Девять дней в Москве

(19-27 августа 2004 г.)

Москва, р-н Коломенское.

В Москве не был давно. Город стал еще красивее, наряднее и богаче. Появились здания необычной формы – пирамиды, параллелепипеды с усеченными гранями, цилиндры и пр. Всюду видны подъемные краны – Москва строится и перестраивается. Особенно это заметно в центре. Снесены гостиницы «Москва» (сломали с большим трудом), «Интурист», на очереди «Россия». Много мест, где транспорту вход запрещен. Понравился Камергерский переулок –только для пешеходов с уютными кафе и грустным Чеховым у МХАТа. Наш старый корпус МХТИ стоит такой же старый и закопченный и даже со старой надписью на фасаде. И район вокруг него не изменился, и все так же кругом стоят отдыхающие троллейбусы. В самом центре Москвы восстанавливаются здания на улицах Манежной, Волхонке, идет интенсивное восстановление здания Манежа. Множество народа стремится попасть в Кремль. Стоят две большие очереди – за билетами и с билетами уже не территорию. На территорию пускают через рамку, пред этим проверяют билеты. Время «халявы» кончилось, теперь, чтобы погулять по территории Кремля надо заплатить 70 р., а с посещение музеев 150 р. С удовольствием уже не в первый раз посетил Манежную площадь. Долго стоял у рукотворной речки и рассматривал творения Церетели, купающихся детей и взрослых.

Новый район Коломенское, где живет сестра Нелля и ее дочь с семьей, очень уютный и зеленый. Автобусы от метро до дома ходят часто. Кондукторы к людям пенсионного возраста даже не подходят. Рядом с домом, чрез дорогу Москва – река. Влево пойдешь, выйдешь к цивильной бетонной набережной с чугунным парапетом. Увидишь на том берегу такой же новый район Нагатино, церквушку на месте взорванного дома на Гурьянова, Николо-зачатьевский мужской монастырь. Вправо пойдешь, увидишь дикие нетронутые берега, купающихся и отдыхающих, потом шлюз, за которым уровень реки резко падает и далее на крутых берегах увидишь именье Коломенское.

Коломенское.

В Коломенское мы ходили с Неллей пешком вдоль Москвы-реки. Поразили многочисленные ключи под усадьбой, вода в которых считается святой и целебной; ручей в овраге, вдоль которого мы прошлись с сестрой. В какой то момент, показалось, что я у Кати на Кавказе – горный холодный и прозрачный ручей, буйные заросли, горы заросшие лесом вокруг. Удивили громадные яблоневые сады в Коломенском и Дьяково с хорошими яблоками, которые пытаются собирать отдыхающие кто как может. Было здорово послушать колокольную музыку, которую так здорово извлекали на поляне перед храмами два мужчины, играют на связке специальных металлических пластин.

С сестрой Неллей мы посетили музей «Сокровища Коломенского», где увидели редкие экспонаты, связанные с усадьбой и царской фамилией. Полюбовались с высокого берега реки на окрестности, выпили медовухи. Был отличный жаркий день, вверху в парке многие отдыхающие сидели на травке, дети крутились на каруселях, а внизу на реке самые отчаянные купались.

Самые интересные храмы – церковь Вознесения и храм в Дьякове уже давно стоят в строительных лесах.

Исторический музей.

В Историческом музее было сумрачно прохладно и малолюдно. В музей пропускали через рамку, пенсионерам при покупке билета скидка 50%. Прошел около 20 залов. Если не путаю, история там кончается на революции 1917 года. Много интересных экспонатов, но сначала залы похожи на залы любого краеведческого музея с костями, наконечниками стрел, осколками сосудов, украшениями. Каждый зал имеет высокие потолки и очень интересно тематически оформлен. Поражает вестибюль, где на потолке нарисовано древо всех наших царей.

Галерея Шилова.

Галерея Шилова расположена в самом центре Москвы, рядом с домом Пашкова в старинном особняке. Поразила роскошь особняка, стоимость билетов для пенсионеров (6 р., для остальных 60 р.) и нескромность автора. Все лестницы трех этажей здания украшены фотографиями, где автор изображен со всеми российскими знаменитостями. В залах великолепные парадные портреты. В мастерстве портрета автору не откажешь, но вот пейзаж, обнаженная натура, здесь он слабоват.

Галерея Церетели.

Галерея Церетели находится в нескольких кварталах от метро «Кропоткткинская» в старых кварталах города. Это часть площади залов Академии Художеств. Мы с Неллей с удовольствием сначала посмотрели залы, где были размещены слепки со знаменитых греческих и римских скульптур (филиал ГМИИ им. Пушкина). Потом пошли многочисленные залы с творениями мэтра. Все очень понравилось – и декоративные блюда с мотивами древних Олимпийских игр и скульптурные портреты знаменитых людей и небольшие «садовые» скульптуры на бытовые темы и многочисленные барельефы. Но самое потрясающее зрелище нас ожидало во внутреннем крытом стеклянной крыше дворике. Здесь на стенах были размещены большие бронзовые барельефы на темы «Сотворения мира», «Рождения Христа», «Грехопадения Адамы и Евы». В середине двора стояло громадное металлическое яблоко, символ грехопадения, рядом яблони с яркими румяными яблоками и многочисленная «городская» скульптура. Зайдя во внутрь «Яблока» мы увидели надпись «Просьба не фотографировать» (везде в галерее такого запрета не было) и привыкнув к полумраку увидели по всей поверхности барельефы. Что это были за барельефы! Русская «Кама сутра». Здесь сочетались друг с другом мужчины и женщины, мужчины и мужчины, мужчины и животные. Но это, как ни странно, не выглядело непристойно.

Искусство ХХ века, филиал Г.Т.Г.

Галерея расположена на Крымском валу. Мы посетили здесь несколько выставок – выставку Кустодиева, выставку одного из коллекционеров советской живописи 20-30-х годов, инсталляцию с Мадонной и главную – «Искусство ХХ века». О Кустодиеве мне сказать нечего. Все очень здорово и до боли знакомое и родное. Инсталляция удивила и привела в недоумение – зачем все это? А 63 зала «Искусства» нас уморили. Здесь мы увидели наше отечественное искусство 20-40-х годов. Много знакомых, очень известных имен, но, честно говоря, мало что нравится. Уж больно специфично это творчество новаторов, где пробуется, ищется композиция, стиль, колорит. Пожалуй, в этом случае я согласен лишь с Петровым-Водкиным, Дейнеко и пр. Приятно было видеть картины Пластова, Пименова и др.

Выйдя без ног во двор, мы попали в сад скульптур, где увидели убранные с площадей столицы в нашу последнюю революцию 90-х Дзержинского, Свердлова, Калина, Ленина и пр., а также современную парковую скульптуру. Все было очень здорово. За решеткой сада был хорошо виден Церетелевский Петр I на стрелке Москвы-реки. И вот стоя рядом мы с Неллей ясно ощутили несоразмерность человеческой фигуры и корабля, на котором она стоит.

ХХС.

В Храме Христа Спасителя я был дважды, один раз в нижнем храме, второй раз вместе с Неллей в верхнем и нижнем храме. В нижнем храме я осмотрел три выставки – история создания, разрушения и воссоздания ХХС, выставка древнерусских икон и выставка фото, посвященная жизни нашего Патриарха. Все красиво, грандиозно, здорово, но каким был храм в действительности, мы никогда не узнаем. Поразили списки погибших в войну 1812 года, списки жертвователей на восстановление храма, богатое убранство, громадные размеры. С верхней площадки строится пешеходный мост, соединяющий два берега Москвы-реки. У Храма разбит прекрасный сад с цветами. Есть где посидеть в тени, съесть мороженое, купить сувениры, перекусить.

Музей Маяковского.

В Музей Маяковского я попал случайно. Проходил мимо, возвращаясь из Библио-глобуса и решил зайти. Народа в музее почти не было. Поразили четыре этажа конструктивизма – на каждом этаже немыслимые конструкции из железа и на их фоне расположены фотографии Маяковского, афиши с его концертов, которые очень интересно читать, записки зрителей. На четвертом этаже сохранилась одна маленькая комнатка поэта – кровать, стол, лампа, кофр и это почти все. С верхнего этажа вниз идет пандус, спускаясь по которому и проходишь через дебри конструктивизма.

Царицыно.

В Царицыно был недолго. Последний раз я был здесь очень давно и показалось, что что-то изменилось – одно стало более цивилизованным, другое одичало. Зашел лишь в дом Оперы, где с интересом рассматривал старинные фотографии и открытки, посвященные отдыху горожан в Царицине. В конце XIX века это было очень модное место отдыха. Был еще в одном небольшом музее, посвященном истории усадьбы. Царицыно – это русский Колизей, это – урок истории, это – русский романтизм, это – уникальное место и пр. (мало чего запомнил). Прошелся по прекрасному парку, полюбовался на дворцы, на парк и, пройдя сквозь него по липовой аллее с громадными деревьями, вышел к станции метро «Орехово».


Рецензии