Натюрморт

НАТЮРМОРТ
Юрча


- Я всегда начинаю писать очередной натюрморт с левой стороны, дохожу до центра, и заканчиваю правым краем, - сказал художник Кейтелю и замолчал в ожидании реакции.
Кейтель держал бокал с запрещенным молдавским вином и с деланым безразличием рассматривал его напросвет солнечных лучей.
Художник продолжил.
- Мне, в отличие от большинства моих коллег, нет никакой нужды размечать карандашом общие очертания, делать эскизы или вообще как либо примериваться. У меня фотографически точное отображение действительности. И в этом мой большой минус. Я просто не способен ничего выдумать, не способен соврать. А значит, моего авторского отношения к миру явно недостаточно для того, чтобы сотворить что-то оригинальное, достойное всеобщего, неважно чего: осуждения, порицания, признания, восхваления. Боюсь, мои картины никогда не вызовут в зрителях сильных эмоций.
Кейтель поставил бокал на стол.
- Насколько я знаю, среди фотографов тоже встречаются настоящие художники, и их фотографии порой вызывают бурю эмоций.
Художник кивнул.
- Да, это так. Но я вам битый час толкую, что не только среди фотографов встречаются настоящие художники, но и среди художников попадаются бесталанные фотографы, неспособные на то, чтобы вложить в свое творение хоть частицу души, частицу индивидуальности. А именно сейчас мне важно показать себя с лучшей стороны. Грядет выставка, очень важная выставка, будут очень важные люди, а мне нечего выставить.
- А когда начинается выставка?
- Через два месяца...
Кейтель опять взял бокал, но сразу же поставил на место, потом пристально посмотрел на художника.
- Так вы говорите,что пишете натюрморты всегда слева-направо?
Художник кивнул.
Кейтель на этот раз решительно взялся за бокал, порядочно отхлебнул из него и сделал несколько жевательно-сосательных движений, дегустируя напиток. Потом сморщился и выплюнул все обратно в бокал.
Художника передернуло.
- Есть у меня интересная мысля, - обнадеживающе произнес Кейтель, - есть! Сколько вы пишете натюрморт? Сколько часов вы работаете в день, и сколько дней уходит на картину?
Художник пожал плечами.
- Ну, по десять-двенадцать часов дня три-четыре, наверное...
Кейтель улыбнулся. Он прекрасно разбирался в искусстве, как и во многих других вещах. За эту его способность находить выход из любой проблемы, он и получил почетную кличку Харви Кейтель – имя артиста, сыгравшего роль мистера Волкова, решателя любых проблем в фильме «Криминальное чтиво».
- Да, я знаю, как вам помочь написать картину с ярким личностным отношением. Оригинальную картину. Только вам придется работать не три-четыре дня, а месяц или два, и не по десять-двенадцать часов, а по пол-часа, максимум - по часу. Согласны?

Художник выложил листья салата, виноградные кисти, яблоки и груши, сочные персики, живописные яркие большие ягоды клубники и черешни, перемежаемые зеленью киви и лука, желтизной бананов и лимонов.
Получился прелестный натюрморт, который осталось только написать.
Художник так и сделал.
Каждый день он приходил в мастерскую и работал около часа. Через два месяца картина была готова.
О, это был совершенно необычный натюрморт. В нем чувствовалось неумолимое течение времени. Левая часть его была великолепна. Сочные краски, капли росы - плоды были такие свежие, что казалось, сами просятся в рот. Но чем правее смещался по картине взгляд, с каждым новым сантиметром, ощущение свежести исчезало, и ему на смену приходило совершенно другое ощущение – смерти. Картина писалась два месяца. Первые дни, когда фрукты и ягоды были свежими, художник писал левую часть картины. Уже через неделю зелень поникла. Через две недели, когда художник сместился ближе к центру, фрукты начали усыхать и морщиться, завелись маленькие мошки. Через месяц, когда художник выписал среднюю часть картины, все покрылось плесенью напополам с червоточинами. Сильнее всего досталось бананам. Правая часть картины, писавшаяся весь второй месяц, была невообразимо ужасающа. Из-за жары и повышенной влажности все было еще хуже, чем даже можно себе представить. Гниение, черви, труха и, наконец, жалкая позорная масса вместо когда-то спелых отборных плодов, дарованных благодатной землей южных широт.

- Харви, вы сотворили чудо! - радовался художник. Я вам так признателен! Столько лестных отзывов! А картину я продал - вы просто не поверите, если я назову сумму, за которую продал картину. Я мог бы не работать несколько лет! И все благодаря вам!
Кейтель внимательно осматривал мастерскую художника, в которой, по сравнению с прошлым его посещением, произошли значительные перемены. Вся дальняя стена была освобождена от висевших на ней ранее картин, очищена от штукатурки до самого коричнево-рыжего кирпича. А в стену были вделаны зловещего вида стальные обручи непонятного назначения. С одним и тем же успехом они могли оказаться и спортивным инвентарем, и приспособлениями для пыток, или еще чем-то другим, непонятным.
- Я рад, что смог вам помочь, - вежливо ответил Кейтель, - надеюсь, что и в дальнейшем смогу быть полезным.
- Харви, конечно сможете! Харви, вы необыкновенный человек! - продолжал неуемно восторгаться художник, взяв в руки небольшую, но увесистую статуэтку обезьяны, зажавшей рот обеими лапами, будто боявшейся проронить малейший звук. - Надеюсь, вы никому не сказали, по какому принципу я работаю?
- Что вы, ну конечно нет! - Кейтель, которому все это начинало надоедать, уже мысленно подыскивал предлог, под которым можно было бы отсюда смыться. Тем более, не были улажены дела с молдавским вином, а при должности начальника таможни у Кейтеля все меньше остается времени для увлечения искусством...
- Вы понимаете, Харви, как мне важно, чтобы метод, подсказанный вашим блестящим умом, остался бы моим творческим ноу-хау? Дело еще и в том, что мне заказали вторую картину. Некий молдавский князь, владелец великолепных виноградников, вино которого вы в прошлый раз недопили...
Кейтелю не хватило доли секунды, чтобы среагировать на молниеносный удар статуэткой по голове. Мир взорвался яркой вспышкой, после которой все исчезло в забытьи...

Когда Кейтель очнулся, он был раздет и прикован к стене, с широко разведенными руками, будто готовился обнять весь мир. Прикован так плотно, что не мог и пошевелиться. А художник готовился приступить к написанию новой картины. Картины его, Кейтеля, медленного умирания. Слева-направо. Кейтель подумал, что даже когда он умрет, художник будет продолжать писать его портрет. Портрет поэтапного разложения человеческого тела.
Но Кейтель не хотел умирать. Он принялся лихорадочно искать путь к спасению. Он верил, что выход существует. Ведь он - Харви Кейтель, мистер Волков из «Криминального чтива», способен решить любую проблему. Сейчас этой проблемой был художник.
Харви Кейтель лихорадочно искал выход, с невероятной скоростью перебирая варианты спасения.
Харви Кейтель искал выход.
Искал, и не находил.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.