Избушка

Избушка.

Когда я открываю эту книгу в метро, народ вокруг меня пялится с интересом. Книжка весьма развесёлая – синенькая, с картинками. Картинки тоже презабавные – лоси, лисички, удалые лыжники, Санта-Клаус на оленьей упряжке, медведь в валенках… Детский сад. Когда народ пытается прочитать то, сказки какого народа мира столь внимательно изучает эта странная девушка с вечно недовольной физиономией, то садится в серебряную калошу. Потому что не понимает ни слова. Мало того, насколько я успела выяснить, один только вид длинных финских слов с умлаутами над некоторыми буковками приводит людей не просто в замешательство, а в панику. Самую настоящую.
Это естественно. Когда я была ещё нормальным человеком, для меня язык убогих чухонцев тоже казался делом немыслимым и бестолковым. После чеченского мне так уже не кажется. Мало того – финский обладает тем самым скрытым очарованием, которого нет и никогда не будет даже в страстно любимом мною испанском и ностальгически романтичном польском. Финский изначально принадлежал язычникам. Он сохранил в себе огромное количество слов и выражений, которые невозможно найти в другом языке мира. Финны одним словом могут назвать то, на что мы тратим по два - по три, и это при нашей-то «могучести». У столь презираемых некоторыми абсолютно непросвещёнными в лингвистике снобами «фиников» и «чухон» существуют наименования для золотой осени, старой трухлявой сосны, затяжного дождя. Природу они чувствуют чутче и деликатней. Поэтому с той поры, как я углубилась в финский, я попала в другой мир.
Каждый раз, когда я открываю свою смешную книжку с картинками, я переношусь в ту страну, где я хотела бы жить – всегда. Нет. Не в географической и административной Финляндии, до границы с которой мне всего-то 400 километров автобусом. Не в той Финляндии, где зажигают готик-рокеры и попсовые карамельки, где трудится над процветанием державы Тарья Халонен, паяют удобные и надёжные мобильники Нокиа и парятся в саунах. В другую, в другую страну я хочу, там мне надо жить, спрятавшись от беспощадности мира обыденного.
Вот избушка. Она стоит на берегу озера, и от неё до леса ведёт тропинка. Какие-то там Ивановы, приехавшие в Суоми на выходные, ходят туда гулять. Дети купаются, а некая Марина читает в тени газету. Солнышко заходит, а вечер тёплый и тихий.
Вот горшочек с маслом. Надо ещё чего-то там туда добавить, и получится старинный финский рецепт.
Вот некий Антти. Он учится в Хельсинкской Консерватории (мама дорогая, а кто писал эту книжку и почему этот кто-то такой умный?). Антти хотел стать врачом, а теперь он мечтает прокатиться в Испанию. Авторы учебника не зря срубили свои бабки. Книга толковая…
Странный мир идеалов и светлых ценностей предстаёт передо мной. И не суть, что я очень часто путаю слова тойвотовасти и товалисести – наречия и глаголы в любом языке запоминаются трудней всего. Мне кажется, что с каждой строчкой и с каждой перелистнутой страничкой я начинаю знать и понимать немножко больше, чем остальные. Для меня живёт и функционирует мир, мало кому известный. В этом мире есть место только для тебя. Потому что ты эти слова уже давно выучил… просто потому, что они для тебя родные. Возможно, когда ты был совсем-совсем маленький, у тебя тоже была похожая книжка со смешными картинками, где рассказывалось про избушки и горшочки с маслом.
Иногда мне кажется, что так я начинаю лучше понимать твоё языческое мировоззрение. Твои оторванные от реальной жизни идеалы. Твои отчаянные порывы и бесприютные метания. Но я никогда не смогу понять их до конца. Даже если выучу все-все слова из моей книжки. Наверно, я не смогу понять тебя до конца, даже если обложусь такими книжками по самые уши.
Но я надеюсь, что я стану тебе ближе. Потому что ты – единственный, кого мне на этом свете хотелось бы разгадать. Потому что остальные для меня давно умерли. Они умерли – все – тогда, когда появился ты – истинный.
Давай поедем к тому озеру, где стоит та самая избушка. Надеюсь, Ивановы оттуда уже съехали. Я хорошо помню дорогу. По-моему, там надо для начала добраться до Лапееранты. Потом переезд в Тампере. Тебе не в первой считать деревья за окошком автобуса. Мне тоже. Мы будем проводить долгие, тёплые вечера у берега озера. Я буду читать, а ты – удить рыбу, хоть ты это и не любишь. А потом мы будем разговаривать. До темноты… до восхода… просто говорить. Ты не представляешь, как мне хочется просто разговаривать с тобой… просто слушать мелодию твоего голоса… возможно, из твоих уст странные и пугающие слова прозвучат волшебными и помогут чему-то сбыться.
Главное, не потерять эту чудесную книжку… а вместе с ней – надежду…


perjantai, 25. marraskuuta 2005


Рецензии
-Попасть в книжку... в одинокую избушку с горшочком масла. И ждать признания... Романтика!

По тексту:
"Природу они чувствуют.......ДЕЛИКАТНЕЙ". - А КАК это практически "деликатно чувствовать".... природу?
Поговорить деликатно; кашлянуть деликатно; отвести взгляд деликатно - понятно.

Здесь исправить название города (сразу 2 ошибки!) - "добраться до ЛаПеЕРанты". Правильно - "до ЛаППееНРанты".

Неестественно-смешно утверждение, что народ от вида длинных финских слов впадает "не просто в замешательство, а в ПАНИКУ" - прямо штабелем падает вся тупая человеческая масса вокруг одной образованной девушки! Цирк!

Надо работать над текстом!

Тамара Петровна Москалёва   25.03.2012 23:07     Заявить о нарушении
Уважаемая Тамара Петровна! Текст старый, я бы даже сказала - устарелый. Понятия не имею, почему Вы за него взялись. Я прекрасно знаю, как пишется название города Лаппеенранта. А вот Вы, видимо, были там только с шоп-турными автобусами. Или вообще не были. И, поверьте, длинные финские слова действительно наводят на людей ужас. Если на Вас не наводят, Вы смелая. Деликатней - вариант тоньше, чутче. это мой собственный термин. Пожалуйста, не суйтесь туда, куда не надо. Спасибо!

Доминика Дрозд   26.03.2012 10:33   Заявить о нарушении
-Дорогая Натали, не брызгайте ядом, Вы не на кухне в коммуналке! Всяк сунувшийся на авторскую страницу (и Вы в том числе) не самовольно тянет из-под авторского носа, а читает то, что выставлено самим же автором. Из уважения к читателю да и к себе (автору) не выставляйте неграмотных текстов или поблагодарите хотя бы за указанные Вам огрехи. В противном случае, надо вывешивать табличку: "Читатель, не суйся на эту страницу - здесь текстовое старьё и к тому же - злой Автор!"
Мою личность прошу не трогать! Не тратьте время на это некрасивое занятие, лучше потратьте его (это время) на вычитку остальных своих "старых" текстов, чтобы ещё кто не сунулся да не ткнул Вас носом! Успехов!

Тамара Петровна Москалёва   27.03.2012 05:12   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.