Остановиться, оглянуться... -2
а будущее томится за дверью, и его не пускают в зал суда " Ф.Кривин
Бывают минуты, когда, в суете дневных забот, вдруг задумываешься о череде неумолимо исчезающих дней. Как они были прожиты, всегда ли ты был самим собой? Всегда ли поступал так, как считал нужным или, подчиняясь чужому мнению, играл по кем-то установленным правилам.
Свою ли жизнь прожил, уступая и подчиняясь кому-то более уверенному в себе, чем ты? В поисках истины, пытаешься понять мотив того или иного своего поступка или поведения, и, с сожалением, констатируешь, что очень мало поступал и решал в жизни по своей воле, без влияния и учёта мнения родителей, оглядки на окружающих, ситуации, требования времени.
Кто из людей моего поколения не слышал слова: «неудобно перед соседями», «стыдно перед сотрудниками», « как это будет выглядеть в глазах окружающих» и т. п. Неудобно плохо учиться, неудобно не поступить в институт, неудобно бросить учёбу, неудобно разойтись с женой, даже, если совместная жизнь не удалась и ещё множество подобных неудобств... Мы жили без права на ошибку... Изо дня в день держали оборону, отстаивая не столько своё право жить, сколько право быть самим собой.
«Те, кто веруют слепо – пути не найдут. Тех, кто мыслят - сомнения вечно гнетут, опасаясь, что голос раздаться однажды: - О, невежды! Дорога не здесь и не тут». О. Хаям.
В поисках истины и права решить и поступать по- своему, мы редко выходили победителями.
А в результате, столько сломанных и не сложившихся судеб, загубленных дарований. Сколько было учителей, всю жизнь мечтавших стать врачами, инженеров, мечтавших стать журналистами и актёрами... Страх перед неудачей, оглядка на мнение окружающих прочно сидели в наших головах, мешая подчас, поступить так, как велят собственный разум и сердце вопреки сложившейся ситуации. Были, конечно, среди нас люди, которые независимо от обстоятельств становились в полном смысле «хозяевами своей судьбы» (Это словосочетание тоже было штампом нашего времени). Их было досадное меньшинство.
Наше сообщество людей, живших в соответствии с кодексом советского человека, невольно превращалось в его рабов. Мы клеймили обывателей и шутили над фразой классика, «что станет говорить княгиня Марья Алексеевна? », а сами с повышенным вниманием относились к мнению окружающих. Оберегая нас, близкие старались предупредить наше своеволие, наш бунт, защитить от неминуемых последствий. Жесткое семейное воспитание, когда решение было за опытными взрослыми, по большей части, лишало подростков самостоятельного выбора, а примеры выдуманных книжных героев редко соответствовали жизни. Наша пионерско-комсомольская юность под девизом « Будь готов! Всегда готов!» или «Партия сказала – надо! Комсомол ответил - есть!» не располагала к самостоятельности, формируя коллективное, легко управляемое мышление.
Может быть поэтому, я часто ловлю себя на том, что мне не всегда уютно с людьми моего возраста. Никого не сужу, сама - такая. Я и мои сверстники – «герои своего времени», его продукт. Мы всегда знаем как надо, правда, теоретически. В речи преобладает сослагательное наклонение, изобилует частица «бы». Основной довод в споре - ссылка на прошлое. Здесь всегда присутствуют неопровержимые авторитеты, неконструктивная критика, самодостаточность, безаппеляционность. Упрямо не принимая новое, многие из нас сознательно отбрасывают себя в прошлое, занижая планку жизни. Отсюда самоизоляция и не желание видеть, что мир не стоит на месте, и восприятие его тоже должно претерпевать изменения. Особенно это касается нас, людей, поменявших на склоне лет среду обитания, лишившихся корней.
Наверное, поэтому мне интересней наша молодёжь, её взгляд на жизнь, поведение в разных ситуациях, оценка событий и личностей. Я меньше склонна осуждать их поступки и образ мыслей, больше пытаюсь понять, сравнить с собой в прошлом. Надо, справедливости ради, отметить, что сравнения не всегда в мою пользу. Часто приобретенный жизненный опыт начинает активно рваться наружу. Как когда-то это делали мои родители, мне хочется подсказать, научить, предупредить. Меня внимательно, а иногда и не очень, выслушивают, чтобы воспользоваться правом, поступить по-своему, ошибаться, набивать шишки, жалеть об этом в будущем или гордиться независимостью принятого решения. Несмотря на то, что моё несвободное прошлое постоянно напоминает о себе, мне по душе их раскованность, свободомыслие. Приятно поражает независимый от окружающих взгляд на вещи и нормы, казалось бы, давно нашедшие своё место в табеле о рангах. Бывает обидно, когда они совершают очередную ошибку, не воспользовавшись советом, Но и это неизбежно.
Иногда, оправдывая их неудачи, хочется зацепиться за старую поговорку: «... если бы юность умела, если бы старость могла...», так они, вроде, многое знают и умеют лучше нас? В чём же тогда дело?
« Листы старых мудрых книг желтеют, как листья деревьев, но они никогда не бывают зелёными... А быть может в этом зелёном вся мудрость...» Ф. Кривин
Свидетельство о публикации №206032200134
При всём ужасе совка он вспоминается только светлым сейчас - подъемом целины, неполученной Госпремией, прекрасными людьми, с которыми встречался. Но всё это забила начисто вторая половина жизни, полная приключений, солнца, меняющихся пейзажей, провалов и успехов.
Мне кажется, нужно вырваться из воспоминаний в будущее - там самое интересное. По возможности жить им.
Наверное, я слишком много беру на себя.
Ко мне приезжали мои сокурсники, которых я не видел 35 лет. Совершенно непонятные мне, посторонние люди, живущией несуществующей историей. Да истории и нет - есть только будущее.
Игорь Телок 12.02.2010 07:26 Заявить о нарушении
Эва Замалина 13.02.2010 00:57 Заявить о нарушении
Игорь Телок 13.02.2010 02:08 Заявить о нарушении
Эва Замалина 13.02.2010 20:43 Заявить о нарушении