Избранное 6. 1 или Особенности национальных блинов

Возвращаемся мы как-то к палатке (всё в горах происходило) и видим, что Серёга блины печёт. Наливает жидкое тесто в походную сковородочку, покачивает её круговыми движениями, тесто равномерно растекается, и сковородка ставится на примус. Мы с одобрением наблюдаем за ловкими движениями.

Через несколько секунд блин вздувается пузырями, темнеет и пригорает в местах, где прилип к металлу, а на вершинах пузырей упрямо сверкает сырым тестом. Серёга тихо матерится, пытается перевернуть его ножом, блин рвётся, валится унылой тряпкой на сковородку и, отправленный из этой посудины, как из пращи, улетает за палатку.

– Да ладно, Серёг, подумаешь, первый блин комом! – утешаем мы его.
– Ага, – отвечает приятель с добродушным отчаянием, – вы за палатку гляньте…

Мы смотрим – наш ещё дымящий и парящий герой не одинок.

Когда мы задумали Копирайт… Впрочем, давайте вспомним недавнюю историю Прозы.ру.

Пару лет назад сайт покинула большая группа значимых авторов. Они надеялись, что на Рулинете им будет счастье. Ушедшие предрекали Прозе скорый крах и ошиблись лишь в одном – крах оказался медленным. Он продолжается и сейчас.

Сайт потерял тогда много полюсов притяжения, между которыми равномерно распределялись интересы прозарутян, то есть каждому полюсу доставалось не так уж и много.
После исхода, оставшаяся энергетика, более воображаемая, чем реальная, но всё ещё значительная по силе, была поделена между двумя-тремя полюсами. Возникшее напряжение вздыбило сайт, и он местами стал пригорать и рваться.
Наиболее отчётливо это проявилось на форумах Прозы – шли принципиальнейшие бои за вещи не просто важные, а жизненно важные! Были изломаны судьбы, утрачено здоровье, выпито множество успокоительного и водки, а кое-кто даже расстался с жизнью. По крайней мере, это следовало из той решимости, с какой сражавшиеся обещали разобраться друг с другом. Любовь к истине и чистота помыслов заставляли этих достойнейших людей – писателей и поэтов, композиторов и художников, мужчин и женщин, – то и дело заменять стилистику площадной брани изысками базарной ругани.

Наконец, Кравчук форумы позакрывал, выяснение отношений перешло в фазу разнесённых в виртуальном пространстве трибун, а на Прозе образовался некий вакуум.
Это был идеальный момент, чтобы осуществить давнюю идею – первый выпуск Копирайта состоялся в июне.

С тех пор прошло полгода. Теперь нам видно, что это был первый шаг к изобретению велосипеда – классического журнала с редакционным фильтром на входе. И ещё, стало понятно, что быстрей к этой цели не пойдёшь. Только так – методом последовательных приближений. (К слову, заходил я на всякие сайты с редакторскими фильтрами – такая тоск-а-а-а! Тоскливая тоска. Пару десятков человек не могут без отвращения смотреть друг на друга).
Вздумай мы набирать настоящую редколлегию (даже если бы удалось, что само по себе нереально), провал был бы обеспечен – звёзды должны держаться друг от друга на почтительном расстоянии иначе повзрываются, и окатят всех вокруг стилистикой с изысками.

Итак, представляем следующее приближение – второй блин.
Мы отменили правило трёх рецензий. Теперь каждый Орк имеет право предложить для включения в Избранное любое понравившееся ему произведение. Надеемся, что, повысив, таким образом, значимость Орков, мы одновременно побудим их тщательней подбирать тексты, ведь своё мнение им придётся обосновывать в серьёзной рецензии к тексту.

Что в будущем? Будем стремиться к тому, чтобы Орки: 1) выбирали друг друга в редколлегию и 2) принимали по каждому произведению коллегиальное решение.

Приглашаем авторов быть нашими Орками. Условия работы можно узнать из статьи «Наши Орки». А нюансы – из переписки с нами ( copyright53@mail.ru ).
Информация для авторов в статье «Правила Копирайта».

А теперь, читать! Не отказывайтесь, как от критики выбранных произведений, так и от оценки написанных Орками рецензий, но будьте снисходительны к этому первому блину, выпеченному по новой формуле.

*********************************

1. «Аватара клоуна», Зорин Иван Васильевич

Представляет София Прус

Второй раз ловлю себя на том, что не могу неписать рецензию, язык проглотила. Просто слов нет, достойных слов. Я бы помещала в Копирайте все без исключения произведения этого автора. Спасибо Вам, Иван Васильевич!

*********************************

2. «Пусть вам будет хуже», Виктор Винчел

Представляет Лара Галль

думаю порой, почему каждый текст с брэндом "от Винчела" неизменно привлекает значительное количество читателей?Даже вот такой простой, как этот?
мне кажется, что очень многие читатели, из условной категории "интеллигентных" могут идентифицировать свои тончайшие, неуловимейшие душевные вибрации с рефлексиями лирических героев ВВ.
В этом тексте автор снимает покров с запутанейшего психологического лабиринта - чувства вины в тунелях гордости. Так здесь совмещаются две реальности - внешняя и внутренняя, что происходит освобождение, восстановление чувства собственного достоинства. Реабилитация. Маленький избалованный "архиватор"-собачка невольно раскрывает архив вины, из иконки давящего груза делает читаемое полотно, внятное герою...
тут такие тонкие вещи в незатейливом вроде бы рассказике, что я даже слов не подберу для выражения их, но думается это ясно читающему и без моих слов:)

*********************************

3. «Вечный долг Последнее лето Первая книга», Соколова Екатерина

Представляет Наталья Шауберт

Роман Екатерины Соколовой рассказывает историю очаровательной девушки
от первых ее шагов в любовь, в жизнь, до становления сильной, мудрой,
любящей - настоящей женщины. Особенно хочу отметить первую часть
романа с нежной, пасторальной нотой первой любви в деревне (в лучших
традициях русской прозы написано). Екатерина, описывая жизнь своих
героев в далекие уже для многих 80-е, передает и дух того времени, что
тоже ценно. Она просто и доходчиво говорит о вечных ценностях - любви,
верности, честности к людям и самому себе. Добрый живой роман,
написанный добрым умным человеком.

*********************************
4. «Пакетик Мёбиуса», Lisnerpa

Представляет Бастет

Добрый день, Лис.
Эк вас заностальгило. ) Трубу еще вспомнили. Ругаем, проклинаем, знать не хотим, а все равно роднее ничего не найти. На самом деле, вы в своей бесподобной манере пудрить мозги читателю, мне кажется, лишаете его всей прелести надежды, что он сможет найти ту самую дверцу в кроличью нору. Ведь в гости зовут не только вас. Мне понравился ваш замученный пакетик с чаем. )

*********************************

5. «Неотправленные письма Ноябрь», Светлана Ротан

Представляет Иосиф Лазарев

Чуть ли не каждое предложение хочется процитировать.
"Зима нас забыла" - простая и тонкая фраза. Некоторые авторы страдают именно тем, что не могут просто и непритязательно выразить многообразное переплетение мыслей. Своими текстами они усложняют и без того сложные вопросы, вместо того, чтобы взять и "не мудрствуя лукаво" поделиться ими с читателем, - всего лишь написать: "Я не знаю. А как вы думаете? Может, вы чего подскажете?". Самая распространённая ошибка начинающих писателей - это попытка дать немедленный, сиюминутный ответ. А читатель, по моим личным наблюдениям (которые, кстати, вполне могут быть ошибочны), больше любит ясные, простые, человеческие вопросы. Ему приятно самому найти ответ.
"Я часто думаю, почему люди бояться открыть душу? Это так прекрасно. Зайти туда". - Вот опять: простота и глубина, стимулирующая читателя проявить фантазию и лучшие из своих чувств (ЕГО чувств, а не чувств автора!). Светлана приглашает "зайти туда", а сама скромно отступает в тень, незаметно и изящно передавая инициативу читателю. Открой душу, не закрывайся, войди туда... - с мягкой, не раздражающей настойчивостью просит автор. И всё! Только просьба.
"Кто мы в своем стремлении спрятаться? От кого спрятаться? Закрываясь, мы захлопываем дверь в счастье". - И в этом смысловом отрезке больше вопросов, чем ответов. Тем не менее, автор даёт ответ - ясный, образный.
"Я целую свою душу...". Впечатляющая по глубине мысль (в которой нет самолюбования, поскольку речь идёт о душе, а не о личности). Попробуйте такое написать! Хотя, на
первый взгляд, ничего сложного.
"Кручу верчу запутать хочу?" - символично, что автор заканчивает произведение вопросом, как бы и не претендуя вовсе на "истину в последней инстанции".
Единственное, что мне не понравилось:
"То миговое состояние эйфории, которое и называется смыслом жизни". Во первых, категоричный ответ ломает созданную атмосферу. Во-вторых, слово "миговое" - не из
русского языка, во всяком случае, не из литературного.

*********************************

6. «Путь к Варягу», Павел Троицкий

Представляет Андрей Можаев

"Путь к "Варягу" Павла Троицкого - путевой публицистический очерк. Рассказ о поездке автора в Корею к месту подвига легендарного крейсера. Также, это рассказ о подготовке и встрече на местах событий столетней годовщины русско-японской войны. Автор приводит редчайшие факты, каких не отыщешь в официальной прессе. О том, например, где находится и в каком состоянии хранится флаг с "Варяга". Мы узнаём, как относятся в Корее к той далёкой войне, к России - прошлой и настоящей. И размышляем вместе с автором о том, как в России сегодня относятся к нашему общему наследию. Здесь позиция автора выражена прямо и резко. Ну так на то она и публицистика, чтобы вызывать на диспут, будить мысль. А ещё, в очерке проходит ряд наших современников: русских и корейцев. Это военные, историки, политики и дипломаты, деятели Церкви. У каждого из них - свой взгляд, позиция, своё отношение и чувство. Временами автор погружается в историю, уводит нас к событиям той эпохи с их противоречиями, славными и досадными сторонами. Даны также некоторые черты, портреты исторических личностей той тяжелейшей для России эпохи. Автор полемизирует с людьми, намеренно искажающими исторические факты. Порой очерк кажется перегруженным и затянутым. Но это оттого, что рассчитан на типографское издание. Но, тем не менее, работа привлекает своей фактологией и уважительным, неравнодушным отношением к истории и современности Отечества. Очерк рассчитан на серьёзного, интересующегося читателя.

*********************************

7. «Секс с хулиганкой», Линдон Камусов

Представляет Иосиф Лазарев

Какой удивительный настрой на чистоту сквозь грязь... И какая изумительная образность языка! Автор не избегает неприятных для него явлений, он их затрагивает слегка и отстранённо, затем следует дальше - в радостную надежду, в которую безоглядно ныряет с высоты своего осознания действительности. В каждой строчке автор наблюдает и изучает красоту мира "зрачком", который "словно маленькая рыбка, застыл в аквариуме глаза".
"Впереди поскрипывает извилистый горизонт. Он так устал убегать". Чувствуется, что автор устал догонять...
"Я умираю на руках природы... И мне не жаль". И никакого пафоса! И никакой крикливой истерики "непонятого миром" гения. Просто, "умираю" и просто "мне не жаль"...
Текст несёт в себе потрясающий энергетический заряд!
А напоследок хочу процитировать Вашу же фразу: "Жизнь не место для горечи". Надеюсь, и не время... :)

*********************************

8. «живопись», Корень

Представляет МаленькаяЛгунья

Легкая миниатюра, как подол юбки, приподнятый ветерком.
Прекрасная миниатюра, как формы девушки, проходящей мимо.
Гипнотизирующая миниатюра, как "Черный квадрат"Малевича.
Законченная миниатюра, как Монэ в объятьях Малевича.
Брависсимо!

*********************************

9. «Каким быть рождественскому вечеру?», Валерий Старовойтов

Представляет София Прус

Понравилось. Невольно задумываешься о том, как условны и зыбки баррикады между людьми, и как безусловно и вечно то человеческое, что их объединяет. Импонирует скупой и лаконичный стиль писателя, свидетельствующий о глубоком уважении к читающему. Автор не лепит образ, не преподносит его в готовом виде, не навязывает своего отношения, а видит в читателе человека, способного чувствовать, мыслить, и наделенного собственным воображением.

*********************************

10. «Оставь свое тело земному аду!», Виктор Сермягин

Представляет Наталья Шауберт

Виктор, рада быть первым рецензентом этого рассказа. Вы меня потрясли. Впрочем, за Вашей иронией, куртуазностью и игривостью ума и раньше чувствовалась глубина. Глубина человека пережившего нечто очень большое. В мягкой Вашей иронии всегда была отстраненность и снисходительность человека, пережившего беду. Всякие там понравилось-не понравилось неуместны. Я чувствую Вашу боль, которую Вы смогли передать так цельно. Особенно в эпилоге. Впрочем, то, что было написано до него - торопливое изложение событий, хотя и это написано хорошо. Но! Главное - это именно то, что Вы написали в конце. Эпилог читала, практически не отрываясь, с напряжением и огромным желанием погрузиться в этот мир боли и одиночества, чтобы понять, а может и помочь.
Ну вот, я постаралась передать все, что почувствовала, читая. Я старалась...Ну, а если все это не про Вас, если Вы так смогли написать о чужой боли, значит честь Вам и хвала, как писателю!


Рецензии
В защиту Зорина. О экзальтированной поклонницы.
Во-первых впредь зарекаюсь писать рецензии, пока рот не закрылся. А теперь попробую обосновать свой выбор.Читаю только то, что не вызывает скуки: это произведение захватило с первых строк и держало до последней. История, выдуманная от начала до конца, воспринимается, как абсолютно достоверная.Я неплохо знакома с мировыми религиями, но не сразу усмотрела буддизм.Если это так, то благодаря автору я зауважала буддизм. Но потрясло другое. Главный герой живой человек, причем человек того времени. Часто бывает, что читателя переносят на много веков вперед,или назад, в любую точку Земли и за ее пределы, а его герои будто в нынешней Москве родились. Неважно, к какой философии приходит герой, а важно то, что он, с его особенностями, вообще не имел шансов выжить, но при этом прожил интересную жизнь, и к философии своей пришел сам, что он, как говорят, мудр "по жизни". Несколько слов о методе. Порой литературные приемы видны, как новенькие пломбы на передних зубах. Здесь их не замечаешь, как воздух, которым дышишь, и это - мастерство.Автор тонко чувствует слово.Мы привыкли, что слово служит для передачи мыслей, содания образов, описания чувств. Но слово самодостаточно, оно само по себе и есть чувство, образ и мысль. У слова есть своя история и менталитет. Автор, может быть, несознательно, пользуется словом, как психолог- нейролингвист, а не как писатель. Поэтому его текст, практически любой, завораживат. Спасибо, и удачи автору и журналу.Экзальтированная поклонница

София Прус   07.12.2005 12:58     Заявить о нарушении
Я хочу попросить прощения за мою вчерашнюю желчность, но и вы были неправы, согласитесь. Зорин весьма неплохо пишет, но я у него спотыкаюсь на некоторых вещах, о которых не буду здесь говорить. Потому что вы, похоже идейная поклонница данного автора, а в таких случаях спорить бессмысленно. Успехов.

Арген Алекс   07.12.2005 13:57   Заявить о нарушении
Алекс, да я и не обиделась, мне самой надо было свое мнение обосновать, а на вкус и цвет... В литературе имеют право быть разные направления, и мне тоже интересно еще многое, не только такое. С уважением.

София Прус   07.12.2005 14:06   Заявить о нарушении
Иван Васильевич Зорин - автор замечательный, но политически не дальновидный. Проснувшись от творчества, вдруг, замечает, что в России всё не так. Но, как "истинный" патриот, удивившись, тут же начинает доказывать, что "дым отечества мне сладок и приятен". А олигархи, дововольно улыбаясь, обрекают на обнищание работоспособное население России, а пенсионеров на верную смерть.

Эдуард Снежин   09.12.2005 15:49   Заявить о нарушении
Знаете, Эдуард, в чем-то с Вами можно согласиться, а в чем-то нет. Писатель и не должен быть политически дальновидным, если он не публицист. Политика - дело публицистов, и дело благородное. Но политика в художественной литературе выглядит агиткой, потому что поле писателя - человеческая душа, а задача - ставить вопросы, но не навязывать ответов.Литература не должна быть похожа на роман Горького "Мать", от которого меня тошнило еще в школе. С уважением и удач!

София Прус   09.12.2005 18:31   Заявить о нарушении
Сказано не в бровь, а в глаз:

"Иван Зорин пользуется словом, как психолог-нейролингвист, а не как писатель" (С. Прус).

Предлагаю разместить это высказывание на авторской страничке Ивана Зорина.

Секретка   10.12.2005 13:41   Заявить о нарушении
Нельзя,секретка, нельзя! Ведь если Зорин задумается об этом, то разучится писать!

София Прус   12.12.2005 02:10   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.