C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Дядя Прокоп и его Лукерья

ДЯДЯ ПРОКОП И ЕГО ЛУКЕРЬЯ

Дядя Прокоп и тетя Лукерья – наша дальняя родня, по отцовской линии. А, может быть, и не родня. Но, когда они приезжали по делам в наш поселок, районный центр, то ночевать всегда останавливались у нас.

У Прокопа было двенадцать детей, а жена умерла, в военные годы. Сам он прошел всю войну. На фронте был несколько раз ранен и контужен. Контузия сказывалась внешне в том, что ночами он постоянно говорил во сне. Этому же способствовала его любовь к спиртному. Когда дядя Прокоп ночевал у нас, все мы, кроме Прокопа, конечно, долго не могли уснуть. Из-за его богатырского храпа. И громких бессвязных разговоров во сне.

А тетя Лукерья, своим видом, всегда напоминала мне серенькую мышку. Маленькая, чистенькая такая, в длинной, наверно, холщевой юбке, и в простенькой кофточке. У нее как-то не сложилась личная жизнь, и не рождались дети. Но она полюбила Прокопа и всех его детей. В детстве мне казалось, что вначале она полюбила всех его детей, а потом уже Прокопа. А как было на самом деле, я не знаю и до сих пор. Но, раньше, мне было трудно представить, как это, такой маленькой «мышке», можно любить такого огромного и лохматого мужика. Да который еще и храпит.

Но, все-таки, наверно, Лукерья вначале полюбила детей Прокопа. Потому что, когда, во время войны, дети остались без родной матери, а Прокоп был на фронте, она, молодая соседка по деревне, взяла на себя главную заботу о детях. И позаботилась, чтобы их не распределили по детским домам. А оставили в родном доме, в одной семье. И, с заботливой Лукерьей рядом.

Прокоп жил с Лукерьей, и не торопился оформлять брак. А иногда и побивал ее. Лукерья, когда она ночевала у нас одна, всегда долго разговаривала с мамой, просила у нее совета, жить ли ей с Прокопом, жаловалась на него, жаловалась на жизнь. И всегда это было так чистосердечно и непосредственно, так задушевно, что мы всегда понимали - жить с Прокопом она будет обязательно. Жалели ее, и желали ей добра.

Наверно, Прокоп тоже любил Лукерью. Ему мы тоже желали добра. И всем их двенадцати детям. Старшие из которых жили уже «своим домом». А младшие еще держались за тети Лукерьину юбку. Но все они, от самого старшего и до самого младшего, звали тетю Лукерью - мамой.

Загадочная страна наша – Россия. Загадочная душа русской женщины. Вот ведь как повернулась жизнь, где нашла Лукерья свое счастье. Всех детей они, с Прокопом, вырастили, поставили на ноги. Один только мальчик погиб, стукнули его мотоциклом между ног. И почему-то спасти не удалось.

В детстве, с оказией, я любил заходить в их деревенский дом. Здесь мне, в просторной русской избе, было всегда как-то легко. Малышня, ребятишки, на полатях сидят. Смотрят оттуда на меня, все улыбаются, о чем-то шепчутся. Тетя Лукерья быстренько сварит мне яичко, или достанет шанежку из шкафа. И напоит меня молоком или квасом. Ребятишки, наверно, побаивались меня, не очень знакомого, и с полатей никто не слезал. Тетя Лукерья безуспешно тормошила их: «Слезайте, слезайте…!». Я тоже, не смелый, не решался с ними заговорить. Да уж очень их там много было. Дядя Прокоп стучит топором где-то в ограде, по хозяйству. Но, прежде, он поздоровался со мной. Спросил о моих родителях, об их здоровье, о нашем житье-бытье. А больше, заниматься ерундой, разговорами, он считал, наверно, излишним. Для такого огромного лохматого мужика. Когда и так дел полно.

Жаль только, что подарочков я никаких никогда не привозил. Такое уж время было.

Вот ведь, загадочная страна – Россия. И, осталась ли эта загадочность в ней - сейчас.

2005 г.


Рецензии
Хороший этюд к большой картине, которая называется Россией.

Яцук Иван   21.05.2020 19:23     Заявить о нарушении
На это произведение написано 17 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.