О русском уме

В работе И.П.Павлова «О русском уме» даны точные определения и свойства мысли-тельной деятельности русского человека не интеллигенции, а простого обывателя.
Первое свойство ума, которое я установил,- это чрезвычайное сосредоточение мысли, стремление мысли безотступно думать, держаться на том вопросе, который намечен для разрешения, держаться дни, недели, месяцы, годы, а в иных случаях и всю жизнь. Мы не наклонны к сосредоточенности, не любим ее и даже отрицательно к ней относимся. (спо-ры с расплывчатой темой, уход от основной темы, бесплодные заседания, где никто ни-кого не слушает).
Второй прием ума- это стремление мысли прийти в непосредственное общение с дей-ствительностью, минуя все перегородки и сигналы, которые стоят между действительно-стью и познающим умом (о преподавании предмета предъявление опытов, фактов, но русский ум не привязан к фактам, он больше любит слова и ими оперирует, распростра-нение слухов).
Перейдем к следующему качеству ума. Это свобода, абсолютная свобода мысли, сво-бода, доходящая прямо до абсурдных вещей, до того, чтобы смерть отвергнуть то, что установлено в науке как непреложное (страх говорить, вранье друг другу политическим противникам).
Следующее качество ума- привязанность мысли к той идее, на которой вы останови-лись. Если нет привязанности- нет и энергии, нет и успеха. Привязанность, связанная с абсолютным пристрастием, -такова следующая черта ума.
Следующая, пятая черта- обстоятельность, детальность мысли. Мы оперируем на-сквозь общими положениями, мы не хотим знаться ни с мерой, ни с числом, это стремле-ние к общим положения, это далекое от действительности обобщения, которым мы гор-димся и на которое полагаемся, есть примитивное свойство нервной деятельности.
Следующее свойство ума- это стремление научной мысли к простоте. Простота и яс-ность- это идеал познания. Русский человек, не знаю почему, не стремится понять то, что он видит, чего никогда не допустит иностранец.
Следующее свойство ума- это стремление к истине. Во-первых, стремление к приоб-ретению новых истин, любопытство, любознательность. А другое- это стремление убеж-даться и наслаждаться тем, что то, что ты приобрел, есть действительно истина, а не ми-раж. А у нас прежде всего первое- стремление к новизне, любопытство. Достаточно нам что-либо узнать, и интерес наш этим кончается («А, это все уже известно»).
Перейдем к последней черте ума. Так как достижение истины сопряжено с большим трудом и муками, то понятно, что человек в конце концов постоянно живет в покорности истине, научается глубокому смирению, ибо знает, что стоит истина. Так ли у нас? У нас этого нет, у нас наоборот. Возьмем наших славянофилов. Что в то время Россия сделала для культуры? Какие образцы она показала миру? А ведь люди верили, что Россия про-трет глаза гнилому Западу. Откуда эта гордость и уверенность? Разве мы не читаем чуть ли не каждый день, что мы авангард человечества! И не свидетельствует ли это, до какой степени мы живем фантастически!
Долг нашего достоинства- сознать то, что есть, что мы такое.
Вы можете иметь нервную систему с очень слабым развитием важного тормоз-ного процесса, того, который устанавливает порядок, меру. Но после определенной практики, тренировки на наших глазах идет усовершенствование нервной системы, и очень большое., следовательно, нельзя терять надежду.



« О русском уме» Публичная лекция, прочитанная 20 мая 1918 г. В Концертном зале Тенишевского училища в Петрограде. Павлов И.П. Рефлекс свободы.- СПб.: Питер, 2001. (Серия «Психология-классика»).


Рецензии
десятилетия страха
***
Вот суть нашего "ума"...

Яна Ольгина   14.01.2007 04:47     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.