Задания к Лекции 1
Задание № 1.
Кто автор следующих стихотворений:
А)
Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.
Достать пролетку. За шесть гривен,
Чрез благовест, чрез клик колес
Перенестись туда, где ливень
Еще шумней чернил и слез.
……
Б)
Хочу у зеркала, где муть
И сон туманящий,
Я выпытать – куда Вам путь
И где пристанище.
Я вижу: мачта корабля,
И Вы на палубе…
Вы – в дыме поезда… Поля
В вечерней жалобе…
Вечерние поля в росе,
Над ними – вороны…
- Благословляю Вас на все
Четыре стороны!
В)
Было душно от жгучего света,
А взгляды его – как лучи.
Я только вздрогнула: этот
Может меня приручить.
Наклонился – он что-то скажет…
От лица отхлынула кровь.
Пусть камнем надгробным ляжет
На жизнь мою любовь.
Г)
Пусти меня, отдай меня Воронеж, -
Уронишь ты меня иль проворонишь,
Ты выронишь меня или вернешь –
Воронеж блажь, Воронеж – ворон, нож!
Д)
Помчал на дачу паровоз.
Толпою легкой, оробелой
Стволы взбегают на откос.
Дым засквозил волною белой
в апрельской пестроте берез.
В вагоне бархатный диванчик –
Еще без летнего чехла.
У рельс на желтый одуванчик
Садится первая пчела.
……
Задание № 2.
Перед вами отрывок из стихотворения И. Бродского «24 декабря 1971 года».
«Пустота. Но при мысли о ней
видишь вдруг как бы свет ниоткуда.
Знал бы Ирод, что чем он сильней,
тем верней, неизбежнее чудо.
Постоянство такого родства –
Основной механизм Рождества.»
Философские воззрения каких школ затрагивает Бродский в этом стихотворении. Постарайтесь своими словами написать о чем оно.
Дайте краткую справку об Иосифе Бродском.
Свидетельство о публикации №206060700012
А там, глядишь, и мысль кое-какая породится в нём, в читателе.
Но Составляющего Тексты… свои собственные… не может не заинтересовать и такой аспект: что – первично у него самого. Когда он продуцирует произведение.
Мысль?
Или всё-таки тоже – Чувство?
Александр Сергеевич, в том несравненном, конечно, отрывке, который Вы процитировали – всё же достаточно туманно идентифицирует процесс….
ПОЭЗИЯ присутствует в авторе, как можно это понять – непрерывно. Как в ПМЖ, в Постоянном Месте Жительства.
И вот, вследствие каких-то, не названных пока причин, Она пробуждается в нём, в авторе.
Душа, в некотором дискомфорте, волнуется, звучит и ищёт… как бы ей заявить о себе, декларацию сделать, явить себя, короче….
Тут приходят гости.
Кто они такие – не вполне ясно. «Плоды мечты автора». Что-то вроде детей, наверное. Самых разных.
Ну, а тут… за дружеским столом… и мысли осмелели настолько, что и они уже неспокойны.
Во всеобщем кураже – и рифмы к ним подбегают, легко, аки балерины….
А дальше – уже дело техники.
Перо.
Бумага.
Kinetikos – в течение какого-то времени….
И – свободное изтечение стихотворной субстанции.
Кстати, о рифме….
Я не так давно поместил у себя на странице небольшой текст о опасности рифмы – для рифмующего, в первую очередь.
Компромисс, необходимый в процессе подгоняния мысли под надобную рифму… модифицирование того, что собственно и хотел сказать автор – возможно, не так уж безвредно для самой его способности мыслить. Со всей доступной ему эффективностью.
Сергей Карев 04.01.2010 14:24 Заявить о нарушении
По-моему, все-таки А.С. достаточно четко идентифицировал начало творческого процесса: «Душа стесняется лирическим волненьем…»
Весь вопрос, что он под этим волнением понимал?
И это скорее, не чувство, а мелодия. Поэты (с большой буквы), естественно, освоив «ремесло», пишут «на слух», и ценность поэзии, в том числе, зависит от того, что мы слышим – однообразный марш или джазовую импровизацию.
Хотя и здесь все не так однозначно. Ежели Поэт берется за большое эпическое полотно, то он чаще всего выбирает небольшое количество стоп и однообразный ритм, позволяющие выдержать марафонскую дистанцию. (Как например, в неоднократно цитируемой в лекциях «Мцыри»).
Если же, продолжив аналогию, забег происходит на спринтерскую дистанцию ограниченную десятком строф, то и мелодия может быть гораздо разнообразнее.
Вслушайтесь в ахматовское: «Я научилась просто, мудро жить…».
Что же касается рифм.
Конечно, это дополнительная скрепляющая конструкция, но совсем необязательная.
…. Какой-то грязный остров,
кусты, постройки, хрюканье свиней,
заросший сад, какая-то царица,
трава да камни… Милый Телемак,
все острова похожи друг на друга,
когда так долго странствуешь, и мозг
уже сбивается, считая волны,
глаз, засоренный горизонтом, плачет,
и водяное мясо застит слух.
P.S. А как называется ваш текст об опасности рифм?
PP.S. Раздел поэзии лучше читать в другой «Школе» - http://www.stihi.ru/avtor/school2
Словесная Визуализация 04.01.2010 17:21 Заявить о нарушении
Текст мой здесь: http://www.proza.ru/2009/09/23/669
Есть вопрос:
Откуда приходят Мелодии?
Может ли тот, кто слышит марши... настроить свой "радиоприёмник" на другую волну?
Сергей Карев 05.01.2010 00:17 Заявить о нарушении
Вначале о мелодии.
«…и водяное мясо застит слух». Водяное мясо вполне можно заменить на марши. :)
Что же касается рифмы в поэзии, то посмотрите нобелевскую лекцию И.Бродского.
Стихи творит сам язык, а в русском языке, в отличие от того же английского, порядок слов не закреплен и может быть любым без ущерба смысла и грамотности. Потому и необходима рифма в качестве дополнительной скрепляющей конструкции.
Словесная Визуализация 05.01.2010 02:41 Заявить о нарушении
Не всё же - "strains of marshial music..."
Сергей Карев 05.01.2010 04:01 Заявить о нарушении
Ну да. Ведь он – развивается. И умирает.
Но, оказывается, он настолько живой, что способен ещё и самостоятельно продуцировать что-то из себя. Стихи вот….
Утверждения такого роды – красивы.
И, если сказавший так, может деталями пояснить свою мысль, то и – глубоки.
Сергей Карев 10.01.2010 09:13 Заявить о нарушении
Словесная Визуализация 10.01.2010 23:01 Заявить о нарушении