Эпоха Ельцина

 Начало 90-х. Несколько лет назад умер наш начальник отдела. Умер в 50 лет, не осуществив свою мечту выйти на пенсию, и уехать за границу. Началась эпоха наших несчастных реформ.

Все пошло вкривь и вкось. Отдел стал быстро рассыпается: кто ушел из него, а кто и уехал навсегда из страны. Работы все становилось все меньше, задержки с зарплатой все больше.

 Жена ушла сначала в компрессорную, а потом в цех, на завод. Вскоре перестал существовать и отдел. Осталась лишь небольшая лаборатория, возглавляемая Федоровым. Светлая голова, Саша Федоров, выдвигал один заманчивый проект, за другим, но все они кончались ничем. Мы сотрудничали с Тулачерметом, наши рекомендации не были приняты. Мы сотрудничали с нашим Опытным заводом в области маркетинга автомобильных красок, усилия оказались напрасны. Мы пытались заинтересовать определенные ведомства в безопасном и эффективном способе уничтожения накопленного в СССР арсенала химического оружия, нашим предложением не заинтересовались. Даже пытались наладить отношения с США и проводили у себя в лаборатории небезопасные опыты с концентрированной азотной кислотой для получения кристаллического тринитротолуола. И эта работа пошла прахом.

Продолжалась вялотекущее сотрудничество с Новочеркасском, велась работа с соседним химическим отделом. Была смонтирована пилотная установка для проверки эффективности существующих катализаторов для получения полупродуктов органического синтеза и выдачи последующих рекомендаций. Потом наша опытная база в Новочеркасске сама стала испытывать трудности, и наши исследования перестали ее интересовать. Наступило тяжелое время.

 В.И. Хейфиц, руководитель дружественного отдела, как энергичный и предприимчивый руководитель, стал искать новые сферы деятельности. И вскоре я с его сотрудниками уже занимался разгрузочно-погрузочными работами на удобрениях.
 
 Отдел оптом покупал удобрения на химзаводе, а мы осуществляли их мелкую фасовку и поставку в хозяйственные магазины. На фоне абсолютного безденежья это здорово поддержало мою семью.

 Из всех настроений главным была тоска - как жить дальше? Осенью всей семьей меся грязь сапогами, мы отправлялись за город, за остатками с колхозных полей - капустой, морковкой, яблоками. Набирали целые мешки и волокли домой. Рядом с нами шли целые колонны таких же неизвестных нам горемык. Потом еще у меня была кооперация с нашим бывшим сотрудником Сережей. Пиво тогда было в относительном дефиците, и мы решили на этом заработать. Я покупал пиво, бутылок 10-15, Сережа добавлял свои бутылки, и продавал пиво где-нибудь на бойком месте, естественно с наценкой. Частью выручки он делился со мной. Не забуду, как раз, пожадничав, я взял 20 бутылок и, проклиная все на свете, тащил их домой, раз 20 останавливаясь по дороге.

 Потом наша бывшая сотрудница, которая уже пять лет преподает на разных курсах, и в школах, основы информатики и компьютерной грамотности, предложила мне вести курс компьютерной грамотности для начинающих бизнесменов при службе занятости. Я сначала испугался, что не справлюсь, а потом согласился и два месяца, каждый день, учил людей работе на компьютере. Народ очень интересный, "тертый", возраст от 30 до 50 лет. Были люди, которые прошли "огонь, воду и медные трубы": работали на Севере в шахтах, участвовали в "лунной программе" фирмы С.П. Королева, бывали и работали за границей, были руководителями производства, пережили национальные распри в азиатских республиках. В то время они, как правило, были безработными или начали свое маленькое дело - продавали семена, шили простыни, наволочки и реализовывали их. Слушатели моей работой остались довольны и вошли во вкус работы на компьютере.

 Потом мне поступило предложение обучить работе на компьютере двух машинисток из института. Взялся я и за это, в результате этого одна из машинисток через знакомого стала меня устраивать в государственную медицинскую страховую компанию. Походил туда я пару недель и понял, что работа не для меня - частые командировки плюс еще необходимость программировать на совершенно незнакомом мне языке. Отказался с большими душевными муками.

 Далее поступило еще одно предложение. Наша хорошая знакомая предложила мне свою работу ночного сторожа в одном косметическом салоне. Она устала ездить туда через день и предложила работу мне. Я согласился, т.к. салон был рядом с домом и проработал там два месяца, далее от моих услуг почему-то отказались. Работа была не сложная, надо было просто ночевать во вверенном мне помещении. Я понял, что спать лучше в своей кровати, чем на чужом холодном кожаном диване и в прохладном помещении. Платили немного, ходить надо было через день на 10 часов, так что, узнав об увольнении, я не сильно расстроился.

 Поскольку на работе делать было нечего, я соглашался на все предложения и в результате в институте я стал подрабатывать еще в двух местах: для отдела снабжения печатал договора, бланки, рекламу, а у химиков сопровождал базу данных для сертификации продуктов, созданных моим сыном больше года назад.

 Были еще три месяца хождения в некоторое частное издательство, куда я попал по рекомендации другой нашей знакомый, которое кончилось ничем - в работе мне отказали. Но зато я приобрел небольшой опыт работы на современных компьютерах с современными издательскими системами. А издательство вскоре "лопнуло".

 Но и это еще не все. Как-то звонит Николай Михайлович, мой дальний родственник, сотрудник Университета по поводу лечения собаки. Был у нас раньше разговор о том, что наш пес болеет, снова чешется и облезает. Николай Михайлович предлагал мне врача, который лечил его собаку, заодно спросил и о моей жизни. Я пожаловался, рассказал о том, что институт вот-вот закроется, зарплату не платят, надо искать новое место работы.

 Н.М. обещал посодействовать и вскоре я устроился на полставки в Университете. Работа моя заключается в том, чтобы в компьютерном классе все было в порядке, все работало, и при необходимости я должен был помочь преподавателю в учебном процессе. Потом я совсем ушел из института и перешел работать в Университет.

 Вначале было очень тяжело, приходилось присутствовать на работе иногда по 12 часов, пока шли занятия. Вскоре на работе у меня появилась помощница и мне стало полегче, теперь я полдня мог находится дома. Я стал сотрудничать с медицинским факультетом, который располагался в нашем учебном корпусе - стал преподавать иностранным студентам - медикам. Читал лекции по "Теории вероятностей" и вел практические занятия по этому же курсу у двух групп и практику по "Медицинской информатике". Все бы хорошо, но мои иностранцы оказались народом необязательным и на занятия ходили плохо, а я нервничал, переживал - как же, я готовился, волновался, да и неудобно получать зарплату за такую неэффективную работу.

 Удовлетворение от работы я получал только на коммерческих курсах, где преподавал "ЭВМ в секретарском деле". Там девушки ходили регулярно и действительно стремились получить от меня знания. Я старался разнообразить занятия, но иногда чувствовал, как надоедает преподавать одно и тоже.

 Потом нагрузка сильно уменьшилась - студентов стало меньше. Некоторое время мы изнывали от безделья, и вдруг на нас наваливается настоящая работа. Каждый день по 8 часов у нас стали заниматься безработные из Службы занятости по специальности "оператор ЭВМ" в течение 2.5 месяца. Вся организация этого процесса была на мне. Надо было найти преподавателей, договориться с ними о расписании, вести журнал учета посещаемости каждый день, составлять ежемесячные отчеты. Кроме того, я занимался вечерами со школьниками по курсу "Информатика", 10 класс, а также продолжались занятия с иностранцами. Со школьниками работать оказалось сложнее, чем с взрослыми - народ этот очень живой и трудно было удержать их внимание. Приходилось порой и голос напрягать, чтобы до них что-либо донести.

 Два раза, весной, по приглашению наших студентов-индийцев я был с женой на их весеннем празднике весны. Праздник проходил в столовой, где долго собирались студенты (их было очень много) и гости-преподаватели. Было интересно, но шумно. Ребята выступали со своими энергичными песнями и танцами, а потом кормили нас своими национальными сильно наперченными, но вкусными национальными блюдами.

 март 2000


Рецензии
Ну, что поделать, сами накинули себе петлю на шею.

Старый Ирвин Эллисон   03.04.2024 18:43     Заявить о нарушении
Спасибо за внимание.

Геосид   03.04.2024 19:44   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.