Модели Иосифа Лазарева

 "Приветствую вас всех!
 
Честно говоря, я сначала не очень хотел выкладывать свои соображения по поводу критериев оценки произведений. Но последнее время на эту тему льётся столько "воды" и говорится столько откровенной чепухи, что пожалуй надо разобраться.
 
Прежде всего, давайте проанализируем неразбериху с рецензиями. Ах, как много разговоров на сайте об "умении" или "неумении" писать рецензии!
 
Так что же такое "рецензия"?
 
Энциклопедические данные типа "что такое рецензия" на Прозе не совсем уместны. И тут нечему удивляться. Проза. ру - это ведь не только литературный сайт (как считается официально), а ещё и сайт знакомств, хотя эту мысль никто почему-то не озвучивает. Ничего предосудительного в этом нет: люди схожих интересов ищут друг друга, общаются, делятся своими переживаниями, находят понимание и сочувствие.
 
Короче, на сайте существует два взаимодополняющих друг друга течения: литература и знакомства. Поэтому отношения между авторами не следует пытаться выстраивать сугубо по "профессиональной шкале". Однако это не значит, что ею надо пренебрегать. Речь идёт о разумном сочетании.

 
Теперь я попытаюсь перевести наши извечные рассуждения "в пользу бедных" о писательском мастерстве из сферы "томных вздохов" в профессиональную сферу. Высказывать я буду только свои взгляды, вы можете с ними не соглашаться.
 
Итак, КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ МИНИАТЮР (большие рассказы - тема отдельного разговора).
 
Для наглядности я смоделирую, то есть представлю вашему вниманию некий собирательный образ наиболее распространённых ошибок и нелепостей в рецензиях и произведениях. Я буду всё значительно упрощать - опять же, для наглядности.

ПЕРВАЯ МОДЕЛЬ.
------------------------------------
ОСЕНЬ (название миниатюры).

На улице стояла невыносимая июльская жара. Прохожие, с лоснящимися от пота лицами, устало плелись вдоль тротуаров.
Даже не верится, что через месяц наступит осень.

 
Типичный случай. Повествование - о лете, лишь в самом конце немного затронута перспектива осени. А произведение называется именно "Осень".
 
Но здесь вырисовывается ещё один важный аспект, которым часто пренебрегают: привлекательность названия. "Коммерческое" оно или нет. Проще говоря, способно ли название заинтриговать читателя? В данном случае оно банально и явно не интригует.

ВТОРАЯ МОДЕЛЬ.
--------------------------------------
СОБАКА.
 
Жила была собака. Хозяева её были людьми достаточно состоятельными и добрыми, поэтому в конуре всегда царили тепло и уют, а в миске неизменно находилось что-нибудь вкусненькое.
В общем, кошка сдохла.
------------------------------------
 
Вы думаете, кто-то спросит в рецензии, причём тут кошка? Ничего подобного!
Дружественные рецензии будут начинаться, примерно, так:
"Ах, какой яркий, неповторимый образ собаки Вам удалось создать!".
Недоброжелательные рецензии: "Отвратительная собака! И будка её ужасная! И хозяева мерзопакостные!".
А кто-то напишет: "Бедная кошка. О, сколь трагически беспощадной бывает судьба!".

ТРЕТЬЯ МОДЕЛЬ.
--------------------------------------------
РЫБАЛКА.
 
Рыбак привычным движением закинул удочку в воду и стал ждать.
Затем, решив половить рыбу, направился к реке. Вдруг он заметил дрожание поплавка и понял - клюнуло! А до речки оставалось идти ещё километр.
-----------------------------------------------------

Итак, примерные рецензии.
"А я тоже люблю половить рыбку!"
"Не понимаю, что интересного люди находят в рыбной ловле?"
"Ах, как долго ему ещё идти, - и это в его-то возрасте!".

И лишь с мизерной долей вероятности в одной из рецензий вы найдёте указание на очевидную непоследовательность событий.

ЧЕТВЁРТАЯ МОДЕЛЬ.
-------------------------------------------
из рубрики: "Юмор и ирония").
 
Обстоятельства ему не благоприятствовали ни в чём: с работы выгнали, жена бросила, денег нет. Тем не менее, он продолжал смеяться всем назло: "Ха-ха-ха".
---------------------------------------------

Что мы читаем в рецензиях?
"Поразительное остроумие!".
"От смеха я скатилась под стол".
"Какое утончённое чувство юмора!".

И ни одного вопроса, хотя бы намекающего на то, почему совершенно несмешное произведение помещено в рубрику юмора?

ПЯТАЯ МОДЕЛЬ.
--------------------------------------
Люди ходят. Собаки лают. Мухи жужжат. Птицы летают.
-------------------------------------

Рецензии:
"Какая жизненная мудрость!".
"А ведь птицы действительно летают!".
"С чего Вы взяли, что мухи жужжат?".
"Собаки просто так не лают" (с претензией на философскую дискуссию).

И опять же, с незначительной долей вероятности можно наткнуться на осмысленный отзыв: "Извините, но всё это общеизвестно. А изюминка-то в чём?".
Действительно, в чём изюминка??
 
Гигантское количество произведений просто описывают некие стандартные, повсеместно распространённые жизненные ситуации. Да, подобная "вещь" порой написана классическим, безупречно грамотным, художественным языком. Но, оно никому не интересно. Почему? Потому что литература - это, прежде всего, творчество, а уж потом грамотность и красота изложения. А чем характеризуется любое творчество? Свежестью и новизной - хоть в чём-то: форма изложения, взгляд, стиль, слово, отдельная мысль - да что угодно!

Автор может позволить себе роскошь быть банальным только в одном случае: если то, о чём он пишет, по-настоящему волнует читателя. Тогда от строчки к строчке усугубляется накал страстей, и вывод должен быть очень выразительным - таким, чтоб от него перехватывало дыхание.
 
Я мог бы составить ещё несколько десятков показательных моделей, в том числе относительно "психологизма", "точности определений" и так далее, но, кому это нужно? Если авторы проявят интерес, я продолжу в следующих статьях. Если нет, то мои наблюдения останутся при мне.
 
Я никого не учу "правильному" написанию рецензий. Сам их пишу, как мне вздумается, в произвольной форме и часто - в зависимости от личных симпатий и настроения.
 
А в этой статье я лишь попытался заострить ваше внимание на критериях оценки, которые, по сути, нужны не рецензенту(!) для публичного выступления, а писателю для осознания наедине с собой.

 
С уважением ко всем авторам,
Иосиф Лазарев.


Рецензии
Здравствуйте, Иосиф.
Рецензии – это настоящая проблема, тем более стоящие рецензия. От таких полученных фраз как: «Красиво», «Зацепило» и т.п. толку мало. Что хочет автор? Для чего мы пришли на Прозу или аналогичные литературные сайты. Чтобы попробовать себя, услышать объективное мнение или мнение если не эксперта, то человека, за плечами которого есть опыт писательской деятельности. Что же получаем? Редкое пополнение списка читателей, к тому же и неизвестных, слабые попытки отзывов о творчестве. Многие авторы, впервые появляясь на сайте, прямо заявляют, что хотят услышать конструктивную критику на свои произведения. Получают ли они ее? Скорее всего нет, теряясь в общей массе…
Также когда-то поступила и я, размещая отрывок с просьбой написать мне что-нибудь в ответ. Удивилась, действительно удивилась, когда получила два отзыва. Они дали мне надежду. Но потом… наступало затишье. Произведение свежо, пока висит в списке новинок. Однако и это не залог получения рецензии.
На других сайтах я видела попытки структурировать содержание комментариев по параграфам, обязательным для заполнения: идея, язык, недостатки, преимущества и т.п.
Многие соблюдают данные правила, но большинство ставят прочерки.
Читая ваши модели произведений и рецензий на них, поняла, что многое здесь так и не найдет отзыва, и возможно, своего читателя. Мне трудно отнести свои (допустим) произведения к какому-либо типу. Но, исходя из практики пребывания на Прозе, я поняла, что рецензии пишутся «единомышленниками» или тем, кому чем-то приглянулась тема. То есть под настроение. Правда, встречаются некоторые авторы, готовые сказать правду о том или ином тексте. Но как попасть на них? Быть активнее? Писать рецензии? Ведь многим нужен совет.

С уважением,

Кайлин   28.12.2005 17:38     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Кайлин! :)
Наконец-то мои модели оказались востребованными по сути!
Ведь для того я их и писал, чтоб помочь авторам
"сориентироваться на местности". А в ответ почти сплошной
поток недоброжелательности, как будто я кому-то навязываю
своё мнение...
Кайлин, Вы пишите: "некоторые авторы, готовые сказать
правду...".
Правдолюбцев много. А вот правдообнимальцев и
правдопоцелуйцев на этом сайте я не встречал. :)))
Да и потом, "готовые сказать" чью правду? Их собственную?
Или Вашу? Или общепринятую?
Вопрос далеко не только в правде...
Вот, к примеру, Вы хотите научиться строить дома.
Вы что, побежите к своим соседям, критикующим жилищное
строительство? Нет! Вы пойдёте к тем, кто РЕАЛЬНО умеет
класть кирпич, рисовать чертежи, сколачивать доски,
замешивать цемент и так далее. Выводы делайте сами, не
буду Вам мешать. :)

Насчёт совета. Да, нужно проявлять активность и...
Я смотрел, у Вас не так уж мало рецензий.
Могу поделиться своим мнением относительно рецензентов.
Самые лучшие на Прозе рецензенты (не "правдолюбивые"
критиканы!): Анастасия Галицкая, Солнца Г.И. и
Виктор Йог. Они умеют смотреть в корень и
не смешивать личные отношения с литературой. Попросите их
высказать мнение о Вашем творчестве.

С наступающим Вас Новым годом!
Счастья Вам!!!
:)))

Иосиф Лазарев   28.12.2005 22:46   Заявить о нарушении
Иосиф! Как хиромант-любитель я увидел один Ваш скрытый талант. Вы можете снимать напряжение, причём, не напрягаясь. Если у Ваших друзей неприятности-не надо психологов. Пригласите друга на чашечку кофе. Вот и вся терапия.

Юрий Евсигнеев   29.12.2005 18:13   Заявить о нарушении
Юрий, привет! :)
Вы угадали, мне действительно часто удаётся
снимать напряжение у окружающих. Но у себя... :(
С Новым годом!
Счастья Вам!!!
:)))

Иосиф Лазарев   29.12.2005 22:19   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 23 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.