14. Зарница
В один из вечеров, когда военрук учил мальчишек разбирать и собирать автомат Калашникова, к нему в гости пришел офицер с пограничной заставы.
- Здравствуйте, товарищи! – по-военному громко и четко приветствовал он ребят.
- Здравия желаем! Здрасьте! Привет! Здравствуйте, дяденька! – каждый на свой лад, кто спокойно, а кто и перекрикивая остальных, поздоровались с офицером, не на шутку развеселив его.
- Так, ребята! Минуточку внимания. Мы с товарищем офицером выйдем в мой кабинет, а вы спокойно занимайтесь. По очереди, в том порядке, что я определил, выполняйте разборку и сборку автомата, - и военрук с пограничником вышли из класса.
Мы по очереди подходили к ученическому столу и в отведенный промежуток времени разбирали и собирали автомат. Ожидающие своей очереди и те, кто уже отработал упражнение, бегали по классу.
- Это еще что такое? Что за шум? Прекратить немедленно это безобразие, - в класс вошли и застыли на пороге военрук с офицером.
- Да-а-а, а мы хотели из них сделать пограничный отряд. Чтобы они помогали солдатам нести нелегкую, но почетную службу по охране Государственной границы. Разве с такой дисциплиной можно им доверить настоящее боевое оружие? – военрук повернулся к офицеру.
- Считаю, товарищ подполковник, ребята хорошие. При наличии дисциплины получится отличный отряд юных пограничников.
Ребята притихли, прислушиваясь к разговору взрослых. О каком отряде идет речь? О чем говорят взрослые? Да как же их поймешь?
- Ребята, меня зовут Игорь Андреевич. Мое звание – старший лейтенант. Я служу в пограничных войсках. Многие меня знают. С некоторыми мы уже встречались и не один раз разговаривали возле заставы и на контрольно-пропускном пункте. По просьбе вашего учителя военного дела командир нашей заставы принял решение о создании из учеников школы пограничного отряда, - начал свою речь офицер. – Присаживайтесь за парты. Чего вы стоите? Кто ответственный за оружие, соберите автоматы и положите их на первую парту.
Образовалась тишина. Все приготовились слушать офицера. Военрук занял место за учительским столом, офицер присел рядом с военруком, вытащил из портфельчика тетрадку, взял ручку:
- Давайте по очереди: четко произносим фамилию и имя.
Тот, на кого смотрел офицер, вставал и громко называл свою фамилию и имя. Офицер аккуратно заносил данные в табличку, предварительно разлинованную в тетрадке.
Начались первые уроки военных команд и военной дисциплины. Занятия проводились два раза в неделю. Всегда ребятам уделялось много время и внимания со стороны учителя, офицеров и солдат заставы. Мальчишки и девчонки занимались строевой и физической подготовкой. Иногда ездили на полигон для стрельбы из винтовок. Работали на переносных радиостанциях, учили азбуку Морзе.
Отряд пополнялся новыми членами. Ребята придумали название своему отряду, выучили песню. Со временем каждый имел свою военную специальность и свои обязанности. За год мальчишки и девчонки превратились в хорошо организованную, дисциплинированную команду.
Каждый нес дозор на контрольно-пропускном пункте заставы, проверяя паспорта. Наблюдали за прибрежными водами и прилегающей к поселку территорией через мощные оптические приборы на вышке.
В конце учебного года директор школы и командир заставы объявили о проведении военно-спортивной игры «Зарница». Вся школа была поделена на красных и синих. Соревнующиеся команды поделены на отряды, во главе которых встали члены отряда юных пограничников.
Целую неделю участники соревновались в беге, прыгали в длину и в высоту, метали гранаты, и кидали мячики. А еще они перетягивали канат и стреляли из пневматических винтовок.
Наступил завершающий этап «Зарницы». «Красные» должны были оборонять полигон на заброшенной заставе, а «синие» должны были захватить его.
Выступление отряда «синих» из поселка к объекту было назначено на девять часов утра. За час до этого «красные» вышли к полигону и закрепились на нем. Разведка «синих», не дожидаясь назначенного часа, малыми группами двинулась вперед под прикрытием маскировки. Дозор «красных» удалось обойти. С помощью переносных радиостанций они передавали обстановку в лагере противника своему главнокомандующему.
Радисты «красных» вели радиоперехват переговоров надвигающегося противника. Их дозорные зорко следили за передвижением разведки и головных отрядов «синих». Расстояние между отрядами сокращалось. И вот наступил миг, когда члены противоборствующих команд в рукопашной схватке должны били срывать друг с друга погоны красного и синего цвета.
Со стороны это была настоящая битва. Девчонки и мальчишки боролись, кувыркались и гонялись друг за дружкой. Оборона «красных» не выдержала и сдала свои позиции. «Синие» праздновали победу.
И победителей и побежденных уже ждала полевая кухня. Из ее трубы шел дымок. А вокруг распространялся запах вкусной солдатской каши.
Плотно отобедав, все участники «Зарницы» выстроились в одну большую колонну и с задорными песнями вернулись в поселок.
Вам интересно кто победил? А разве это важно? Главное - счастливые лица детей.
Следующее "Непонятки" http://proza.ru/2006/04/14-91
Свидетельство о публикации №206041400081
Отличные у вас были учителя военные! Это такая школа выживания, спорт, игра, понимание дисциплины, ну, и навыки реального военного дела.
Мы тоже изучали азбуку Морзе. Прикольно помню, Танюха говорит, Крис, принимай от меня радиограмму. А учитель взглянул на её руку и прочитал по её движению, то, что она мне настучала ключом: "Кристен, ты дурак" Он смеётся и говорит - Ну, конечно, что ещё Таня могла сказать мальчику, даже не сомневался. И мы смеялись, мы всегда были на улыбке в пол оборота.
Нравилась разборка автомата. Левой рукой по рычажку отсоединения магазина, указательный правой руки в этот же момент давит на пенал в прикладе, вложение вылетает на стол, автомат тут же приподымается, и пока идёт вверх левой же ладонью давишь по упору внутрь и по касательной выдавливается шомпол, а правая рука делает перезарядку и триггер - холостой выстрел в воздух, пока автомат движется назад к столу, давишь на кнопку затворной рамы, отсоединяешь, вынимая поршень, затвор, возвратный механизм - самое сложное, чтоб это всё аккуратно упало рядом, а не разлетелось в спешке куда не надо, ствольная накладка таким рычажком снимается, стук ею по столу и понеслась сборка в обратном порядке. У всех были слегка свои подходы. Я как бы приглаживал автомат, а Жора, помню, ударял, рвал его и при этом у него был самый лучший показатель на скорость, кроме тех редких случаев, когда кое-что из автомата улетало со стола при неверном ударе. Интересно всё это. И на плацу нравилось, с песней то ж ходили, типа, не плачь девчонка.
С уважением,
Кристен 22.03.2025 10:24 Заявить о нарушении
Кристен, спасибо Вам!
С уважением,
Владимир Войновский 22.03.2025 13:12 Заявить о нарушении