От варварства до распутья

Кажется чудом, что в нынешнем году вышел настоящий, очень толковый альтернативный учебник русской истории (Ирина Карацуба, Игорь Курукин, Никита Соколов, "Развилки родной истории", "Престиж", М., 2005), обнажающий великие секреты, обронзовевшие в мифах и легендах факты, злокозненно скрываемые от народа.

"Учебник" - книга, по которой учатся. В частности, учатся думать. В книге "Развилки родной истории", как в хорошей лекции уживаются научная строгость и повествовательная свобода, описание горькой правды о вечном наступании на одни и те же грабли.

В российской истории существовали "исторические развилки" - ситуации выбора из нескольких возможных путей развития. К сожалению, почти всегда этот выбор делался не в пользу эмансипации личности, развития институтов демократии и уважения прав человека.

История в России была разменной монетой в политической игре для "сплочения народа" на основе идеи "святой Руси". Официальная историческая наука утверждает державно-патриотическую трактовку истории, независимо от того, насколько она соответствует фактам.

Авторы хотят отмежеваться от однобокости, догматизма и казенщины, стремятся дать честное представление о жестокой тысячелетней истории России, привести доказательства, что история могла развиваться иначе и у России были возможности выбора другого пути развития.

Это прежде всего 862 год - легендарная дата призвания варягов во главе с Рюриком. Второй достоверной датой русской истории следовало бы считать 839 год, когда ко двору франкского императора Людовика Благочестивого явилась делегация Руси и просила его содействия в возвращении Московии в Киевскую Русь.




Поворотных пунктов было немало: выбор между ордой и орденом, сделанный Александром Невским и другими русскими князями; расхождение Руси Московской и Руси Литовской; убийство средневековой новгородской демократии и отказ от "новгородского" пути развития; садистский "опричный" режим Ивана Грозного, способствовавший централизации и бюрократизации; петровская крепостническая "модернизация"; трагическое размежевание общества при Екатерине II, содействовавшее радикализации "русского социализма"; катастрофическое правление Николая II, приведшее к октябрьскому перевороту и гражданской войне; трагическая гибель хрущевской "оттепели", горбачевской "перестройки" и так далее.

Начатый во времена "перестройки" и прерванный после 1991 года процесс реформ необходимо было подвергнуть скрупулезному исследованию, как и другие исторические события. Необходимо тщательно изучить развилки времен Сталина, Хрущева, Брежнева, Андропова, Черненко, Горбачева, Ельцина, Путина...

1991 год породил Бориса Ельцина и его преемника Владимира Путина с его программой борьбы с "плохими" олигархами и их заменой на "хороших" из числа приближенных к нему питерско-чекистских кругов. Это очередное историческое распутье и от всех нас зависит, чем мы окажемся через 15-20 лет - "просвещенным абсолютизмом", "управляемой демократией", "несостоявшимся государством" (failed states, как зовут такой тип общества англоязычные политологи) или чем-то еще.

К сожалению, нас сейчас опять пытаются обязать гордиться историей нашей страны. За какие-то вещи гордиться, конечно, можно, но за некоторые - не грех бы и покаяться. Еще недавно мы называли города и улицы именами террористов, хотя наши национальные "герои" - это либо деспоты, либо военачальники.

"Развилки родной истории" - отличная книга. Думаю, что она будет полезна и "юноше, обдумывающему житье", и гуманитарию (включая политологов, и журналистов) и вообще всякому гражданину, если конечно, он не считает, что история России прекратила свое течение.

Книга эта демонстрирует, что у России в прошлом имелись возможности альтернативного развития. Есть они и сегодня. Была бы воля правителей и народа их реализовать.


 

 


Рецензии
Григорий, состав моего мнения по поводу данной книги, несет, скорее, немного психологического аспекта и личностого отношения в истории, вообще.

Мне кажется, рассмотрение истории в " сослагательном наклонении"---что было бы, если бы, мы бы сделали так, а не иначе--- несколько гуманитарное в отношении развития фантазии и возможной стратегии поведения героев.
А не лучше было бы--что было бы более практичным-- рассматривать историю под углом результатов, к которым привели те или иные события?

Тот же 862 год - легендарная дата призвания варягов во главе с Рюриком.
Бояре и князья так ненавидели друг друга, так изводили народ поборами и распрями, что люди собрались и решили просить прийти его предков: "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Придите княжить и володеть
нами". Разве не это должно заставить задуматься?
А местные князья были рады: пусть лучше чужой правит, но только не один из них.Своеобразно, не правда ли?
Но проблема осталась...И пробирает смех сквозь слезы, ибо
потомство, которое дало Рюриково дерево, заболело " местной болезнью" - ненавистью друг к другу. И снова порядок, которого жаждал народ, исчез. Они разбили
Русь на многие княжества и начали великую битву друг с другом. А когда пришли татары завоевывать русскую землю, Рюриковичи, братья по крови, радовались бедам друг друга...

У меня возникает вопрос--многими действиями движет жажда власти и наживы, т.е. " избирательная программа" внутренне сориентирована на личностный интерес. Или же--допустим--избранный чист и непорочен в своих общественных взглядах, сталкиваясь с порочностью системы (простите за каламбур), не в сотоянии противостоять. И мы сталкиваемся с простотым человеческим фактором, обусловленным или же оправданным самой природой человечества?

Поведение Грозного, аналогичное поведения Сталина--не обусловленно ли оно самыми частыми словами на Руси " "Воля Государей служит в Московии вместо писаных законов... и никто не смеет называть свое "своим", а называют "Государевым"... "Так угодно Богу и Государю"... "это ведает Бог и Государь...". Откуда все это идет?-- почему, как говориться, не зреть в корень, не задать этот вопрос, нежели искать возможные вариации хода истории?
История, как таковая, имеет способность трактоваться по-разному. Не буду углубляться в причины возможных трактовок в то или иное время--это любимое занятие у власти стоящих или даже той же Церкви.

Я смотрю на это, как обычный человек, живущий в данном обществе и задающий себе вопрос-- почему же мы не учимся на собственных ошибках, а насилуем собственную фантазию, что было бы, если бы мы...и т.д.

С уважением к Вам,

Нелли Траум   10.12.2005 14:21     Заявить о нарушении
1) На мой взгляд, самая необузданная фантазия и сослагательное наклонение способствуют обнаружению ранее неизвестного, стимулируют активный поиск новых решений, имеют большое продуктивное значение в творческом мышлении и процессе открытий. (В том числе - и при изучении исторических событий!).

2) Действительно, первая "сверхпрограмма" всех живых существ на Земле (инстинкт самосохранения и продолжения рода) "сориентирована на личностный интерес" и, люди, сталкиваясь с порочностью социальных систем, как правило,
не в силах этому противостоять.

НО!

3) Некоторые, наиболее развитые и совестливые Личности и народы отстаивают свое человеческое достоинство при любых условиях, ведут борьбу со злом и несправедливостью любых драконовских систем. Примером тому - движение правозащитников в годы брежневского застоя. И даже теперь - несмотря на жестокость и беспощадность нынешнего режима.

С уважением,

Григорий Залевский   10.12.2005 16:37   Заявить о нарушении
Я тут подумала...Возможно, в Ваших словах есть доля истины. В принципе, рассматривается история или ее фрагмент в сослагательном наклонении или, как поиск причин, приведших к подобным результатат---главно то, что сегодняшнее поколение анализирует свою историю.

А по поводу "жестокости и беспощадности нынешнего режима" есть анекдот:

Ночь. Путин идет на кухню к холодильнику. Открывает. Смотрит, там холодец дрожит. Сильно дрожит.
--Не бойся. Я за сметаной!

Ваша,

Нелли Траум   12.12.2005 10:16   Заявить о нарушении
Хороший анекдот, спасибо.

Ваш,

Григорий Залевский   12.12.2005 13:20   Заявить о нарушении
Дни открытий неизбежны -
отвергать нет смысла.
Не страшит то, что известно -
даже с фатализмом.

Григорий Залевский   12.12.2005 14:32   Заявить о нарушении
Дни открытий неизбежны -
отвергать нет смысла.
Не страшит то, что известно -
даже с фатализмом.
(Нелли Траум)

Григорий Залевский   12.12.2005 14:35   Заявить о нарушении
Григорий, Вы знаете, Вы-первый, кто проникся смыслом написанного, и кто не побоялся проникнуться. Многие из читающих это стихотворение, говорили о том, что слишком философски, мрачно и пессимистично...Откровенно, я не могла понять, почему имнно так люди воспринимают написанное...
А Вы поняли меня...

Спасибо,

Нелли Траум   12.12.2005 14:41   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.