Родителей не выбирают

Родителей не выбирают

 Алик учился в моем четвертом класс. Он был способным, умным мальчиком , но грубым. Обижал девочек.
Я решил зайти к нему домой в субботу. Дверь мне открыл Алик. Увидев меня, Алик расплакался. Он боялся, что я расскажу родителям о его грубости , о том, что он на перемене ударил девочку.
Еще на пороге я услышал брань и перепалку. Родители ссорились. Мой приход несколько охладил их пыл.
- Что он там натворил? – спросила мать Алика.
- Ничего не натворил.- Не мог же я в такую минуту жаловаться. – Просто я посещаю своих учеников, знакомлюсь, как они живут.
- Да вот так и живем, – мать Алика указала на мужа. - Отец увлекся молоденькой. Ему наплевать на нас!
Тут не сдержался отец, и ссора разгорелась с новой силой. Мои увещевания ни к чему не привели. Тогда я резко сказал:
- Да пощадите хоть сына! Вы же калечите его!
Мать Алика расплакалась, а отец ушел в другую комнату. Алик вышел меня проводить. Возле лифта он сказал мне:
- Только вы, пожалуйста, не рассказывайте в классе про это.
- Ну, что ты, Алик! – я прижал его к себе.- Я тебя понимаю.

Если бы родители Алика увидели, как чужой человек взваливает на хрупкие плечи их сына тяжелый мешок с зерном, они бы возмутились и бросились на обидчика с кулаками. А ведь каждая их ссора – не менее тяжкий груз на психику десятилетнего ребенка.
Родителей не выбирают. Принимают такими, какие есть.


ТРУДНЫЙ ВОПРОС

Учился в моем четвертом классе невысокий, полненький, кареглазый мальчик Алеша. Он читал не только детские книжки, но и толстые приключенческие романы и детективы. Сочинения Алеши отличались четкостью изложения материала. Это был умный, хороший ученик. Но на переменах многие дети жаловались, что при малейшей обиде, Алеша сразу бьет их кулаком в живот.
На родительское собрание в конце сентября не пришли ни его мать, ни отец. Я знал, по документам, что отец Алеши – морской офицер. У меня даже возникла идея пригласить его выступить в классе. Пусть расскажет о своей морской службе. Детям всегда нравятся такие встречи.
Когда во время перемены ко мне подошел ученик и в очередной раз пожаловался, что Алеша ударил его кулаком в живот, я подозвал его и попросил, чтобы в субботу ко мне пришла его мама.
- Она не сможет. – словно извиняясь ответил он.- У нее в субботу репетиция.
- Тогда пусть зайдет папа.
- А какой? У меня их два: один – спортсмен, но он с нами не живет; а второй – морской офицер
- Тогда пусть мама зайдет в любое удобное для нее время утром.

В тот день я подумал: хорошо, что не пригласил морского офицера на встречу. Вдруг когда-нибудь явится настоящий отец. Как отреагируют дети?
Алешина мама пришла в понедельник после уроков. Молодая, симпатичная, круглолицая с веселыми глазами и вздернутым носиком.
- Простите, пожалуйста, - извинилась она.- Все некогда, то репетиции, то спектакли, да и дома дел полно.
Я вспомнил слова Алеши о том, что у него два папы и спросил:
- Скажите, а как отчим ладит с Алешей?
- Нормально. Год назад мы с мужем разошлись. Я вышла замуж за вдовца с двумя детьми. Теперь у нас весело: трое мальчиков в квартире.
- Ну и отлично! Но пригласил я вас потому, что Алеша иногда бьет детей кулаком в живот. Откуда это?
- Мой первый муж спортсмен, боксер. Вот и научил сына, чтобы тот мог всегда постоять за себя. Мне и в прежней школе жаловались. Уже и ругала сына и била.
Я подозвал Алешу. Мама сразу набросилась на него:
- Опять начинается старая история! Ты же давал мне слово!
- Пусть они не дразнят меня « жирный», « толстый.».
Я пообещал поговорить с учениками. После уроков оставил в классе одних мальчиков и сказал:
- Тот, кто посмеет дразнить Алешу - будет строго наказан!
Больше никто не решался его дразнить.

       Прошло месяца три. Однажды, после уроков, ко мне подошел рослый, плотный мужчина. Рядом с ним стоял Алеша.
- Я - Алешин отец, - представился он. - Могу я взять документы сына? Мы с его матерью договорились, что Алеша будет теперь жить у меня. Когда мы расходились, то решили, что сын будет жить там, где захочет. Сейчас Алеша решил перейти жить ко мне. Моя жена не возражает да и школа рядом.
- Этот вопрос может решить только директор школы. Пусть за документами зайдет мать Алеши, - сказал я.- Мы приняли ребенка в школу по ее заявлению. И только она имеет право получить докуметы.
        Алешин отец ушел, а я подумал: «бросаются ребенком, как футбольным мячом.»
На следующий день пришла алешина мама.
- Не знаю, как там ему будет, - грустно заметила она, – но сын сам захотел перейти жить к отцу. Я ему сказала: « Если тебе будет плохо – позвони. Мы тебя заберем обратно».
Я попрощался с Алешей и напомнил, что готов его принять обратно в любое время. Все ученики пожали ему руки.
  А в начале февраля Алеша вернулся в нашу школу.
- Понимаете,- объяснила ситуацию его мама,- мой бывший муж уехал на полгода на соревнования. Его жена допоздна работает, да и не хочет возиться с чужим ребенком. В общем, мы решили – пусть поживет у нас.
       Мальчики обрадовались возвращению Алеши, дружески похлопывали его по плечу и наперебой рассказывали о последних новостях, а девочки только улыбались. Им тоже было приятно. Никто никогда больше не жаловался, что Алеша дерется.
Приближался к концу учебный год. Алеша по-прежнему был в моем классе. Я не спрашивал почему отец не взял его назад, а он словно забыл об этом. Но однажды, на большой перемене, когда в классе никого не было, а я сидел за столом, он подошел ко мне и спросил:
- Что значит « сковывать по рукам и ногам» ?
- А почему ты решил спросить?
- Один раз я услышал, как тетя Таня, жена отца , говорила по телефону своей подруге: « Все бы хорошо, но пацан сковывает меня меня по рукам и ногам» Я так ничего и не понял. Я никогда с ней не спорил. Выполнял все, что она поручала. Почему я сковывал ее по рукам и ногам? Спросить у мамы я не хочу.
- Наверное, эта женщина имела в виду, что когда в семье появляется еще один человек, хозяйке приходится больше трудиться по дому. А вообще-то мой тебе совет – живи с мамой. Она тебя любит и в обиду не даст.


О Б И Д А

Наташа учится в девятом классе. Мечтает поступить в университет, стать биологом. Мама Наташи работает на заводе. У них хорошая квартира. Живут они вдвоем. Мама , конечно, очень любит свою дочь. Но однажды , возвращаясь домой из школы, Наташа услышала возле своего дома громкие женские голоса. Слов нельзя было разобрать. Каждая стремилась перекричать остальных. Из окон высунулись соседи.
Приблизившись к своему подъезду, Наташа увидела среди споривших свою мать, которая, как ей показалось, кричала громче всех.
- Мама пойдем домой! – пыталась она урезонить ее.
- Иди! Я сейчас! – сказала мама.

Наташа поднялась на свой этаж. Даже здесь был слышен крик. Вошла она в свою комнату, вынула тетрадку, в которой тайком от матери вела дневник и записала:
« Я чувствую себя ужасно. Я, конечно, люблю свою маму. Она такая заботливая, так старается для меня. Но иногда мне бывает стыдно за нее. Мама часто ссорится с соседями. В такие моменты мне хочется провалиться сквозь землю. Ведь в нашем доме живут ребята из нашего класса. Мне стыдно, что я ее дочь.»











Рецензии
Вы очень хорошо пишете, разбираетесь в педагогике и психологии детей. Ваши рассказы интересно читать. Мне бы хотелось поговорить с вами об одной истории о ребенке. Можно с вами связаться?

Харклифф   23.04.2006 13:25     Заявить о нарушении
Сердечно благодарю за добрые слова. Думаю, будет лучше всего, если Вы напишете мне : vladka90@yahoo.com

Влад Каганов   24.04.2006 08:03   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.