Отзыв - Эдуард Снежин

Получился конкурс социальных произведений.
 Как-то, сразу предположил, что конкурс реалистической прозы будет воспринят большинством авторов, как конкурс прозы социальной и настроился на угрюмое настроение, вопреки жизнерадостному, свойственному собственным произведениям. Ибо, какая же радость может возникнуть при описании нашей пакостной жизни в России? Я не ошибся. Тема жизни «Litl Man» знакома мне тоже, выделил даже такой небольшой раздел опусов. Но предпочитаю громить в пух и прав нашу позорную современную действительность в публицистических статьях, раскрывая причины её и возможные способы устранения геноцида российского народа. Здесь я непримирим, иначе будет поздно. А теперь к барьеру!

1. Я забуду эту войну.
Всё в этом рассказе осталось недосказанным. Куда, откуда, почему уезжает Ника? Недосказанность – ценный художественный приём, побуждающий читателя приблизить к сюжету собственную ситуацию, но больше годится для изображения эмоционального состояния. Как, например, ассоциативное впечатление от музыки. Здесь эмоций более, чем достаточно. Но смутность сюжета вызывает недоумение. Реалистичность от недосказанности теряется. Оценка – 5.

2. Дождь.
Экзистентная экзальтация. Во как выразился! И не слабо. Но, собственно, из реальности – один дождь. Оценка – 5.

3. Цель.
 Наверно, автор тот же, что у первого рассказа. Куда, зачем идёт пресловутая «она»? Автор – хитрый, знает, но не скажет. Оценка – 5.

4. В плену.
Рассказ реален как раз своей нереальностью. Не может воскреснуть убиенный «дух». Но чудится он пострадавшему пленнику в каждом прохожем. Надо самому пережить такой плен, когда ежедневно ожидаешь своего физического уничтожения, чтобы понять героя, в мозгу которого поселился навсегда страшный фантом. Слабостью рассказа является отсутствие попытки понять и изобразить ненависть врага. Оценка – 7.

5. История
 Рассказ потрясает своей жизненностью, беспросветной судьбой его героев, как и есть сейчас в России. Его бы читать президентскому окружению, подставляющему Главе государства приглаженные сводки.
 Давно нет у народа никакого доверия к властям. «он ее побил сильно в ту субботу, а милиционеру сказал, что она в ванной упала. А милиционер поверил, потому что мамка ничего ему не сказала, только плакала». А пожалуйся на мужа? Что сделает милиция? Засадит на 15суток, мужика с работы выгонят, или сейчас и так принято: изобьют до инвалидности. Любая реакция «органов» – всё хуже для всех. «Органы» живут сами по себе, народ тоже, стремясь, от греха подальше, не связываться с ними. И это на фоне самой богатой страны в мире по ресурсам, в которой люди могли бы жить лучше всех. Однако, когда высокопоставленные лица воруют и вывозят за границу сотни миллиардов долларов, собранных, опять же, за счёт труда этих бедолаг, просвета не будет никогда.
 Проще всего обвинить население в испорченной ментальности, неспособности вырваться из порочного круга бедности и пьянства. Но сохранилось присущая русским людям доброта, даже, если воруют по безысходности и привычке: «- В подъезде стырил! Ждать пришлось, пока старуха собаку свою выведет! Снял через этаж, чтобы она на обратке ноги не поломала»!
 И пить Санёк перестал рядом с Витькой.
 Этот рассказ – жёсткий тычок в глаза партии «Единой России». Единой для чиновников-бюрократов, чтобы легче было обирать собственный народ.
 И это не «чернуха», чтобы сыграть на жалости читателей, а правда жизни.
 В рассказе не хватает раскрытия цинизма властей, как причины безрадостного существования «простых» людей. Оценка – 9.

6. Принцесса
Всё смешалось в пивной башке героя: принцесса, трансвестит, опять принцесса, чесанувшая попку. Пить надо меньше! Однако, рассказ не лишён забавной экзистенции, трансформации образных ассоциаций. Оценка – 6.

7. Банкомат
 Пикантная зарисовка «реальности» от нечего делать. Несколько фраз, отмечающих нашу ментальность: «Я двигалась вперед, радовалась этому, и откровенно не завидовала тем, кто только что занял очередь». Сквозит сквозь фразу мелочное удовлетворение: «Я скоро отмучаюсь, а вы стойте». Визг нахалки, самой не стоявшей в очереди: «Как это вы возьмете? – уже во весь голос завизжала она, - Мы тут с ребенком очередь стоим, а они, видишь ли, возьмут»!
 Мелко, мелко, хоть и «реалистично». Оценка – 6.

8. Война
 «Жестоко, но красиво»...
 Наверно, красиво. И, может быть и реалистично, т. к. не отрицаю возможности телепортального перенесения одной души к другой в экстремальных случаях.
 Но, кроме этой идеи, в рассказе нет ничего. Оценка – 6.

9. Школьник
 Читается приятно. Но в потоке жизни не достаёт ощущения взросления, что ли, которым так отличаются произведения классиков на тему о детстве. Оценка – 7.

10. Это забытое чувство…
 Автор забивает своего читателя с места в карьер тщательно подобранной начальной фразой: «Хмурая сырость последних дней внезапно сменилась устойчиво-крепким морозцем, так что к выписке Тамаре потребовались тёплые вещи». Чувствуется, что автор окончил журналистский факультет, где его научили писать правильно. И всё повествование построено на выверенном противопоставлении случайных событий в реальной жизни, сбивающих героев с привычного ритма существования. В конце рассказа остаётся впечатление, что все они после этого будут немного крышей тронуты. Так и есть – наша нынешняя реальность абсурдного даёт немало поводов для подобных выводов. Кто мы, для чего живём, есть ли понимающие нас и достойные доверия в этом изменчивом мире, живущем по законам случайного? Впечатляет изображением беспомощности человека в непонятном и чуждом мире. Рассказ местами сыроват, чувствуется – написан на скорую руку, если автор вернётся к нему ещё раз, то впечатление от прочтения можно усилить. Оценка – 8.
11. Отец
 Одинокость ранней неприкаянной старости, в то время как за границей пенсионеры, обеспеченные пособием с коэффициентом 0,6 от средней заработной платы, могут и на Канары прогуляться, угнетает.
 Родился старик в проклятой стране. И не отказ сына от ожидаемого приезда – причина его смерти, а ненужность, брошенность старых людей в нашем обществе. А, ведь, именно руками стариков создано разграбляемое достояние богатейшей страны. Но вот настаивание автора как раз, вроде на бездушности (или отсутствии чуткости, мягко выражаясь) детей к своим родителям, как причине их несчастий, снижает ценность рассказа, превращая его в очередную сострадательную историю. Оценка – 6.

12. Один день из жизни меня
 Вот ещё один рассказ - перечисление событий, круга интересов героя и демонстрация удивительных явлений, типа: «Вообще зимой рано вечереет». Не хочется перечислять необходимые атрибуты рассказа, с Вашей любовью к Интернету – найдёте сам. Оценка – 5.
13. На нужды местной школы
 Достала-таки, Юля, «жирных». А смысл всего рассказа в том, что «сытый голодного не разумеет». И если даже даст тому краюху хлеба (образно), то не от осознания трудного положения, а так, по случайным эмоциям или, чтоб отстал.
 Российский менталитет ужасен своей маргинальностью. Раньше все осуждали наживу, теперь каждый завидует и стремится к деньгам. «Золотой» середины нет.
 А без неё нет цивилизации. Вопиющий процент маргиналов в стране связан и с планомерным уничтожением культурного генофонда нации с 1917 г., но заложен исторически раньше. Только в России существовало до 1861 г. крепостное право, Запад счастливо избежал такой участи, свобода и достоинство личности там, что называется, в крови.
 Надо писать такие рассказы, чтобы общество видело жизнь за высокими заборами. Читается интересно, мораль не преподносится в лоб. Стоило бы найти более жёсткие эпизоды, чтобы сатира превратилась в обличение. Оценка – 8.

14. Порыв
 Щемительная зарисовка из гущи жизни простого российского народа. Трогательное духовное единение молодой женщины и старого вора. Статус один – роднит бедность. «Быть добру»! - хочется провозгласить после такого рассказа. Но… «Страшно далеки они от народа», те от которых зависит это добро. Иваны, не помнящие родства с населением, остающимся в нищете по их воле. Вот это неприятие власти хотелось бы больше видеть в «социальных» рассказах. Оценка – 8.

15. Прожигая жизнь
 Вырывается из общего ряда социальных проблем. Здесь проблем нет. Прожигание жизни, коль деньги позволяют, не худший способ бытия. Но что-то мне не импонирует игра на слове. Это из серии прибамбасов, где все слова на букву «О». Хитёр и мудёр русский язык, следует использовать всю его потенцию. Оценка – 5.

16. Настоящий пёс
 Люблю рассказки с неожиданными юморными концовками в стиле О Генри. Посмеялся. В конкурсе юмора поставил бы восьмёрку. Здесь оценка – 5.

17. Воровка
 Пересказ чеховского «Злоумышленника» в современной интерпретации. Только там мужик гайки от рельс отвинчивал на грузела (опять же рыбку ловить для пропитания), а здесь больная голодная старушка закусывает сырками у полок с продуктами. Вот и дошли до края современной «жизненности». Впрочем, до края ли? В наших уральских деревнях нет универсамов с подходами к полкам, чтоб голодному хоть изредка украсть съестной продукт. Там нет работы, нет денег у населения, пенсионеры – самые обеспеченные с их нищенскими пенсиями.
Позор всей этой чиновничьей челяди, кормящейся на народном горе!
 Это не «чугунный совок», это геноцид нации.
 За подражательство классику, оценка – 7.

18. Письмо подруге
 Извините, автор, мало, что понял в этой фантасмагории. Что она пишет письма и ответы себе от мнимой подруги? Или, на самом деле, существуют эти две подруги? Тогда к чему выдуманный адресат? Ну, глупый рецензент, запутали Вы его совсем.
 Одно понял: мораль сей басни такова – ищи рядом и обрящешь. Оценка – 6.

19. Звезда
 Миша симпатии не внушает. Даже мой пёс осторожно перебегает улицу, сначала посмотрит по сторонам. Если уж мальчик, побывав под колёсами автомобиля, ничего не понял, то тут нужен психиатр. Развитое воображение в норме не конфликтует с чувством самосохранения. Дай бог, чтобы Миша не погиб, но без лечения существует большая вероятность перехода инфантильности во взрослую жизнь. Вот такие ощущения.
 Реалистичный рассказ? Собственно, в реальности может случиться всё. Но мы называем реалистичными типичные ситуации. Оценка – 6.

20. Сплетни
 Оценка – 5. За возмущение от сплетен, переходящее в оправдание.

21. Чужое дитя
Оценка – 7. С художественной точки зрения – слабовато. Это не рассказ, это страница в будущий Нюрнбергский процесс по поводу геноцида российского народа.

 22. Легенды и быль о писающих достопримечательностях
 Забавный журналистский очерк о писающих скульптурах. Воспринимается как анекдот. Оценка – 6.

23. Попытка
 Суть рассказа раскрывает название. Юмор как у Райкина: «Пиши заявление, я на тебе женюся». А, наверно, часто так бывает в жизни, вроде настоящей, большой любви нет, но приткнуться надо. Да кто его знает, что такое настоящая любовь? Может быть, как раз такая: «спустя 4 года в день несколько раз внезапно думаю о тебе». Оценка – 7.

24. Общество
 Извечная проблема борьбы между жизнью и выживанием. Увы, у нас, чаще всего, в обществе чуть, чуть недостроенного коммунизма, побеждает выживание. Так было, так будет. Не любим мы личностей. Оценка – 6. Простовато.

25. Арбузы
 Светлая картинка из детства – объесться на халяву арбузами. На всю жизнь запомнилось! А как иначе? Мало радостей у нас. Вот же гады! Скосили все ростки по глупости, не дали дитю порадоваться. Оценка – 6.

26. Тюменки
 Я же говорю – конкурс на социальную тему. Это не рассказ – очерк о мрачной молодости фабричных девушек. От такой реальности плакать хочется. Оценка – 6.

27. Митенька
 Грустная история про не реализовавшего себя человека. А много их у нас – реализовавшихся? Только бандиты и подонки одни. Так и живём. Оценка – 6.

28. Собаки
 Не могу спокойно читать про собачьи муки – очень люблю этих животных, Папа Павел выпустил энциклику, по которой собака – единственное существо, к которому от человека перешла часть души в долгие ночи совместной дрёмы у пещерного костра. Беспощадность людей больше всего проявляется на отношениях с животными. Царь зверей – не лев. Подлый царь – человек.
 Рассказ тронул до глубины души. Оценка – 9.

29. Странная пьеса
 Какая жизнь – такая и пьеса. Вывернули аллегорически мэра наизнанку. А кто? Наверно будущий новый мэр сделал блестящий пиарный ход и занял кресло. Но вы, друзья, как не садитесь – всё в музыканты не годитесь. Пока в стране будет всеобщая заражающая аура жажды власти и денег. Одна сволочь сменит другую.
Но, в целом, опять очерк, а не рассказ. Оценка – 7.

30. Философия любви
 Лучше бы она «посчитала бы этот эпизод из своей жизни, как приятную ночь в приятном обществе сексуального партнера, которая забывается с наступлением утра, либо продолжается ещё несколько не менее жарких ночей, чтобы безвозвратно почить в прошлом». Испортила жизнь и себе, и парню.
 Тема рассказа – «Давно доказано, что для них (мужчин), чем хуже – тем лучше! ВОЗБУЖДАЕТ»! Стервизм выдаётся за философию любви? Всё-таки, любовь – слияние двух дополняющих аур, а не вечная борьба за превосходство друг над другом. И он, серьёзно, никогда не верил в любовь, раз все сбережения скрутил на себя. Сиё, скорее, парадокс, метаморфоза любви. Но в жизни случается часто. Автору оценка – 7.

 Вот и добрались до конца, в общем, удачного конкурса. Странным образом – ни одного эротического произведения, как будто секс не реальность! Что опять – в России секса нет? Или социальная тема не соприкасается с сексуальной?
Ещё как! Вильгельм Райх вывел, что овладение оргастической потенцией не только непосредственно делает счастливым человека, но повышает его социальное самосознание, предохраняет от зомбирования, которое сейчас ведётся со всех сторон.
 Герои большинства рассказов на конкурсе настроены безнадёжным образом, по принципу, выраженному ещё Леонидом Андреевым: «Если мы не можем осветить фонариками тьму, то погасим фонарики и полезем во тьму».
 Думаю, что, по большому счёту, лезть во тьму никому, всё-таки, не хочется. Давайте развивать естественную оргастическую потенцию. Может быть, и вылезем из тьмы.


Рецензии
Эти оценки, так как отзыв не является завершённым, не будут учитываться при подведении результатов.

Конкурс Реалистической Прозы   25.12.2005 18:32     Заявить о нарушении
Григорий быстро посмотрел оценки других жюристов и несколько обиделся. Всё, что имеет высокую оценку у меня, то же у них. И наоборот. У меня к вам просьба, постройте для интереса графики по оценкам (увы! нет у меня времени) и убедитесь как довольно коррелеативно они совпадают друг с другом. То, что я даю оценки не ниже - 5, совпадает с моим твёрдым убеждением, что НЕ В СИЛАХ жюристы определять оценки с точностью до 9% при десятибалльной системе (включая "0"). Это фикция. Поэтому и не стоит обижать авторов, ставя им нули и колы.

Эдуард Снежин   25.12.2005 20:16   Заявить о нарушении