У истоков Эрмитажа

Французское слово "еrmitage" означает уединенное место, одинокий дом, загородный дом, парковый павильон.

Черед два года после вступления  на престол (1762) Екатеринa II начала создавать картинную галерею в императорском Зимнем дворце.
Молодая императрица хотела продемонстрировать  королю Пруссии Фридриху II(Фридрих Великий, сторонник просвещённого абсолютизма и один из основоположников прусско-германской государственности), да и не только ему, что Россия под ее руководством вступает в новую пору культурного расцвета.

Фридрих II, обладавший к этому времени прекрасной коллекцией современной французской живописи, поручил Иоганну Эрнсту Гоцковскому покупать для него полотна старых мастеров. Негоциант ревностно взялся за порученное ему дело и быстро составил большое собрание.

Однако Семилетняя война, принесшая Пруссии поражение, вынудила монарха отказаться от покупки. Это поставило  Гоцковского, имевшего финансовые обязательства перед русским правительством, в трудное положение. Предприимчивый купец предложил России - победительнице в войне - приобрести картины в счет его долга. Екатерина II оценила возможность нанести удар самолюбию Фридриха II и представить в выгодном свете состояние русской казны, потерпевшей в войне не менее прусской.

 11 февраля 1764 года Екатерина II подписала указ о принятии собрания Гоцковского в зачет его долга русскому правительству. 

Летом 1764 года 225 картин прибыли в Петербург.
Во всех энциклопедиях и справочниках 1764 год считается датой основания художественнной коллекции Эрмитажа.

Это были преимущественно работы мастеров голландской и фламандской школ.
 Среди них были картины Рембранта, "Семейный портрет" Йорданса. "Мужской портрет" Халса и другие.

В том же году русский двор на распродаже в Бонне покупает одно из величайших произведений Рембрандта - картину "Возвращение блудного сына".
Ранее она находилась в собрании Кёльнского архиепископа Климента Августа Баварского.

С этого времени началась активная, не имеющая тогда себе равных в Европе, закупка произведений искусства для царского двора.

В дальнейшем  были приобретены были крупные собрания картин лорда Уолполя (Лондон, 1779 г.), императрицы Жозефины (Париж, 1814 г.) и многие другие.

Екатеринa Великая внимательно прислушиваясь к мнениям своих агентов по покупке картин. Ими зачастую выступали русские послы при дворах европейских держав.
Заметную роль в екатерининских приобретениях играли российские дипломаты при различных европейских дворах. А. К. Разумовский (1752 -1836) и Н. Б. Юсупов (1750 - 1831) в Италии, Д. А. Голицын (1734 - 1803) и А. С. Строганов (1738 - 1811) во Франции,
С. Р. Воронцов (1744 - 1832) в Италии и Англии.

Слово "Эрмитаж" ассоциируется не только с художественной галереей. Прекрасный архитектурный ансамбль, созданный под руководством Бартоломео Растрелли, сам по себе является исторической достопримечательностью.

Среди его создателей было немало немецких мастеров, в том числе
Георг Фридрих (Юрий Матвеевич) Фельтен (1730 - 1801).
С 1762 года Фельтен считался первым помощником великого мастера.
Впоследствии после ухода Растрелли он получил звание и должность ведущего архитектора имперской Канцелярии от строений и возглавил строительство Зимнего дворца.

 За 10 лет по проектам и его непосредственном участии возводятся здания Малого и Старого Эрмитажа, а также переходная арка-галерея над Зимней канавкой, ставшая едва ли не самым поэтическим образцом петербургской архитектуры.

Заслуги Фельтена были оценены по достоинству: в 1770 году он стал академиком Академии художеств, а впоследствии - профессором архитектуры.
Французский королевский институт избрал его своим почетным членом, отдавая тем самым дань архитектурным достоинствам северной столицы России.


Рецензии
6 декабря на Дворцовой площади, в честь 250-летия ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭРМИТАЖА, было показано 3D-mapping "Бал истории".

На фасад Главного Штаба проецировались объёмные картины из истории Эрмитажа. Эпиграфом вечера стали слова Бориса Борисовича Пиотровского:

"ЕСЛИ МЫ НЕ СПАСЁМ КРАСОТУ, ТО КАК ЖЕ ОНА СПАСЁТ МИР?"

Музыкальное сопровождение написал петербургский композитор Антон Танонов, включив фрагменты из произведений П.Чайковского, С.Прокофьева, М.Глинки, Д.Шостаковича, Ж.Рамо, Ф.Шуберта...а финальные эпизоды видео спектакля были "озвучены" песней А.Городницкого "Атланты".

Грандиозное лазерное шоу посетило более 600 тысяч человек.

Валентина Томашевская   08.12.2014 12:24     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.