о дву-Божии

Прежде всего, оговорюсь, что в этом очерке не пойдет речь о многобожии, свойственном до-религиозному представлению о миропорядке. Хотя справедливости ради стоит отметить, что уже сейчас классическая схема из учебников (анимизм — политеизм — монотеизм) во многом опровергается. Имена богов в том же Древнем Египте воплощали различные явления и идеи, и, что самое интересное, при этом всегда существовал Бог-творец. Он может быть не так «афишировался», но всегда присутствовал в сознании и в текстах (отчасти это встречается и в Ведах).
В моих размышлениях термин «дву-Божие» напрямую не связан ни с достаточно условным политеизмом, ни с монотеизмом. «Дву-Божие» — это некий дуализм во взглядах людей на Бога, если, как бы крамольно это не прозвучало, ни дуализм самого Бога.
Итак, в чем же состоит «дву-Божие» и где его истоки?
На мой взгляд, разделение на «дву-Божие» произошло в Новое время (оформление позднее) благодаря тому, что христианская схоластика понемногу сходила на «нет», а научное мышление сделало рывок. Но лучше перенестись в наше время, чтобы рассмотреть «дву-Божие» через призму сегодняшних людских представлений.
Сам термин говорит о наличии двух Богов (NB: имеется в виду представление человечества о Боге), потому рассмотрю их по очереди.
Основным признаком первого Бога является безусловный антропоцентризм. Этот Бог есть постоянный движитель и регулятор жизни на Земле. Эта жизнь — находится в центре всего; она единственна, она самоцель, а все, что вокруг, — не более чем антураж. Образу первого Бога присуще «управление» конкретной жизнью, а, следовательно, и тем, что после нее. Из всего вышесказанного вытекает его сила и близость к нам. Этот силлогизм целиком взвалило на себя религиозное самосознание, и потому, хотя и с натяжкой, можно утвердить, что первый Бог дан нам Христианством.
Второй Бог (очень неприятно все время пользовать предикаты, но не ставить же после Бога порядковый номер)… Так вот, второй Бог менее «амбициозен». Он не привязан к людям так, как первый, и любое место во вселенной для него не менее ценно, чем наша обитаемая планета. Этот Бог ни коим образом не влияет на нас (разве что опосредованно: через свое безмерное творение); он точно часовщик качнул маятник часов, колесики завертелись, стрелки начали ход — механизм пришел в движение. Второй Бог не претендует на «управление» жизнью и тем, что за ней. Все, что связано с организацией жизни, им было изначально заложено в свое творение. Второй Бог — атеистический, и как кто-то выразился: «отсутствующий». Часто под ним подразумевают сам механизм, само творение.
В умах многих людей эти два Бога бывают перемешаны, и в основное противоречие вступает наличие антропоцентризма у первого и его отсутствие у второго.
Корни «дву-Божия» лежат в разных установках, в разных подходах. У всякого человека существуют, конечно, собственные представления о Боге и они бывают очень и очень разнообразны, но в целом все оперируют именно этими базовыми видениями сущности Бога и, как бы не увиливали, видят во всем, что их окружает, ту же иерофанию — проявление божественного.


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.