Боинг рейса КАЛ-007. Двадцать лет спустя

“Боинг” рейса КАЛ-007. Двадцать лет спустя


Говорят, в американском Далласе (штат Техас), неподалеку от места, где был убит президент США Джон Кеннеди, с 1995 года функционирует Музей государственных заговоров. Музей частный, но посещаемый публикой. Основу его экспозиции, естественно, составляют экспонаты, посвященные убийству Кеннеди и аргументировано опровергающие официальную версию об убийце-одиночке Ли Харви Освальде. Однако есть в музее экспонаты, касающиеся и других событий. В частности, один из них повествует о сбитом советской ПВО Дальнего Востока Боинге-747. По мнению организаторов музея, событие это чистой воды провокация ЦРУ, призванная обострить “холодную войну” между США и СССР. Спасибо, конечно, американским товарищам за доброе слово, однако...

Как мы получили “два балла” за дежурство

Лет двадцать назад мне пришлось служить на острове Русский близ Владивостока, в одном из многочисленных радиотехнических подразделений (на т.н. “точке”). Последние были разбросаны по всему Союзу, как правило, в наиболее неудобных для жизни и продуваемых всеми ветрами местах. Чтобы обеспечить сплошное радиолокационное поле по всему Союзу. Готовность номер один была для нас делом обыденным, если не обязательным - чем-то похожим на обед. Если говорить о службе на Дальнем Востоке, то чаще всего еженощно (а то и по несколько раз) многим приходилось подниматься на сопку, где располагалась локационная техника, из-за неисправностей последней. Вооружение уже тогда было морально и физически изношенным, некоторые его образцы оказались откровенно неудачными (в том числе и производства нашей запорожской “Искры”), хотя и подготовка многих офицеров оставляла желать лучшего. Бывало, что и товарищи солдаты устраивали пьянку. Тогда нашего брата тоже поднимали наверх - воспитывать... Очень редко ночью готовность номер один объявлялась по делу - то есть по причине полетов вблизи границы самолетов США и Китая.
Тут стоит заметить, “войной” для дежурных сил ПВО Дальнего Востока, как правило, считался полет (подлет к границе) американского самолета-разведчика SR-71. Благодаря этому славному летальному аппарату обеспечение боеготовности локаторов, во всяком случае, в окрестностях Владивостока, было на достаточно высоком уровне. Дело в том, что скорость “эс-эра” составляла около 3600 километров в час, и для того, чтобы обнаружить его на положенных 590-620 километрах (в зависимости от места расположения “точки” и типа радиолокационной станции - РЛС) нужно было бдить и бдить. В минуту самолет-разведчик проходил ровно 60 километров. Кроме того, как правило, на таких больших расстояниях в зоне видимости локатора существовали т.н. провалы. По всем вышеуказанным причинам малейший зевок оператора (солдата, который дежурил за экраном локатора) был чреват очень поздним обнаружением (на добрых 100 километров ближе положенного). А это в свою очередь влекло следствие, “суд святой инквизиции” под названием парткомиссия политотдела, и т.д.
Как несли службу на Камчатке и Сахалине, рассказывать не беремся. Общение в 1990 году с одним подполковником - снятым после 1983-го с должности командира камчатского радиотехнического полка, натолкнуло на мысль, что в местах, где “зарплата в два оклада, а шапки в два охвата” (с удлиненными “ушами” армейской цигейки), позволяли себе некоторые вольности. Поэтому и “Боинг” в злополучную ночь 1 сентября 1983 года там обнаружили с опозданием.
Но мы-то на Русском об этом всем не знали. Подняли нас того же 1 сентября примерно в два часа ночи. Как уже отмечалось выше, это несколько удивило. Тем более, что обстановка в воздухе оставалась более чем спокойной. К шести утра с КП части нашему командиру в весьма закодированных выражениях сообщили, что “выше нас” (т.е. севернее) сбит американский самолет-разведчик RS-135. Последний - разведывательный вариант все того же пассажирского “Боинга”, где вместо пассажирских кресел расположена аппаратура радио- и прочей разведки.
К 8.00 местного времени грянул настоящий гром: было объявлено, что за истекшие сутки дежурным силам ПВО Дальнего Востока выставлена оценка в “два балла”. Кроме того, до особого распоряжения в частях и подразделениях объявлялась повышенная готовность, т.е. несение боевого дежурства усиленными расчетами, во главе с командиром или одним из его заместителей.

Разбор полетов

Как говорится, мы начали ждать разбора полетов и полетевших с плеч долой голов. Но ничего такого не было - информация поступала скуднейшая. Что-то лопотал телевизор, а газета “Правда” традиционно в таких случаях уделила событию несколько строчек, сообщив, что-то на-подобие - “был пресечен полет неопознанного воздушного судна”. Спустя несколько дней по телевизору показали бодрого подполковника, который и сбил, как оказалось, южнокорейский пассажирский “Боинг-747”. Пускал ракету, мол, по RS-135, потому как никаких иллюминаторов на борту самолета не видел. Дальше уже мастера контрпропаганды выдвинули предположение, что пилоты “Боинга”, видимо, приказали пассажирам закрыть шторки, что и сбило подполковника с толку.
Пораженный ракетой лайнер рухнул в море южнее острова Сахалин, но, как особо подчеркивали, в советские территориальные воды (“это его потом подводным течением в нейтральные вынесло”). Дальше появились разговоры, что было несколько попыток принудить пилотов “Боинга” к посадке, но они проигнорировали все требования.
В газетах появились карты полета южнокорейского лайнера. Он последовательно пролетел вдоль побережья Камчатки, затем вклинился на территорию СССР в районе Елизово (база атомных подлодок возле Петропавловска-Камчатского), затем вышел в нейтральные воды Охотского моря. Достигнув Сахалина, “Боинг” также прошел над запрещенными для полетов районами этого острова. Поэтому и было принято решение его сбить...
На Западе тем временем разгорелся настоящий информационный шторм. Различные международные организации объявляли санкции в отношении Советского Союза. В частности, был введен 14-суточный запрет на полеты самолетов “Аэрофлота” (это в то время - единственная советская авиакомпания, которой, кстати, всем нам можно было по-настоящему гордиться). Публика узнавала об этом по косвенным признакам - в период европейских футбольных кубковых турниров нашим командам приходилось вылетать в страны соцлагеря, а уже оттуда, с пересадкой на другой самолет, добираться к местам игр.
Госсекретарь США Джордж Шульц назвал действия советской стороны “неадекватными”. ЦРУ официально опровергло намеки советских дипломатов на то, что “Боинг” выполнял шпионское задание этого ведомства. А руководство СССР, в свою очередь, заявило (помните знаменитое “ТАСС уполномочен заявить”), что “военное руководство могло отдать приказ истребителям на уничтожение сбившегося с курса южнокорейского “Боинга”. В ответ США обнародовали материалы “прослушки” с японской базы в Вакканае, и всем стало ясно, что и советское командование, и пилоты все прекрасно знали, и действовали абсолютно осознанно.
Поговорили еще о том, что японцы - родственники погибших (самолет шел из США, с посадкой на Аляске, в Японию) получили разрешение побывать на месте гибели “Боинга” на борту специального катера. Вскоре, впрочем, все стихло. 19 октября в крохотном государстве в Карибском бассейне - Гренаде, вспыхнул государственный переворот (второй “советской” Кубы не получилось), а 25-го там высадились американские “командос”. “Угроза Америке была устранена” (так сообщалось в официальном заявлении госдепа США). Как говорят в таких случаях, ответ не замедлил себя долго ждать. 23 октября некие смертники-террористы впервые использовали ныне популярный “чеченский вариант” - подогнав к американским казармам в Ливане грузовик, начиненный динамитом, они погибли сами, забрав с собой жизни 242 американских и 62 французских солдат. Спустя несколько дней США полностью отказалось от своего военного присутствия на Ближнем Востоке.
А 24 ноября Генеральный секретарь ЦК КПСС Юрий Андропов заявил об увеличении количества ракет, нацеленных на США, из числа тех, что базируются на советских атомных подводных лодках. В каком состоянии Генсек делал свое заявление, исторические хроники умалчивают. Известно одно - 7 ноября лидер партии и государства впервые в советской истории не появился на трибуне мавзолея Ленина, а 9 февраля он скончался...

Необходимое послесловие

Что в итоге? Несколько субъективных замечаний. Во-первых, события 1 сентября 1983 года - это с высочайшей степенью вероятности все же провокация американских спецслужб. Есть все основания полагать, что нашпигованные советской агентурой американские ведомства все же допустили утечку информации о готовящейся акции. Ибо примерно за месяц до описываемых событий в наш Владивостокский корпус ПВО прибыла комиссия штаба Дальневосточного военного округа в составе... 500 человек. Ни до, ни после этого даже слышать о таких количествах проверяющих не приходилось. Проверили все - от белья солдата до читаемости томов Ленина. Все тщательно документировалось, а что касалось боевой техники, то принимались самые активные меры, чтобы привести ее в боеготовное состояние. Правда, после полета “Боинга” никаких последствий работы такой невиданной оравы проверяющих мы не ощутили. Почему трясли Владивосток? Да от него к Корее ближе всего...
Следует добавить, что южнокорейская компания КАЛ, которой принадлежал “Боинг”, уже отличалась участием в провокациях против советской ПВО. В 1976 году самолет компании “заблудился” в районе советско-финской(!) границы. Тогда большое количество разных командиров и начальников потеряли должности.
Приходилось знакомиться с сообщениями газет, что “добрые люди” очень настоятельно порекомендовали бывшему президенту Джеральду Форду отказаться от полета именно в этом самолете. Кроме того, в советской прессе появлялись публикации карт Дальнего Востока, на которых четко просматривается синхронизация полета т.н. американского спутника-шпиона и погибшего “Боинга” (именно в моменты вторжения последнего в пространство над Камчаткой и Сахалином). Кроме того, в полете “Боинг” постоянно сопровождал... RS-135. Он следовал параллельным курсом (ночью, добавим, эти разведчики летали очень редко). Был момент когда “эр-эс” один раз даже сближался с “Боингом” настолько, что их отметки на радарах совместились. Это поначалу позволило утверждать, что именно самолет-разведчик пошел на нарушение, а пассажирский, сбившись с трассы воздушного движения, следовал в сторону Японии...
Немаловажна и такая деталь: самолеты компании “Боинг” уже в то время обладали совершенной системой компьютерной навигации, с тройным резервированием. Исходя из этого, разговор о случайно сбившемся с курса самолете можно отмести с порога. Тем более, что над Сахалином действительно были попытки принудить “Боинг” к посадке...
Это были вопросы к стороне американской, а теперь вопросы к стороне советской. Во-первых, даже прошляпив самолет над Камчаткой, как можно было умудриться не посадить его на Сахалине? Ведь времени для организации этого дела оставалось уйма - можно было спокойно поднять необходимое количество истребителей с пилотами соответствующей квалификации. Да и без квалификации - как истребитель со скоростью, втрое выше “Боинга”, и на порядок маневреннее последнего, не смог выполнить задачу? Ведь ее выполнение - обязательное условие подготовки каждого пилота ПВО, заступающего на дежурство?
Похоже, “Боинг” не собирались садить. Выбор на уничтожение пассажирского самолета был сделан на самом высоком уровне (и падение “Боинга”, чтобы “концы в воду”, в океан, скорей всего, не случаен - унес он в пучину немало тайн). К тому же, политика “закручивания “гаек”, которую начал Андропов, требовала сильных средств - почему не в виде проявления решительности на Дальнем Востоке? Поэтому Советское руководство и ответило на вызов американского президента Рейгана. Жаль только, что паны подрались, а 269 ни в чем неповинных людей погибли. Кстати, за всю историю “холодной войны”, начиная с 1951 года, было сбито 10 американских самолетов. Все они, кроме последнего, были военными самолетами-разведчиками. Последним, как раз, оказался “Боинг-747” рейса КАЛ-007...
* * *
Прошло время. Генерал Карнуков, который непосредственно отдал приказ истребителю на открытие огня, дослужился до командующего ВВС-ПВО России. 4 октября 2001 года он присутствовал на стрельбах украинских ПВО в Крыму. Наши “певеошники”, заметим, и тогда, и сейчас оперативно подчинены российскому главкому. Во время стрельб с экранов локаторов исчез Ту-154 “Сибирских авиалиний”. Спустя четверо суток вину за его гибель возложили на украинцев. Наряду с термином “украиский буржуазный националист” (других “буржуазных” националистов в мире не существует), срочно появилось новое словосочетание: “Российский самолет Ту-154 был сбит украинской ракетой С-200, выпущенной украинским ПВО с украинской территории). Открылось даже целое соцсоревнование между российскими и т.н. украинскими СМИ в том, кто смачнее размажет Украину по стенке...
А виноватых и сегодня нет. Генпрокуратура занимается разговорным жанром, юристы Кабмина стараются растянуть “час расплаты”, т.е. время расчета с родственниками потерпевших. Все это может гарантировано указывать на то, что НЕ УКРАИНСКИЕ ВОЕННЫЕ ВИНОВНЫ В ИНЦИДЕНТЕ. Будь что не так, командир стрелявшего дивизиона уже давно бы мотал срок. А так, мы не знаем ни одной фамилии фигурантов дела. Но что поделать, если секретари Советов национальной безопасности и обороны России и Украины Рушайло и Марчук порешили, что крайние - “хохлы”. И открылась бочка с помоями на наши головы.
Заметим, речь в случае над Черным морем идет о случайном и непреднамеренном действии. Что касается 1983 года, то тогда все было сделано НАМЕРЕННО и ОСОЗНАНО (и со стороны США, и со стороны СССР). Но в прессе никаких серьезных исследований дела “Боинга” так и не появилось, о событии быстро забыли, да и сообщений о выплате компенсаций не появлялось. А если США периодически поднимали шум, им вежливо напоминали: да вы сами-то - не без греха! Кто “завалил” над Персидским заливом иранский пассажирский “Боинг”? Не вы ли? То-то...
Мы же продолжаем только утираться. Обидно, однако...


Рецензии
Беспардонное свинство, впрочем, вполне ожидаемое.
Логика(!): поскольку Украина не торопится выплачивать компенсации родственникам пострадавших и не посадила в тюрьму никого из военных, значит "УКРАИНСКИИ ВОЕННЫЕ ГАРАНТИРОВАННО НЕ ВИНОВАТЫ"! У Геббельса учились?
Я помню интервью Кучмы:"Не надо нам себя унижать, в мире случались и более значительные катастрофы" И всё. Как бы он юлил, если б не дай б-г американский лайнер сбили!

Тьфу!

Наглый Мяу   01.09.2005 15:14     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв! Но с Вашими оценками не могу согласиться.
1. Украина выплатила все компенсации (выше практикуемых в мире сумм) и Израилю, и России.
2. Погибли люди и их жаль. И виновные у же в том, что организрвали в Крыму стрельбы подобным комплексом (С-200) Кучма и экс-министр обороны Кузьмук.
3. Я исследовал проблему и встречался со специалистами. Военные не виноваты! Ракета С-200 самонаводящаяся. но с земли ей нужно "подсвечивать цель". У расчета было 210 секунд (это очень много!), чтобы выключить т.н. "высокое" на станции радиоподсветки цели. Судя по тому, что никого -от министра обороны Украины и командующего ПВО России (последний был старшим пэвэошным начальником на стрельбах - ПВО Украины до сих пор оперативно ему подчинено) до стреляющего офицера, не привлекли, значит "высокое" выключили. Т.е все действовали по инструкции.
В случае выключения "высокого", ракета поднимается на 14000 м и самоподрывается. Никакого попадания в цель, идущую на скорости 900 км.ч. на расстоянии 150 км, быть не может.
4. Украинские пэвэошники тогда утверждали, что наблюдали (по локатору) падение ракеты на дальности 90 км. Но попадание (подрыв самолета) есть. Варианты: подрыв самолета изнутри; второе - удар другой ракетой (чьей - это другой вопрос). Третье - удар ракетой С-200, подсвеченной другим источником (чьим?) - это когда пэвэошники врали.
5. Первыми версию украинской ракеты сообщили американцы (по данным своего спутника).
6. Кроме катастрофы Ту-154, в тот же день случилась странная авиакатастрофа прямо в миланском аэропорту (погибли свыше ста людей). Все внимание прессы зациклилось на двух этих авиапроисшествиях, а спустя три дня США начали бомбардировки Афганистана, использовав как повод события 11 сентября.
Если бы в России (Украине) был хоть один внушающий доверие прокурор, если бы юриспруденции и криминалистике не мешала бы политика, мы бы давно знали правду, и не имели бы повода оскорблть друг друга.
С уважением, Л.Р.

Леонид Романовичев   01.09.2005 17:25   Заявить о нарушении
1.Как выплачивались компенсации, это отдельная тема, со скрипом выплачивались, впрочем, что это может возместить? Если никто так и не извинился!
2. Кузьмук ушёл в отставку, а спустя полгода был восстановлен!
3. Кому подчиняются украинские войска? Неужели российскому оперативному командованию??? И в НАТО так войдёте?)))
4. Самолёт был сбит ракетой. Это факт. Чьей? На такой высоте можно сбить только комплексом С-200, С-300, в тот день кроме украинских ракет, другие не запускались.
5. О чём и засвидетельствовали американцы!!!
6. Я не разделяю на части единый народ:русские, украинцы и белорусы, это единый этнос, великий этнос, которому ещё предстоит проявить себя в мировой истории, а вот политических жуликов, мародёров на развалинах СССР, которые взялись торговать суверинитетом, резать по живому, так я их ненавижу. Искренне. Уверен, им воздастся полной мерой.

С ув. Н.Мяу

Наглый Мяу   01.09.2005 19:29   Заявить о нарушении
Мне тоже как-то интересна стала история рейса KAL 007 и зацепив её на форуме http://talks.guns.ru/forummessage/71/779955-18.html я даже не думал, что страсти будут так накаляться. Собственно говоря, я полный сторонник вашего мнения, что на Камчатке проспали, а на Сахалине прятали концы в воду..... Могли спокойно посадить. И Осипович даже один мог это сделать, но не в обиду ему, он наверняка, как любой военный уже мысленно прокалывал дырку на кителе для ордена...... Любят наши военные думать о наградах. Я сам потратил полтора года на разборки с тем, кто и как на самом деле сбил Пауэрса - столько копий обломали на всяких форумах..... Даже с самим Вороновым общался по телефону. Если интересно - можете прочесть у меня. Статья вышла в газете "Секретные материалы ХХ века".
Вся эта бадяга (иначе не назвать) о пролёте спутника, сопровождении RS-135 не реагировании Боинга на сигналы Осиповича и не выход на связ по международному каналу, считаю не иначе, как уже отмазку, созданную нашими же ЧКистами и слитую каким нибудь французским журналистам, которым наверно даже документально что-то "подтвердили". Больно уж Французы осведомлены в истории. А получилось всё гораздо проще - правильно вы пишете - на Камчатке проспали, а на Сахалине уже прятали в воду концы или тоже долго возились - Боинг мог выйти из воздушного пространства. пришлось сбивать, да и пилот больше думал о том, чтоб сбить, а не попытаться посадить. Какие-то манёвры там типа Боинг устроил. В расшифрованной плёнке регистраторов Боинга вообще ничего нет такого и пилоты спокойно до последней секунды болтают о том, где обменять доллары в аэропорту Сеула. Т.е. никого и ничего они не видели.... И что интересно - я никогда не слышал о том, что есть какие либо подтверждения тому, что Боинг маневрировал, что летал спутник, что, да много там чего. Осипович, даже с его слов, явно не особо стремился что-то предпринять, чтоб обратить внимание Боинга на себя. Мог бы просто встать впереди Джамбо и все дела...... А он ракетами с нескольких километров по нему..... Всё, как у Ментюкова - который Пауэрса летал таранить....

Сергей Селин   19.06.2011 15:06   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.