Море

Берег моря. Холодный песок. Неподалеку – череда острых черных камней, из года в год сдерживающих натиск могучих вод, через равные промежутки времени наваливающихся на камни, пытаясь пошатнуть, отодвинуть, выкорчевать и вышвырнуть их прочь из своих владений, из царства молчаливой, но упорной и безустанной стихии…
 Впереди, поочередно являя свету свои пенистые загривки, под хмурым декабрьским небом размеренно движутся друг за другом величавые пегие волны-лошади, и над ними то и дело раздаются вскрики чаек, тщетно пытающихся разглядеть добычу в темной воде.
 Она то смотрит прямо перед собой, то медленно переводит взгляд туда, где низкое небо граничит с морем, рождая, казалось бы, идеально прямую, а на самом деле являющуюся частью огромной окружности линию горизонта. Её лицо сосредоточенно, губы поджаты; колкий ветер то и дело своевольно сбрасывает со лба прядь легких волос, а потом возвращает, закрывая обзор, - но ничто не в силах отвлечь её от собственных мыслей…
 Вдруг лёгкая дрожь пробегает по кончикам пальцев; она прищуривает глаза, и на секунду в них мелькает едва уловимая тень сомнения…
-Можно попросить тебя об одной вещи?
-Конечно.
-Расскажи… Что ты сейчас видишь?
-Рассказать, что я сейчас вижу?
-Да.
 Она прижимает колени к груди и обхватывает их руками. Смотрит на волны, на черные камни, на безнадежно-пасмурное декабрьское небо – и ждёт, и от напряженного ожидания к горлу медленно начинает подкатывать тяжелый комок…
-Я вижу море. Ты и я, мы сидим на нашем любимом месте, откуда прибрежные скалы напоминают плавники небольшой стайки дельфинов – а самый крайний дельфин, тот, что дальше всех от берега, чуть высунулся из воды и любопытным глазом подглядывает за нами с тобой..
-Да, это мой любимый. Он смелее остальных, потому что не боится вести их за собой навстречу надвигающемуся шторму.
-Но на море нет сейчас и намека на то, что будет шторм! Скорее наоборот – он только что прошел, и теперь весь берег усыпан разноцветными ракушками, посмотри – разве ты не видишь? Мы можем пойти и собрать самые большие и красивые, а потом, сидя зимним вечером у камина, слушать, как в них шумит прибой..
-А ты помнишь, как один раз ты нашел в песке кристаллик горного хрусталя? Ты отнес его в ювелирную мастерскую, а потом подарил мне кулон на серебряной цепочке – сердце, в центре которого был сверкающий камешек.
 Она прижимает руку к груди в том месте, где под одеждой находится образец чистой красоты и правильности формы, казалось, хранящий их общую восторженность и радость от обладания столь совершенным творением природы.
-Конечно, помню. Помню.. Стой-ка, а что это блеснуло сейчас вон там, рядом с тем камнем? Может быть, нам улыбнется удача и к твоему кулону удастся добавить пару замечательных серёжек? Ах, нет, боюсь, это всего лишь игра солнца на воде.. Сегодня необычайно яркое солнце. Ближе к полудню наверняка будет настоящее пекло! И на небе ни облачка, можно прямо-таки утонуть в этой синеве – она как твои глаза… Ты ведь не будешь против, если я ненадолго утону в твоих глазах?
 Она улыбается и рукой откидывает с усталых глаз непослушную прядку, а ветер дует ей в лицо, и откуда-то сбоку доносится шум очередной разбившейся о скалу непокорной волны.
-Я нисколечко не буду против. Я люблю тебя.
-Я тоже тебя люблю. Очень-очень люблю.

Она поднимает глаза и долго, пристально смотрит на море. Белогривые кони по-прежнему размеренно скачут в сторону берега, и голодные чайки вьются над ними, высматривая мелких рыбешек. Она щелкает по крестику в правом верхнем углу экрана и выходит из программы. Выключает ноутбук и откладывает в сторону… Черные скалы на фоне хмурого декабрьского неба напоминают плавники стайки дельфинов – и самому смелому, тому, который дальше всех от берега, она вдруг подмигивает и улыбается. Потом встает, последний раз оглядывается на море и уходит...

Он подтверждает опцию выключения компьютера и поднимается из-за стола. Во всем офисе не осталось ни души, нет верхнего света, и лишь тускло горит над его рабочим местом маленькая лампа на длинной сгибающейся ножке. Он подходит к окну и с высоты тридцатого этажа смотрит на сотни огней большого, никогда не затихающего города; и там, где это яркое, бьющее в глаза море на границе с ночным небом рождает, казалось бы, идеальную, а на самом деле являющуюся частью огромной окружности прямую, он вдруг видит, как всего на полсекунды появляется и тут же исчезает за горизонтом белый парус, так похожий на дельфиний плавник…

-Я вернусь к тебе нашим солнечным летом. Только дождись… Люблю.
***
19 декабря 2005


Рецензии
Спасибо за рассказ, Алла.

Давно уже составила комментарий, но все никак не могла с бумаги перенести его в электронный вид. Не то, чтобы лень было. Просто душевное состояние было неподходящим (прошу прощения за высокопарные выражения, без них не могу *:) ).
Замечаний не слишком много, и они, в основном, связаны не с указанием каких-то недочетов, а с изложением своего понимания «Моря». Зато много вопросов.

Вопрос: каким образом происходит общение? Странно было бы, если бы без видео-связи. Потому что либо Он (буду называть героев Он и Она) все видит, либо использует свое воображение. С первым вариантом более-менее ясно. А вот о воображении немного подробнее.

«Стой-ка, а что это блеснуло сейчас вон там, рядом с тем камнем?»
«- … Ты ведь не будешь против, если я ненадолго утону в твоих глазах?
Она улыбается и рукой откидывает с усталых глаз непослушную прядку».

Если Он «одушевляет» образы, возникшие в воображении (по памяти или без ее помощи), а Она подыгрывает, то, на мой взгляд, все это выглядит пошло. Все эти виртуальные «чувства»… То же самое, по-моему, что и виртуально пить чай и т. п.
Можно, конечно же, возразить. Сказать, что в разлуке люди стараются хотя бы создать ощущение присутствия, непосредственной близости любимого человека. И что для этого все способы хороши.
Да. Согласна. Но это мой личный комментарий, мои впечатления. И сама я не живу такой вот «виртуальной жизнью». Считаю это отклонением.

Непосредственно к построению предложений:

«Неподалеку – череда острых черных камней, из года в год сдерживающих натиск могучих вод, через равные промежутки времени наваливающихся на камни, пытаясь пошатнуть, отодвинуть, выкорчевать и вышвырнуть их прочь из своих владений, из царства молчаливой, но упорной и безустанной стихии…»

- слишком сложное предложение, по-моему (возможно, это не «минус»; может даже «плюс»).

«Впереди, поочередно являя свету свои пенистые загривки, под хмурым декабрьским небом размеренно движутся друг за другом величавые пегие волны-лошади, и над ними то и дело раздаются вскрики чаек, тщетно пытающихся разглядеть добычу в темной воде».

- ну вот, опять сложно для восприятия. То же самое и к следующему предложению относится.

Вернусь к своему первому вопросу.

«-Но на море нет сейчас и намека на то, что будет шторм! Скорее наоборот – он только что прошел, и теперь весь берег усыпан разноцветными ракушками, посмотри – разве ты не видишь?»

- зачем Он это говорит? Тем, кто читает рассказ впервые, эта фраза может и не быть замечена как идущая в разрез с данным выше описанием («под хмурым декабрьским небом»; «низкое небо»; «безнадежно-пасмурное декабрьское небо»; «навстречу надвигающемуся шторму»). Однако может и смутить. Если не знаешь, что Он и Она не вместе, у тебя есть шанс запутаться. 50/50 *:)
Когда я перечитывала, то удивилась еще сильнее. Мне непонятна цель. Да, зачем же Он это говорит? Чтобы напомнить Ей о счастливых мгновениях, когда-то проведенных ими вместе? Скорее всего. Но неужели всё так трагично? Они никогда больше не смогут встретиться? По-настоящему, не виртуально?
Если это действительно так, то стоит ли вообще продолжать их «встречи»? Может показаться, что я сейчас забыла о чувствах, пишу безучастно и даже грубо. Вовсе нет. У меня схожая ситуация. Не такая, но схожая. Не знаю… Может быть, у меня проблемы с фантазией?

«Она прижимает руку к груди в том месте, где под одеждой находился образец чистой красоты и правильности формы, казалось, хранящий их общую восторженность и радость от обладания столь совершенным творением природы».

- слишком часто используемое словосочетание («образец чистой красоты»), которое теперь вряд ли сможет помочь автору добиться желаемого эффекта при воздействии на читателя (прошу прощения за корявое предложение).
Здесь же: восторженность и радость в данном контексте означают одно и то же. Если же убрать одно из этих слов, то определение становится как будто разреженным. Вот такая проблема. Что делать, и сама не знаю. Возможно, следует найти третье слово и использовать только его.

«-Конечно, помню. Помню.. Стой-ка, а что это блеснуло сейчас вон там, рядом с тем камнем? Может быть, нам улыбнется удача и к твоему кулону удастся добавить пару замечательных серёжек? Ах, нет, боюсь, это всего лишь игра солнца на воде.. Сегодня необычайно яркое солнце. Ближе к полудню наверняка будет настоящее пекло! И на небе ни облачка, можно прямо-таки утонуть в этой синеве – она как твои глаза… Ты ведь не будешь против, если я ненадолго утону в твоих глазах?»

- вновь вспоминается мой вопрос о видео-связи.
«утону в твоих глазах» - см. замечание по поводу «образца чистой красоты». Да и используется это выражение обычно в неопределенной форме. Реже – в прошедшем времени.

«-Я тоже тебя люблю. Очень-очень люблю».

- личное замечание: никогда не отвечаю, что «тоже люблю». Просто говорю: «И я тебя люблю». Но это совершенно никакого отношения к рассказу не имеет *:)

«Белогривые кони по-прежнему размеренно скачут…»

- слишком надуманно в стремлении быть оригинальной. Стараясь не повторяться, используешь вычурные синонимы. Не всегда оправданно.
А что же тогда делать? Просто – плохо, вычурно – тоже… В этом, по-видимому, и заключается мастерство писателя: как можно ближе оказаться к совершенству. Почувствовать рубеж.

«Черные скалы на фоне хмурого декабрьского неба напоминают плавники стайки дельфинов – и самому смелому, тому, который дальше всех от берега, она вдруг подмигивает и улыбается».

- зачем «тире»? Точку ставь!!!
Сейчас перечитываю и уже не так уверена в необходимости точки.

«Он подходит к окну и с высоты тридцатого этажа смотрит на сотни огней большого, никогда не затихающего города; и там, где это яркое, бьющее в глаза море на границе с ночным небом рождает, казалось бы, идеальную, а на самом деле являющуюся частью огромной окружности прямую, он вдруг видит, как всего на полсекунды появляется и тут же исчезает за горизонтом белый парус, так похожий на дельфиний плавник…»

- лавры Толстого не дают покоя? (Учти: тон шутливый.) Не бойся простоты. Простота – основа основ *:)

Ольга Рудакова   04.02.2006 21:54     Заявить о нарушении
Утрированное общее впечатление:
что меня «задело», так это погода, природа и т. п., которые окружают героиню. Ветер, море, солнца нет + нежарко (возможно, даже прохладно, если судить по описанию одежды; то, что на дворе декабрь мало что может сказать, когда не знаешь, о каком климате идет речь) – это всё самое мое любимое. И я накануне смотрела фото стартовой решетки ГП США, так там как раз пасмурно и без солнца. Серый асфальт. Т. е. я как бы приготовилась к восприятию твоего рассказа на эмоциональном уровне. А он именно так и должен восприниматься.
+ хорошо, если читатель знает, что значит любить и что значит быть далеко (я о расстоянии в пространстве) от любимого человека.
С другой стороны, это верный ход: многим не чужда данная тема (в особенности сюда относятся одинокие люди), поэтому равнодушных будет мало.
+ здесь есть и твои чувства. И это мне нравится. Я, как читатель, хочу чувствовать автора, находиться с ним в своеобразном контакте. Твой рассказ убедил меня в том, что ты живешь, ты не абстрактный образ (здесь ты для меня в первую очередь не знакомая в реальной жизни, а автор прочитанного мной произведения). Для меня этот фактор имеет огромное значение.
Спасибо.

Ольга Рудакова   04.02.2006 21:56   Заявить о нарушении
Привет. Сейчас с удовольствием буду отвечать на вопросы.:о)

Во-первых, никакой видеосвязи не было. Только воспоминания и воображение, и я не понимаю, откуда здесь взяться пошлости? Ведь героям действительно есть, что вспомнить, и что поделать, если остался лишь один-единственный способ поддерживать тот огонь, который несмотря на разлуку все еще горит между ними… По-моему, это вовсе не пошло, когда в сообщениях или письмах к любимому человеку ты пишешь: «целую и обнимаю», хотя на самом деле, конечно же, в данный момент этого не делаешь (собственно, по причине отсутствия оного). И всё же, как-никак становится теплее, а это разве не главное? И герои рассказа - они еще встретятся по-настоящему, непременно встретятся, Он ведь вернется к ней летом.:о)

Не разделяю твою позицию относительно того, что виртуальная жизнь в таком своем проявлении – это отклонение. К остальным замечаниям прислушалась. Сложные предложения… да, бывает-бывает, и я подумываю о том, чтобы еще вернуться к рассказу и кое-что «подточить», но… У меня обычно выходит, что от «доделываний» намного лучше не становится.:о)

И последнее – о том, зачем намеренно запутывать читателя.
Мне нравится то ощущение, которое возникает, когда ты долго чего-то не можешь понять, смущаешься, по нескольку раз перечитываешь одни и те же места, пытаясь отыскать фразы, сбившие тебя с толку, - а потом раз! – и всё встаёт на свои места, и становится понятно, отчего было написано то и это, и прочитанное произведение в твоей голове выстраивается уже совсем по-другому, ты начинаешь думать ДАЛЬШЕ, что-то чувствуешь внутри себя… Чувствуешь гордость за то, что смог самостоятельно дойти до разгадки, а не просто проглотил то, что уже услужливо прожевал для тебя автор.
Так вот, я постаралась написать именно такой рассказ. Насколько преуспела – судить не мне.:о)

Спасибо за отзывы.:о)

P.S. Ну, с Толстым - это явно перебор ;о)))
А вот проще быть постараюсь.

Алла Михальчик   08.02.2006 13:37   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.