История Oли Грин

Мир тесен. Недавно, на улице ко мне подошла красивая, кареглазая женщина с девочкой лет десяти и бросилась меня обнимать. Я понял, что это одна из моих учениц. Лишь когда она назвала себя, я ее вспомнил.
Оля Грин - красивая умная девочка была моей любимой ученицей. Мы, педагоги, ведь не всех детей одинаково любим. Одних – больше, других – меньше, третьих – жалеем. Но история Оли заслуживает, того чтобы о ней рассказать подробнее.
До пятнадцати лет жизнь этой девочки была радостной и безоблачной. Оля росла в хорошей дружной семье инженеров. Отец Оли Евгений Маркович - увлекался литературой и собрал неплохую библиотеку. Мать, Анна Михайловна, отличалась мягким характером, неплохо рисовала. Наверно, от нее и перешла любовь Оли к художественному творчеству.
Олины акварельные рисунки часто появлялись на школьной выставке. А после восьмого класса, Оля подала документы в художественное училище и успешно сдала все экзамены.Так счастливо началась новая жизнь девочки.
Чтобы понять причины того, что произошло потом, нужно рассказать о сокурснике Оли – Игоре. Высокий, симпатичный , ироничный паренек сразу понравился Оле. Его суждения на лекциях и семинарах по искусству, были всегда неожиданны и нередко вызывали споры. Он прекрасно играл на гитаре, и друзья часто брали его с собой, если была возможность где-то выступить в концерте самодеятельности. Но учился Игорь вполсилы, часто пропускал занятия.
Игорь дружил с Мишей, студентом того же училища. И как-то так сложилось, что к этой паре примкнула и Оля. Втроем они часто ходили в кино, на выставки, в музеи или просто бродили по Киеву. Парни относились к Оле по-дружески. Но Оля, скрывая свои чувства, была влюблена в Игоря той девичьей романтической любовью, которая всегда свойственна юности.
На втором курсе у Игоря оказалось так много пропущенных уроков, что завуч предупредила его: « Если не представишь оправдательных документов – тебя отчислят.».

Прошла неделя. Игорь не только не представил документы, но и продолжал пропускать занятия. Завуч пригрозила, что завтра же выпишет из журнала все его пропуски и двойки, и поставит вопрос на педсовете об исключении Игоря из училища.
Оля ломала голову: как помочь другу? И вдруг ее осенило: надо спрятать классный журнал. «Не будет журнала,- думала она, -не будет и доказательств, когда он пропускал занятия.».
Взять журнал не составляло труда. Его часто приносили в аудиторию студенты. Оля спрятала журнал в свой этюдник. В тот день никто не обратил внимания на его отсутствие. Но назавтра разразился скандал. Подозрение пало на Игоря.
Два дня Оля жила в постоянном страхе. На третий день на доске объявлений появился приказ об отчислении Игоря из училища. Завуч была уверена, что журнал взял он. Только тогда Оля поняла, что ее поступок был глупым и наивным. Она пошла к завучу и призналась, что Игорь не виноват, что журнал взяла она. На следующий день собрался педсовет, чтобы решить судьбу Оли.
Два преподавателя были против исключения девочки из училища, доказывали, что она очень способная и уже поняла, что поступила плохо. Но большинство – стояло за исключение. Солидные, опытные педагоги, сами имеющие детей, не хотели и не пытались вникнуть в мотивы Олиного поступка. Им казалось, что таким образом случай с Олей будет уроком для всех.
Мать Оли восприняла решение педсовета, как тяжкий удар. Отец отругал Олю. Для самой Оли рушилось все. Она так мечтала стать студенткой художественного училища! Ко всему прочему, Оля стыдилась встречаться со своими учителями и одноклассниками. Ведь мы, учителя, и ее друзья гордились ею и она не хотела, чтобы мы узнали, о том, что произошло.
На следующий день Оля отправилась в училище, чтобы взять документы. Но домой она не вернулась. Родители решили, что она поехала к тетке. У той не было телефона, и мать рано утром отправилась к своей сестре на другой конец города. Но к тетке Оля не приезжала.
Не вернулась Оля домой ни в тот, ни на следующий день. Была поставлена в известность милиция Киева, оповещены все друзья и знакомые. Никаких сведений о девочке не было всю неделю. Мать и отец Оли жили словно в полусне. Оба похудели и почернели
На седьмой день мать нашла в почтовом ящике открытку, написанную олиной рукой.
«Дорогая мамочка! Прости меня за все! Но я не могла больше оставаться дома. Все у меня получилось плохо и глупо. Я никого не виню. За меня не беспокойся. Я здорова. Нахожусь в Ленинграде. Деньги от моей стипендии еще есть. Я уже побывала а музеях, о которых мечтала. Я встре-тила художника, который обещает устроить меня на работу. Целую.»

Обратного адреса не было. По штемпелю на открытке, мама отправила в Петербург денежный перевод, но он возвратился обратно. Потом, еще две открытки пришли из Питера, но тоже без обратного адреса.
Через два месяца, похудевшая, осунувшаяся, голодная, вернулась Оля в родной город. Вернулась, совершив немало ошибок и глупостей. Идти домой она не решилась. Боялась отца. Она позвонила маме на работу. Анна Михайловна примчалась на вокзал. Увидев дочь в зале ожидания, в стареньком пальтишке, она расплакалась. Они прижались друг к другу и долго не могли сказать ни слова.
Через месяц, Оля пошла в вечернюю школу, и жизнь в семье постепенно стала налаживаться. Но вскоре оказалось, что Оля беременна. Отец хотел поехать в Питер, найти и убить собразнителя, или предать его суду. Но Оля умоляла его не делать этого. Она наотрез отказалась дать его адрес и имя.
Родилась дочь. И хоть девочка для олиных отца и матери была нежеланным ребенком, они окружили ее любовью и заботой.
Через год семья обменяла квартиру, и, как это часто случается в большом городе, ни Олю, ни ее родителей я долго не встречал. Слышал только, что Оля после вечерней школы поступила в Художественный институт.
И вот теперь, я услышал окончание той истории.

- Я была готова к самому худшему, когда меня исключили из училища,- начала Оля свой рассказ.- Не хотелось жить, но было жалко маму и папу. Потом решила уехать подальше от Киева. На вокзале взяла билет до Питера. В купе познакомилась с художником. Вот бывает же такая удача. Он пригласил меня в свою мастерскую и стал учить писать портреты. Он давал мне деньги на продукты и разрешил спать в мастерской. Уходил он поздно, а утром возвращался и учил меня. Я , конечно, догадывалась, что у него есть жена. Но у меня же было безвыходное положение. А с ним было хорошо. Иногда мы вместе ходили на выставки, в музеи. Он так интересно рассказывал, так много знал о жизни и творчестве художников, что я готова была слушать его бесконечно.
- Очевидно, ты влюбилась в него? –заметил я.
- Можно сказать и так. Хотя он был на двадцать лет старше меня. Но с ним было так интересно! Это не наши мальчики из училища. Он большой художник. Его картины я увидела на выставке.
- А что же произошло потом? Вы поссорились?
- Нет, что вы.- Оля даже удивилась моему вопросу.- Он умный, интеллигентный человек. Но однажды в мастерскую пришла женщина. Она стала кричать на меня и выгнала из мастерской. Я поняла, что это его жена. Она так унижала меня, что я не знала, что мне делать. Схватила свою сумку и убежала на вокзал. Хотела поехать домой. Но у меня не было денег на билет. Мне пришлось обратиться к очереди, сказать, что у меня украли сумочку с деньгами. Сердобольные женщины и некоторые мужчины собрали мне деньги на билет.
Оля грустно вздохнула.
- Прошло десять лет, а я еще и сейчас, как вспомню, что пережили мама и папа, когда я уехала, - простить себе не могу. У мамы потом был микроинфаркт. Ведь говорят же, что ничего не проходит бесследно…Я в последнее время часто задумываюсь о смысле жизни, о том, для чего мы являемся в этот мир
- Тот художник знает, что у него растет дочь?
- Нет. Мы с ним больше никогда не встречались.

 Хочется верить,что жизнь моей бывшей ученицы сложится хорошо. Хотя, к сожалению, я давно заметил: умные, талантливые красивые женщины редко бывают счастливы в личной жизни.


Рецензии