Системный кризис культуры и роль интеллигенции
История доказала, что в цивилизованных обществах уровень жизни в первую очередь определяется СОЗНАНИЕМ общества, уровнем его КУЛЬТУРЫ, а не "бытием".
В России это представление было специально перевернуто коммунистами с ног на голову. Истинная культура и цивилизованность достигаются в результате победы здравых форм жизни, эволюции человеческого духа и разума над дикостью и варварством. Она является результатом реального внедрения в жизнь религиозного, философского, нравственного, научного, правового и других форм сознания.
Культура - это сложная система взаимоотношений людей, всевозможных знаний, верований, норм поведения, идеалов и навыков, социального опыта, играющая примерно ту же роль, что и наследственная информация (ДНК и РНК) в клетке или сложном организме. Она обеспечивает разнообразие типов личностей, успешность воспитания и обучения, различных видов деятельности, освоения не только социальной, но и духовной жизни. Феноменами духовной культуры являются религиозные учения, произведения литературы и искусства, научные, философские, политологические знания, разнообразная социально значимая информация. Это "вторая природа", создаваемая самим человеком.
Человеческое общество часто действует бессознательно, в соответствии со стереотипами и программами поведения, выработанными на ступени первобытной культуры. Чем общество динамичнее, тем насыщеннее протекает его социальная и культурная жизнь.
Динамика развития общества обеспечивается деятельностью особого слоя людей - ТВОРЧЕСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ, которая генерирует культурные инновации, выступает носителем рационального мышления, не только материального, но и духовного восприятия мира.
Слово "интеллигент" происходит от латинского intelligens - понимающий, мыслящий, разумный. Это общественный слой людей, профессионально занимающихся сложным творческим трудом, развитием и распространением культуры.
Эти просвещенные люди выступают в качестве базисной структуры человеческого сознания, формируют основные категории и универсальные понятия, такие, например, как "человек", "добро", "зло", "справедливость", "красота","свобода" и многое другое. Понимание этих понятий формирует поведение, шкалу ценностей человека, типы социальной организации, национальные особенности, отношение к природе, труду, человеческой личности, семье, обществу. В соответствии с этими понятиями люди строят свою жизнь.
Цивилизованное развитие предполагает изменение насаждаемых властью материальных потребностей. Переустройство обществ прежде всего связано с революцией в умах, с критикой господствующих мировоззренческих ориентаций, с выработкой новой шкалы ценностей. Без постоянного совершенствования культуры и интеллекта своих членов развитие общества невозможно. И хотя функция интеллигенции, как двигателя культуры и прогресса, весьма высока, переоценка её роли в обществе и пересмотр традиционных представлений происходит крайне медленно и с большим трудом.
РЕЦЕНЗИИ
Дорогой Григорий Наумович!
Меня, как и Вас, волнует нынешнее состояние российской культуры. К сожалению, из искусствоведческих и културоведческих наук мне, к сожалению, почти ничего неизвестно. Знаю только одно: человеческая личность отличается от животной твари тем, что живет не только РАЦИОНАЛЬНЫМ, но и ИРРАЦИОНАЛЬНЫМ.
Игорь Шахин - 2005/01/07 09:30
****
Дорогой Игорь!
Спасибо за участие в обсуждении моей статьи. Я предвидел, что кто-нибудь из участников форума обязательно обратит внимание на фразу: "интеллигенция выступает носителем рационального мышления...".
Вам наверное известно, что начиная с конца 20-го века, с появлением "постмодернизма" человечество начало все чаще отказываться от рационального мышления, логики, научного знания, сплошь и рядом отдает предпочтение эмоциям, стихии чувств, воле ("волюнтаризму" и "прагматизму"). Отсюда - беспочвенные социальные фантазии, возникновение войн и т.д.
У человечества возникло т.н. "кризисное сознание" - чисто утилитарное отношение к жизни, весьма поверхностное, "внетеоретическое" мышление, присущее людям первобытных эпох.
В XX-XXI веке писатели, художники, музыканты, искусствоведы, кинематографисты, философы довели "иррациональный интуитуизм" и "неомодернизм" до полного абсурда, в чем мы сегодня каждодневно убеждаемся, просматривая телепередачи и прессу. Именно это обстоятельство и подвигло меня написать данный очерк, подчеркивая важность РАЦИОНАЛЬНОГО мышления в российском обществе. Особенно - среди интеллигенции.
С уважением, Григорий Залевский - 2005/01/7 19:30
Свидетельство о публикации №205010400005
Например: прагматизм не противоречит логике, научному знанию и воле. Особенно в бытовом, в обиходном подходе к явлениям и вещам. Не так ли?
Виктор Санин 08.06.2005 05:00 Заявить о нарушении
Вы пишете, что "прагматизм непротиворечит логике, научному знанию и воле". Позвольте с Вами не согласиться.
Прагматизм утверждает, что знания определяются только их практическими последствиями, признает лишь то, что наилучшим образом приспособлено к жизни,"сливается со всей совокупностью опыта".
"Гипотеза о Боге истинна, если она служит удовлетворительно", - писал один из основателей прагматизма Уильям Джеймс.
По Джеймсу критерием истины является только непосредственный чувственный опыт.
Выстроенный на основе прагматизма Джеймса "операционализм" работает не с концепциями, а с их упрощенными схемами, содержит жесткое требование определения всех понятий в терминах измерения. Не выдерживающие подобной проверки понятия признаются "пустыми определениями" и подлежат исключению из научного знания.
Так, в биологии на этом основании не признается гибель отдельных особей и целых групп организмов (популяций, видов) в результате различных естественных причин.
Наукой установлено, что полное содержание понятий не сводимо к сумме операций любого рода, "не схватывается" без остатка и может включать в себя "неоперациональные значения" в силу уникальности каждого личного опыта и каждой отдельно взятой операции.
Опыты не похожи на объект и не сводима к его содержанию. Подобный подход приводит к появлению псевдопроблем и лишь частично позволяет проводить экспериментирования.
Бриджмен считал возможным полностью рационализировать человеческое поведение, его подчиненность определенным нормам и законам.
В действительности поступки человека заранее не прогнозируемы и складываются зачастую стихийно.
Рациональное действие проектирует в будущее связи, обнаруженные в прошлом. Каждая операция (или опыт) всегда единична и окрашена личной аурой исследователя.
С уважением,
Григорий Залевский 31.10.2005 14:02 Заявить о нарушении