Начальник чукотки

Ольга Янченко, ч. 13 -я автобиогр-й повести «Надежда»

НАЧАЛЬНИК ЧУКОТКИ…

Но факт упрям: надежда есть,
Пока жива народа честь.
 ***
До кладбища в Осовцах, что под Гомелем, родиной моего папы, мы ехали уже на троллейбусе. Отстраивался старинный город на реке Сож. Скорбное место прописки отошедших в мир иной по-своему красиво. Много зелени, цветов. Могила папы у самого края этой тихой территории. Тогда, 24 сентября, почти в день его рождения, мы, прощаясь с ним, ещё не знали, как ему повезло.

Он ушел из этого мира, не изведав горечи, стыда и позора от развала его любимой Родины. Всё, ради чего он без выходных, без очередных отпусков трудился, рухнуло в один день…Был и не стало СССР. И не знает папа о том, что взрыв на Чернобыльской атомной станции накрыл своими «начинками» его Белорусскую ССР и больше всех его Гомельскую область.

Не знает счастливый мой папа и про «новых» русских, про гуманитарку, про У.Е и обменных пунктах, про дикие цены на всё и вся,
про деньги в новых их измерениях, цифры которых не умещаются в статотчётах – триллиарды…Не знает счастливый папа, что его земляки - пенсионеры белорусы стали «миллионерами», получая заработанные ими за всю жизнь копеечные пенсии в «Миллионах». Кошелёк трещит, а купить на его содержание можно только триста граммов так называемой колбасы.
 
– Повезло папе…Счастливчик, начальник Чукотки…– шепчет мама сквозь слёзы, еле стоя на ногах, опираясь на плечо внучки Танюшки.
– Бабушка, а почему ты деда так называешь? Он, как в том кино, работал на Севере?
– У него была своя Чукотка, деточка. Дедушка её всю жизнь осваивал. Без выходных, без отпусков. ЦК приказывал, дед выполнял. И всё коту под хвост. Что после немцев осталось, восстановил. А теперь и без немцев разорвали его Чукотку…
 
 Бывало, министр из Москвы примчится, про здоровье его не спросит, про семью, про жильё, только и орёт : – План, Янченко, давай! План! У них только валовая продукция в цене была. А человек – винтик…
– А почему тогда железный ящик в столе его набит Почётными грамотами, значками красивыми?
– Вот уже этого ему не жалела партия…В Москву звали, должность министра предлагали. Отказался. У него своя Чукотка тут была. Одну стройку закончит, мчится на другой пустырь.

– А как же тётя Оля без школы три высших образования получила? Ведь тогда ни книжек, ни тетрадок не было.
– Не было. Да училась она каким-то способом непонятным. Находила где-то, читала разные книжки. Экстерном каким-то сдавала экзамены. Я в её дела не вникала. Твой папа был у меня на руках. Дедушку надо было даглядаць, как тут, в Белоуссии, говорят. Дагладала. Не доглядела. Вот и ушел безвременно наш начальник Чукотки.
 ***


Рецензии
Мда... грустно... особенно про грамоты и значки, их, и правда не жалели в своё время!

Галина Заславская   01.08.2006 15:25     Заявить о нарушении