мой меч состоял из двух частей - из неумело обработанной ржавой железки со
скособоченной сосновой ручкой и фантазии, в потоке которой он становился сверкающим полуторником идеальной
формы, с горящими голубым пламенем рунами на лезвии. Я назвал его Нарсилом, и этот меч все еще хранится в
укромном месте, завернутый в промасленную бумагу...
  А вот насчет "поделиться"...
  Друзья только лишь пожимали плечами, когда я взахлеб рассказывал им, почему Гэндальф все знает, и отчего
Минас-Итиль стал называться Минас-Моргулом. Они даже приблизительно не знали о чем я говорю. Натолкнувшись на
полное непонимание с их стороны, я решил поискать сторонних людей, увлеченных Книгой. То ли я плохо искал, то ли
тогда действительно не существовало никакой подобной тусовки, но факт остается фактом - я никого не нашел, и это
было единственной причиной, почему я не стал толкиенистом.

Немного истории.

  Толкиенизм, как движение, зародился в Америке, в конце 60х - начале 70х годов двадцатого века, сразу же после
первого издания "ВК". Он такой же символ того времени, как и "Битлз", дети-цветы и реакция на войну во Вьетнаме.
Вызов прагматичности и религии вещизма, достойный ответ на технократизм, отравление окружающей среды, на культ
ленивого потребления перед экраном телевизора, с которого сочится мыльная опера вроде "Династии", "Санта-Барбары"
или очередной гимн во славу Американского Способа Жизни. Ситуация ничего вам не напоминает? Не подобные ли
ценности лежат сейчас в основе уже нашего, русского "капитализма"?
  Толкиенизм - не воинственное движение, мирное и созерцательное, и оно было поддержано молодежью, которую не
устраивал сложившийся порядок вещей.
  Отчего же книга оказалась настолько привлекательной? А все дело в том, что в ней каждый смог найти что-то свое.
Противники ядерного оружия рассматривали Кольцо как символ - оно есть, оно наделяет нас властью, но мы НЕ
ДОЛЖНЫ, НЕ МОЖЕМ использовать его или весь мир поглотит Тьма. Пацифисты видят свою сторону книги - да, была
огромная война, реки крови и усыпанные телами поля битв, но Зло было повержено добрыми, бесстрашными и
безобидными хоббитами, то есть - силой воли, чистотой души и верной дружбой, а вовсе не силой оружия.
Но - "времена бунтарей" прошли, и люди и окружающий мир изменились. Но уж точно не к лучшему.

Новое поколение выбирает...

  Есть такой психологический термин - эскапизм. Бегство от реальности. Элементы эскапизма присутствуют в каждом виде
деятельности, отличном от сна, поглощения пищи и "зарабатывания" денег на эту самую пищу. Читая книги, слушая музыку,
просматривая фильмы, рисуя картины, играя в компьютерные игры, общаясь с друзьями, мы пытаемся на время уйти от
окружающей нас каждодневной рутины и насущных проблем. Но некоторым этого недостаточно и они создают себе
параллельную жизнь, в которую можно окунуться время от времени. В наше время толкиенисты - это люди, уставшие от
бесконечных, однообразных и серых будней, с радостью погружающиеся в мир Средиземья, в котором Зло и Добро
кристально чисты, правители мудры и справедливы, воины благородны, а их дамы сердца - прекрасны и умны. Проще
всего это описать таким сравнением - многие люди ходят в театр и с удовольствием смотрят на игру актеров. Толкиенисты
 же создали свой "театр" и играю в нем на главных ролях. Они актеры и зрители одновременно.

А молодого Боромира несли с пробитой головой...

  Естественно, уходишь в Средиземье - соответствуй ему как поведением, так и внешним видом. Доспехи, плащи,
костюмы, мечи, топоры, булавы, арбалеты - бездна возможностей для самовыражения и проявления таланта модельера
при изготовлении одежды или умения искусного мастера при создании оружия. Все это делается своими руками, с
максимальной любовью и тщанием.
  Когда внешние атрибуты готовы, пора задуматься о внутренних. По сути, сборища толкиенистов представляют из себя
одну большую ролевую игру на свежем воздухе. Каждый волен выбрать себе роль по вкусу, все зависит только от
фантазии конкретного человека. Слабый может стать прославленным воином, сильный - физически немощным магом.
Десятки вариантов, сотни возможностей... Но вот роли выбраны - и начинается игра, своего рода спектакль с заданным
началом, но неизвестным концом. Если в начале игры человек сколотил вокруг себя отряд уруков и, потрясая огромным
двуручным мечом и угрожающе вопя, повел их на штурм эльфийской крепости - он отлично ОТЫГРАЛ роль капитана
орочьей ватаги. Парень, отыгрывающий роль эльфа-разведчика и ведет себя соответственно - сделав лук, партизанит по
кустам и удивляет оппозитные силы неожиданными стрелами в различные части тела. Хрупкая девушка, не желающая
иметь ничего общего с топорами и тяжелыми панцирными доспехами, играет роль целительницы, которой по гроб жизни
благодарны все окрестные воины, закованные в железо по самое "не-балуйся" - только она способна подправить
"здоровье", сильно пошатнувшееся в неожиданной схватке с черт-те откуда взявшимся "назгулом" Василием.
В общем, все это напоминает игру в "Зарницу" из далеких пионерских времен. Хотя сравнение достаточно натянутое, игры
толкиенистов многим более сложное и комплексное явление. Существуют свод правил и люди, называемые Мастерами,
которые контролируют игровой процесс, не давая ему скатиться в банальное махание мечами. Мастера ставят перед
участниками глобальные задачи, разрешают споры, корректируют баланс. Но их вмешательство и устанавливаемые
внутриигровые законы не являются ограничением, наоборот, они помогают людям самовыражаться и сглаживают
шероховатости на стыке двух миров - реального и воображаемого.
  Вот отгремели "кровопролитные" сражения, произошли множество мелких стычек и пара крупномасштабных конфликтов,
любовь и ненависть, дружба и предательство - всё сплелось в клубок человеческих (эльфийских, гномьих) страстей. Чем
же теперь заняться уставшим игрокам? Спокойно сесть вокруг костра, и, наслаждаясь теплом и отдыхом, выпить кружечку
пива, спеть пару песен в обнимку с недавними ненавистными врагами, представить на суд товарищей свои стихи. И мирно
разойтись по домам. Ведь завтра - на работу, в институт, в школу. А Мир, который эти люди своими силами создали для
себя, замирает и ждет их следующего визита.

Толкиенисты и третья власть

  "Они бегут от нашей многокрасочной реальности, только и делают, что распивают спиртные напитки, употребляют
наркотики, шьют из занавесок эльфские (sic!) плащи, дерутся на деревянных мечах - и заканчивается это либо попыткой
самоубийства, либо они становятся сатанистами и приносят своему кровавому богу Толкиену человеческие жертвы!" Вы
спросите - что это за бред? ЭТО - всего лишь обобщенный вывод, который можно сделать о толкиенизме, ознакомившись
с публикациями на страницах российской прессы. Журналисты всевозможных журналов, газет и газетенок очень "любят"
толкиенистов, выставляя их этакими скинхедами, дьявлопоклонниками, маньяками и сектантами в одном лице. Серьезных исследований по предмету практически не попадается, зато вполне можно наткнуться на заметку под заголовком
"Обчитавшись Толкиена, девушка убила лучшую подругу". Вот так вот.

  Надеюсь, этот небольшой обзор удался получше, чем у многих. Я понимаю - стоит копнуть поглубже, и в любом
вопросе, даже казалось бы самом поверхностном, откроются невообразимые глубины, и, наверняка, в этой статье много
неточностей и поверхностных взглядов. Но я вижу движение именно так, это мой взгляд - взгляд стороннего человека.


Рецензии
Толкиен гениальный писатель, и сколько бы сейчас не выдумывалось новых фэнтези-миров, я сомневаюсь, что они будут столь же величественны. Тем более тёмное фэнтези, где на первом месте пошлые интриги, а не борьба добра со злом. Во всяком случае у меня сложилось именно такое впечатление от фэнтези современного.

Толкиен изобрёл эльфийский язык, и не с потолка, поскольку являлся лингвистом и профессором университета.

А мне почему-то "Хоббит" нравится больше, чем "ВК" (как книга, так и экранизация), сейчас вот вникаю в свободное время в "Сильмариллион".

Было интересно прочесть эту статью!

Ларс Герт   18.12.2018 07:33     Заявить о нарушении