Алогизм и абсурдизм

Каждый считает себя настолько
наделенным здравомыслием, что
не стремится иметь здравого
смысла больше, чем у него
есть.

Рене Декарт. "Рассуждение
о методе".



Еще Лев Толстой писал: "Если бы я был царь, я бы издал закон, что писатель, который употребляет слово, значения которого он не может объяснить, лишается права писать и получает 100 ударов розог". По тому, как мы говорим, можно составить представление о сфере наших интересов, об уровне образования, наконец, о нашем кругозоре. Наверное, всякому человеку очевидно, что общество далеко от совершенства. Но ведь есть огромное множество людей, считающих себя умными, хотя по большому счету они самого главного в этом мире НЕ ПОНИМАЮТ.

Что такое "умный" и что "дурак"? Что есть "прогресс", а что "регресс"? Почему жизнь идет по дурацкому порочному кругу? Кто виноват в этом и что делать? Как разорвать этот порочный круг? Можно считать, что первопричина всех проблем в самих людях, алогистах и абсурдистах. Алогизм (от а - отрицательная приставка и греч. logismos - разум) нарушение в мышлении и речи логических связей, неспособность к логическому мышлению как средству достижения истины.

Абсурдизм (от лат.absurdus - нелепый), бессмыслица, нелепость. Как алогизм, так и абсурдизм - это отклонение от здравого, истинного восприятия. Это - неадэкватность, искаженное представление о вещах и мире. Алогисты и абсурдисты, в отличие от остальных людей, игнорируют общепринятую логику, не придерживаются разумно обоснованной целесообразной рациональности.

В их размышлениях нарушаются причинно-следственные связи. К сожалению, склонность к алогично-абсурдному мышлению - фундаментальная часть нашего общего менталитета. Практически это - "наше все"! Сам факт существования СССР и современной России совершенно абсурден. Коммунисты напрочь снесли крышу многим россиянам, убедив их в том, что их страна и они сами лучшие в мире.

Понимание добра существенно извратилось. Народ стал видеть в большевиках-абсурдистах героев. Распознать истинное зло доступно не каждому. Оказалось, что абсурдизм - заболевание, психическая инфекция, грозящая обществу полной потерей дееспособности. Абсурдист социально опасен из-за того, что его понимание добра и зла существенно извращенны. Мысль алогиста и абсурдиста все время сбивается куда-то в сторону.

Эжен Ионеско писал: "Понятия абсурдиста очень расплывчаты. Это непонимание основных законов мироустройства, конфликт с самим собой, столкновение противоречивых желаний и побуждений". (Пьеса "Между жизнью и смертью"). Общество устроено в значительной степени абсурдно. Абсурдисты сплошь и рядом попадают в большие руководители, выдающиеся личности, зачастую процветают, потому что общество еще очень далеко от осознания абсурдистской угрозы.

Абсурдизм - психическое заболевние, приносящее вред тем, кто им страдает и обществу в целом. Система ценностей абсурдиста построена на основе базовых потребностей (размножение, обеспечение личной безопасности и т.д.). Абсурдист стремится казаться особенным. Ему нравятся абсурдные тексты, абсурдные картинки, абсурдное поведение. Он получает удовольствие, эйфорию от "каши в голове" и потому вольно или невольно распространяет свою заразу среди других.

Особенно вредный абсурдист тот, кто пропагандирует абсурдизм. Абсурдисты подвизаются в тех областях деятельности, где результаты работы не могут быть оценены по четким критериям. Обычно это искусство и литература, основывающиеся не на знаниях и строгой логике, а на отвлеченных рассуждениях, интуиции и эмоциях. В текстах абсурдиста можно зачастую обнаружить значительную детализацию, тончайшие рассуждения о какой-нибудь мелочи, чепухе и, нередко, блестящий стиль.

Но ему незнакомо понятие абстракции, отбрасывание деталей во имя общей идеи. Особенность абсурдиста в том, что он принимает желаемое за действительное, стремится привлечь к себе внимание, утвердиться в качестве значительной личности. И он сравнительно легко находит своих приверженев.

Абсурдизм - это ЛЕГКИЙ способ привлечения к себе внимания, значительно менее опасный, чем, к примеру, революционная или правозащитная деятельность.
Привлечение к себе внимания нужно, в первую очередь, для притягивания особей другого пола, для лидерствования. Абсурдимта не интересуют люди, способные что-то сделать для изменения мира в лучшую сторону.

Любые философские системы, любые объяснения кажутся абсурдисту недостаточными, он отворачивается от них. Практика абсурдиста сосредоточена лишь в одной узкой области. Он живет в мире искусственном, построенном на основе фикций и мифов. "Нетленки" абсурдиста-литератора строятся на основе следующих признаков:

1. Неопределенное назначение текста, отсутствие четкой постановки проблемы и внятных выводов. 2. Оторванность рассматриваемых вопросов от проблем общественной жизни
3. Слабая связь между названием текста и его содержанием; 4. Абсурдист может новаторски отображать действительность, но только на основе своих абсурдистских понятий; Квалифицированной критики такие произведения не выдерживают.

Абсурдист вдохновляется главным образом от изображения себя, своих "необычных" чувств и переживаний, стремится публиковать свои "шедевры" потому, что любое другое занятие оказывается для него скучным. Часто он пишет что попало, полностью лишенное содержания. Среди прочего, у абсурдиста почти непреодолимое желание сделать необычную прическу, вычурную бородку, татуировку, пирсинг, вставить кольцо в ухо и т.д.

Все его мысли и поступки носят личный характер. Поэтому ему удается изобразжать внешние, случайные, произвольно взятые черты, а смысл подменять двусмысленностью.
Абсурдисту свойственен целый ряд дефектов мышления, иррациональность, резонерство чрезвычайная обстоятельность рассуждений и другое. Как правило, это психически больной человек, интеллектуальный калека либо интеллектуальный урод от рождения. "По известным ему одному причинам" он любую чепуху выдает за проявление особой мудрости.

Макс Нордау: "Абсурдисты нередко подкупают, ослепляют, производят сильное впечатление. Но пути их приводят в пустыни или к пропастям". ("Вырождение", стр. 37). Абсурдизм, как зло, не встречет надлежащего противодействия и постепенно в нем накапливается. Тема убийства, смерти, самоубийства - в числе любимых абсурдистских тем. Абсурдист воображает себя мыслителем, которому открываются самые тонкие нюансы бытия, самые глубокие истины. Он недоволен тем, что поток жизни ему неподвластен. Все, кто не разделяет его воззрений - заблудшие, духовно недоразвитые существа, заслуживающие сострадания.

Абсурдизм и алогизм - следствие неспособности адекватно понимать мир, трудности в его понимания и интерпретации. "Абсурдиста, - писал Хармс, - интересует только "ЧУШЬ", только то, что не имеет никакого практического смысла. Его интересует жизнь только в своем нелепом проявлении. Геройство, мораль, нравственность - ненавистные для него слова и чувства".

Вот типичные отклонения у абсурдистов в плане литературно-художественного отображения действительности:

1. Неясная значимость описываемых событий, небрежное их изложение;
2. Непонятное соотнесение заголовка и содержания.
В названиях, выбираемых абсурдистом для своих произведений, просматривается стремление к расплывчатости и неопределенности;
3. Озадачивающие рецензии и комментарии к произведениям других авторов;
4. Неряшливое отношение к повествованию: обрывы, немотивированные перескоки, использование ненормативных слов и выражений;
5. Искажение стилистики и грамматики в произведениях, пропуск запятых, заглавных букв, слитное написание слов и другие "странности", вызывающие недоумение у любого нормального человека.
 
 







 

 


Рецензии
Не согласен с автором по поводу того, как он характеризует абсурдистов. Цитаты из писателей (Хармса и др.), в которых говорится "абсурдиста интересует...", - это характеристика тех самых писателей; они говорили это о себе. Но я сомневаюсь в том, что Ионеско, Хармс и прочие писатели, творившие в стиле абсурдизм, сами (и как личности, и как творцы) подходили под описание алогистов-абсурдистов из данного эссе. Стоит разграничивать людей с патологией и художников слова, изображающих мир в его самых нелепых проявлениях.
Не могу согласиться с утверждением о том, что абсурдисты в искусстве строят лишь абстракции, а в жизни не считаются с теми, кто традиционными способами "совершенствует мир". Вспомнив известнейшие сочинения писателей-абсурдистов, можно убедиться в том, насколько хорошим индикатором состояния общества является такое творчество. АБСУРДОГРАФЫ (будем так называть занимающихся абсурдистским творчеством) - не замкнутые в своих абстракциях эгоисты, а чуткие "датчики", реагирующие на абсурдистские перекосы в обществе, правлении, воспитании. (Крайние случаи абсурдографии, то есть изображение абсолютной абстракции [а это возможно ТОЛЬКО при импровизации], сейчас не рассматриваю. Об этом как-нибудь отдельно...)
Складывается впечатление, что цель эссе "Алогизм и абсурдизм" - показать, что алогичное и абсурдное поведение (кода субъект не стремится к суммарной практической выгоде) подлежит осуждению, либо является признаком социальной болезни. Однако грань между абсурдистами и абсурдографами в эссе почти не заметна; одни часто путаются с другими, а возможно, что автор и вовсе не выделяет эту грань.
Данное нам в процессе социализации свойство принятия стереотипа за истину, а отклонение от него за ошибку, приводит к тому, что явление ксенофобии воспринимается как норма, а явление стереотипофобии как порок/недуг. Логичный человек в идеале достигает практических успехов, а абсурдист топчется на одном месте, - такой напрашивается вывод из написанного в эссе; здесь же читаем, что абсурдисты легко дурят публику и добиваются высоких постов; наверно, поэтому грандиозные общественные иерерхические системы имеют свойство рано или поздно рушиться. Если бы сильными мира сего были логичные люди, если бы народ был умным, тогда, может быть, удалось бы избежать социальных катастроф? Может быть и так, но только в случае тотального везения и тотального смирения. Все мы разные, ум у каждого свой, всех что-то не устраивает, почти каждый пытается это исправить, задействуя свой ум и стремясь повлиять на коллективный ум. Более того, логика - инструмент не универсальный. Логикой невозможно постичь систему, законы которой принимаются за аксиомы. Это значит, что логика в корне абсурдна, несмотря на ее неоспоримую полезность и значимость. А отсюда следует, что тот, кто поступает согласно опыту и логике, не всегда получит ожидаемый результат. Тем более, если имеется в виду глобальный результат - запуск необратимого процесса всеобщего улучшения и усовершенствования. Существование абсурдистов - это напоминание ксенофобам (т.е. нормальным людям) о том, что ВСЯКИЙ инструмент иногда дает сбой. А для абсурдографов абсурдисты являются едва ли не бОльшим посмешищем, чем ксенофобы. Но понятие "абсурдограф" не применятся нигде, поэтому абсурдистами обзывают обе описанных категории людей. Тем не менее, у обеих категорий есть общее. С чушью можно бороться, а можно дружить. Те и другие дружат с чушью. (Сами определяют, что такое ЧУШЬ, и дружат с нею.) Без дружбы с миром недостижимо общее благо, к которому все якобы или на деле стремятся. А чушь - часть мира.

Сергей Шестаков 4   06.12.2013 08:29     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.