Рецензия на к-ф Жмурки

Долго воздерживался я от просмотра этого фильма. Отвращала, как водится, реклама. Потому что когда реклама обещает «искромётную чёрную комедию, неподражаемую и затмевающую всё-всё-всё и бла-бла-бла» - как-то невольно ожидаешь очередного бредового маразма с жалкими школярскими закосами под криминально-юмористическую классику, что обычно усугубляется «российской самобытностью», имеющей к отечественным реалиям такое же отношение, как швейцары-казачки перед русскими ресторанами на Брайтон-Бич – к «Тихому Дону».

Но друзья присоветовали всё же посмотреть. Один говорил: «Глуповато, но Михалков неплохо играет себя», другой: «Под шишки идёт нормально, а Дюжев – конкретно прикольный бычара».

Что ж, в актёрских дарованиях Никиты Михалкова я ни разу не сомневался, и он действительно всегда неплохо играет себя, но, признаюсь, больше я польстился на Космоса, который из «Бригады».

Посмотрел. «Ты знаешь, у меня двоякое чувство» (цитата из объекта рецензии). И это, пожалуй, хорошо для фильма: подавляющее большинство позднесоветских и постсоветских бандитских и околобандитских кинцов вызывают эмоции вполне «одноякие»: в помойное ведро, и крышку поплотней. (К чести Балабанова сказать, его Браты-раз-два сняты объективно неплохо, но к ним у меня тоже «двоякое чувство». Впрочем, это другая тема.)

Первое и главное ощущение конкретно от «Жмурок»: у создателей малость гуляет жанровый прицел. Какая-то неоправданная эклектика получилась. То есть, нужно всё-таки, наверное, было определиться, что снимаем: комедию абсурда с чернушными элементами, этакую утрированную пародию на «криминальщину», где на легальных и моральных основаниях обстёбывается всё святое и светлое - или же более-менее реалистичный бандитский фильмец с элементами чёрного юмора. Поймите правильно: я никогда не был сторонником строгого разграничения жанров, но какая-никакая ВНУТРЕННЯЯ логика и самодовлеющая органичность в фильме должны присутствовать.

Вот, скажем, в «Криминальном чтиве», которое в значительной мере автопародия, некий становой «идейный» стержень всё же имеется. И в бесшабашно-гротескных «Картах-деньгах…» - тоже, хотя чуть другого сплава. И в «Бешеных псах», которые уже не совсем комедия. И в Бессоновском «Леоне», который тем более не комедия. Каждый из этих фильмов выдержан в определенном ключе, в своеобычном и целостном стиле. А вот если надёргать из этих тематически близких, но совершенно разных по духу картин какие-то смачные фишечки (поскольку «плагиат» - плохое слово, это принято называть «аллюзиями» и «киноцитированием»), да приправить родным колоритом, где реалистичным, где лубочным – получаются как раз «Жмурки».

Смотришь – и не совсем понимаешь, что именно смотришь, и каково отношение самого режиссёра к своему детищу. Зато – против критики очень выгодная позиция. Скажешь: «Так не бывает, и где логика?» - ответ: «Так это ж абсурд и пародия». Деликатно заикнёшься, мол, мозги на стене и сцены пыток не всегда офигенно смешны – ответят: «Зато жизненно, таковы уж реалии бандитских будней».

Но ладно, по порядку. Начинается фильм с пролога – урока политэкономии в каком-то провинциальном ПТУ (ну не вузе же!). Тема –накопление начального капитала. Типа, завязка для перехода в недавнее родное прошлое, где средь финансовых пирамид веяли жаркие самумы бандитского беспредела. На мой вкус, завязка эта – ни пришей кобыле хвост. Или посмешнее, посмачнее можно было сделать, или ограничиться парой вводных фраз за кадром. А можно – предварить фильм уплывающим вверх по наклонной текстом, то есть, «саллюзить» ещё и у Лукаса за компанию: «В одной отдалённой от цивилизации стране в середине девяностых годов прошлого столетия бушевали криминальные войны…» Что-то вроде. Сразу – чёткая претензия на «галактический» масштаб.

Далее начинается собственно фильм. Первая сцена в морге: циничный допрос какого-то спакованного коммерса (или бандюка – какая разница). Вокруг полоски пластыря на ротовом отверстии узнается неподражаемо одухотворенная репа Баширова. Прозектор-экзекутор с вызывающе оригинальной кличкой Палач – ничего так, интеллигентный молодой человек. Спокойный, доброжелательный. Без подколок – нормальная сценка, комичная. Благо, к пыткам Палач перейти не успевает, поскольку в морг вламываются трое оперов с пушками наголо, в штатском, но в чёрных масках (это тоже смешно).

Прозектор, подчиняясь требованию закона, сбрасывает один ствол, но тотчас находит в закромах второй. Гхм, у него их там сколько, в морге-то? И оказывает яростное, но безнадежное сопротивление. Одного мента валит – и тотчас сам схватывает пулю. К нему подходит опер – и оборачивается гнусным вервольфом в погонах: добивает Палача, а заодно – своего коллегу. Причем – из табельного «Макарова», при всем богатстве выбора оружия под рукой.

Ну ладно, будем считать, решил я, что это всё же комедия абсурда. Правда, когда, скажем, в «Не наезжай на Южный Централ…» крутые ниггеры меряются оборонными потенциалами, по нарастающей, возгоняясь до термоядерного экстрима – претензий к реалистичности не возникает за отсутствием притязаний на реализм. Вот и здесь бы усугубить маразм: развешать пулемёты по стенам морга, показать дыбу, испанские сапожки крупным планом, наборы плеточек и клещей, всякий такой сАдовый инвентарь. Чтобы сразу ясно было, в какую именно сказку попали терпила Баширов и зритель.

Потом, увы, следует сцена, на которой я едва не выкинул диск из драйва и не забросил на дальнюю полку. Честно, самый, пожалуй, лажовый эпизод во всём фильме – и в самом начале. Разговор троих забулдыг (двое русских россиян и один русский эфиоп, чьё экзотическое происхождение служит объектом довольно назойливых шуточек на протяжении всего фильма). В прошлом, вероятно, все трое, включая эфиопа - школьные учителя труда, которые по «белочке» возомнили себя бандитами. Вместе только гриппом болеют? Нет, бывают и галлюцинации групповые, оказывается. Да и чёрт бы с ним, с неправдоподобием типажей – это ж комедия и впоследствии они уже чётко позиционируются как клоуны – но, гхосподи-бож-мой, как же я притомился с начала девяностых слушать в чернушных кинцах этот ненатуральный лепет по бумажке, выдаваемый за чыста-канкретную «бандитскую мову»!

Может, такова и была задумка Балабанова – спародировать низкопробную «чернуху», но смотрится это не смешно, а грустно. Во всяком случае, неочевидно. Особенно – в начале фильма, когда предполагаешь, что все тутошние бандюки – из такой вот мякины выпечены. Тем более печально это после «Мама не горюй» и «Бригады», где подобные базары наконец-то научились исполнять естественно и даже эстетично. А здесь - просто по-человечески жалко этих троих мужиков, которых, кажется, никто не заставляет общаться между собой на чужом для них сленге – но они зачем-то вымучивают его из себя. Или – режиссер, злодей, заставил? А Маковецкого – тоже режиссёр заставил играть так хреново, что я не с первого раза его опознал?

Но дальше дело пошло веселей. Появилась сладкая парочка: тот самый бычара Саймон, который Дюжев, и его друган Серёга. Вот эти – уже вполне жизненные типажики. Саймон, может, и чуть утрирован в своей мрачной отмороженности, да и к штампам из «классики жанров» тяготеет, а второму – однозначно «зачот» на пять баллов. Симпатичный пацанчик получился, живой, не дебил и не дрянь. К слову, играет его Алексей Панин, не путать с Андреем, который тоже в фильме присутствует (а может, кому-то «ник» сценический взять?)

Главное – этим ребятам начинаешь сочувствовать, вне зависимости от того, что есть фильм: пародия или жизнь. По сути, за всё кино они совершают лишь один по-настоящему предосудительный поступок: Дюжев, испив газировки из уличной поилки, швыряет стеклянный стаканчик на асфальт. Тут, согласен, присутствует некоторое неприятное жлобство. В остальном – ребятишки милые и по-своему обаятельные. Если кого и гасят – то по делу и по ситуации. В целом - люди как люди, а бандит – это всего лишь профессия (и не бесполезнее многих прочих).

Правда, на фоне этих двух вполне выпуклых и реалистичных образов - тем более диковато смотрятся иные лубочные несуразицы.

Одна из таких «странностей» - местечковый криминальный пахан, сыгранный Михалковым. Не стану отрицать, персонаж получился колоритный и даже забавный, но по сути – «Буратино в законе». По ухваткам – тянет в лучшем случае на блатоватого директора ресторана, топырящего пальцы перед официантками. Между тем, Саймон-Дюжев похож на официантку не больше, чем этот клоун в исполнении Михалкова – на мафиозного босса. Не удивительно, что ребятишки в конце концов его прокинули и послали. Удивительно, что не сделали этого гораздо раньше.

Потому что терпеть его вечное нытье и безосновательные наезды – святой бы не сдюжил. Его стиль руководства – какой-то совсем уж совковый. Наверно, к тому у него и наколочки на груди: СССР и профиль Сталина (ещё хлеще было бы – МВД и фас Берии, хотя, конечно, понимаю: перекличка со звучащей рядом «Банькой» Высоцкого).

 И ещё этот крендель напомнил мне один комичный эпизод, года как раз девяносто пятого. Наблюдал я в кабаке, как беловоротничковый парнишка лет двадцати, рисуясь перед девками, вещал в трубу от радиотелефона, которая, вероятно, изображала мобилу (тогда это был предмет роскоши, доступный не всем студентам и младшим офисным клеркам). И говорил он примерно следующее: «Ты, баран быдлорогий, нахрен ты их всех завалил? Двадцать трупов, ё-мое! С мусорами сам разруливать будешь. А не отмажешься – в угол поставлю… Завтра – будем перетирать с Михасем тему за таможню. Запомни: перетирать, а не гасить. Для начала…»

Что-то вроде, какая-то такая пурга. И чтоб девчонок очаровать своей крутизной – оно, конечно, мило, но делать в подобной манере выволочки бойцам, которые только-только с того света вернулись – может лишь индивид, совершенно не обременённый инстинктом самосохранения. Тем более, что это именно пахан Михалыч виноват в проколе, а никак не его ребята: полной информацией не снабдил, наличие крыши у объекта не пробил, послал пацанов в очень стрёмный блудняк, по сути – подставил их. Те влетели под стволы – но геройски выкрутились. И по возвращении – они ему должны предъявлять, а не он их отчитывать, как в кабинете завуча за разбитое окошко. Впрочем, повторю, смотрится это по-своему забавно, а Михалков действительно хорош. Но неуместен. Но хорош. Такой вот он загадочный в этом фильме.

Да, ещё, помимо хамства, у этого злого паяца наличествуют и какие-то несимпатичные, атроцитные замашки. Вроде там, сыграть со своим нерадивым архитектором (как раз _Андрей_ Панин) в красного партизана Лазо. Я так понял, у сценариста молдаване косяков напороли при обустройстве апартаментов? Даже если так, надо было, по-моему, тормознуться на «карачун тебе» - или уж как-то показать, что архитектор выжил после аутодафе. В любом случае, как-то не смешно подается эта шутка, сыгранная Михалычем над своим архитектором. Не спорю, бывают анекдоты жуткие и чёрные, как сажа Освенцима, и при этом дьявольски забавные – а вот тут не забавно получилось. Впрочем, возможно, я слишком сентиментален, а комедийные сценаристы и режиссеры – звери известные.

Отдельная тема – пухлый «паханский» киндер, которого батя перманентно держит при себе, приобщая к бизнесу, и даже таскает на места кровавых побоищ, где родительски заботливо остерегает: «Владик, не запачкайся, а то мама заругает». Да, это комедия, это смешно… Наверно… В «Картах-деньгах…» парочка Крис Большой–Крис Маленький - точно забавно смотрелась, и стиль выдержан был, а здесь… Да вот всё то же: то ли перекрученная до сведения мозгов реалка, то ли недокрученный и довольно-таки натужный абсурд. «Не надо бы при мальчонке-то, ваше благородие».

Ещё странность – аномальная, иррациональная агрессивность и отчаянность людей сугубо мирных профессий. Что прозектор-палач, невесть зачем дающий вооруженный отпор троим ментам, что некий Доктор, наркохимик-надомник.

К Доктору пришли поговорить на тему крышевания. Посредством ликвидации двух его бодигардов ему доходчиво объясняют, что разговора не избежать, а визитёры - ребята вполне себе резкие и меткие. И что делает он? Хватает волын, предусмотрительно закрепленный под столом, и порывается пустить его в ход. С печальными для себя последствиями, разумеется.

По-настоящему, эти убийцы в белых халатах – и есть главные отморозки в фильме, безумные и суицидальные. Такое ощущение, что сценариста зверски мучили в детстве уколами, и к бандюганам он относится ровно, а на врачей зубец-то наточил (и поострей, чем на строителей-дизайнеров).

Сцена, в которой Саймон пытает неоднократно ссученного мента – занятная, но какая-то, пожалуй, слишком брутальная для чистой комедии. Да и для грязной – тоже. Нет, штемпа этого не жалко ни разу – сволочь та ещё – но всё же чересчур хардконенько исполнено, из серии «уберите от экранов детей». То, что убийство бывает прикольным – это уж с лёгкой руки Тарантино усвоено мировым кинематографом, но садистские манипуляции с ножиком, воткнутым в грудь несговорчивой жертвы, – если и вызывают улыбку, то странноватую (и не у всех).

Зато – этим эпизодом, по сути, заканчиваются потуги на «комедию абсурда». Дальше – более-менее реалистичное кино с естественными ходами и примесью этакой ненапряжной, занимательной чернухи. Создатели будто определились, наконец, с жанром и стилем. Что ж, лучше поздно, чем никогда.

Особенно хороша заключительная часть фильма - засадное сидение Саймона с Серёгой (Алексей Панин) в логове беспредельной банды «школьных учителей труда», обувших ребят на чемодан с гером. Всё по канонам: все мотыльки-кровососы слетаются на свет, «в очередь, сукины дети», все нити ожидаемо-сюрпризно сходятся в одном месте и заплетаются в кишечно-кровавый клубок. В «Картах-деньгах…» тусовка получилась представительней и разношёрстней, но и семь трупов – сойдёт для Нижнего Новгорода.

Порадовал момент, когда вынесли мозги Гарику Сукачеву, предводителю каких-то мутных мясисто-стероидных каманчей. Ничего личного, но он запарил своими идиотскими мегаломанскими истериками (в фильме) и перманентно фальшивой актёрской игрой (согласен, он не виноват, что и при таком бакланистом фейсе уркаганов играть не умеет, по чистоте душевной, – ну так и репу ему ж понарошку продырявили, это ж кино).

Эпизод, в котором грохнули мужика-соседа (в блестящем исполнении Андрея Краско, сумевшим насытить своим неподражаемым колоритом даже такую пустяшную, трёхсекундную роль), на свою беду зашедшего в смежную квартиру, – просто мрачная шутка. Умом понимаешь, что грех мочить «цивилитиков», но тут – стильно исполнено. Да и нефиг буровать на ровняке, тем паче – с незнакомыми людьми. Хочешь, чтоб музыку потише сделали, в дневное-то время – попроси по-человечески. Знаем мы таких соседушек-пролетариев: сами день-деньской всё стены сверлят да молотком долбят, дятлы обугленные, а как кто рядом поставит приличный, старый-добрый роккабилльский музон – возмущенным разумом вскипают. Так что, я не осуждаю Саймона за это, казалось бы, левое мочилово. Оно имеет большое воспитательное значение.

Кстати, о музычке. Вот когда Саймон, с топориком в руке, пританцовывает под «Look at me now» перед привязанным к стулу терпилой, – это гут. Он наверняка смотрел «Бешеных псов» - почему б ему не оттянуться на манер Мистера Блонда? Нормальная аллюзия. Или, скажем, когда в «Криминальном чтиве» Траволта случайно выносит мозги тому бедовому негру, а потом в «Святых из бундока» буйнопомешанный макаронник в запале бьёт кулаком по столу так, что лежащий рядом волын шмаляет и пуля размазывает по стене некстати подвернувшегося кошака – это тоже явная, но вежливая аллюзия, в чём-то ироничная. Но вот Саймон, по-детски восторженно роющийся в старых винилках, – это уж слишком в лоб «содрано» из «Леона». Обыграть бы как-то, переиначить?

Впрочем, не буду занудствовать: в целом затяжная бойня в квартире «учителей-бандитов» прорисована вполне на мировом уровне. Качественно и с огоньком (временами - перекрёстным). Припанкованный студент-медик – просто блеск. Пусть с точки зрения полевой хирургии процедура извлечения из брюшной полости пули 45-го калибра и ощущения при этом «остограмленного» пациента - поданы несколько… гхм… легкомысленно, но зато – весело. Нет, тут придираться нельзя – потому что догадываюсь, откуда ноги растут.

А вот финал – конечно, лажа. Но это ничего: я не знаю ни одного современного отечественного фильма криминальной тематики, где бы нормально, сильно был развязан финал. В «Бригаде» - тоже лажа. И в «Бумере» финал отстойный. И даже в моей любимой «Мама не горюй» - небезупречно, слабее самого фильма, на мой вкус.

Бывший пахан Михалков в роли охранника своих бывших бойцов, поднявшихся до вершин политических, – это моветон. То, что персонаж Михалкова – чмо и клоун, - и раньше ясно было. Но не до такой же степени, чтоб идти в услужение к тем, кто его на полпуда гера опустил? И не смешно, и не свежо, и не правдоподобно, и разит чем-то таким… быдлячьей мечтой, что ли? Если из грязи в князи – то князя непременно в грязь. Типа, соцсправедливость.

И политизированность натужноватая какая-то в этом финале. Хотя – претензии на крамолу, конечно. Мы-то думали, что у власти сейчас Диктатура Законности, своим горячим сердцем и чистыми руками самоотверженно преградившая криминалу дорогу к кормилам и кормушкам, а тут – эвона как обернулось-то!

Пара слов касательно саундтрека. Что ж, имеет место некая «Брат-1»-образная, Бутусовская темка, ненавязчивая, адекватная. Всё остальное – спорадически и фрагментарненько. Едва ли это можно назвать «саундтреком». А зря. По-моему, в «Бригаде» вполне наглядно (наслушно) было продемонстрировано, как делается в отечественных условиях качественный сандтрек с осмысленными и узнаваемыми темами, привязкой их к персонажам или ситуациям – и как выигрывает от этого фильм. Если ж сравнивать с балабановским творчеством – то и в «Братьях-раз-два», и в «Войне» - музычка тоже была побогаче.
Кстати, а Агузарова под титры – это привет «Ассе», что ли? Не, там сильнее и «концептуальней» это звучало.

Резюме в целом: смотреть можно. Правда, лицам, обременённым чрезмерной заботой о духовности, детям (особенно – тем, которые ещё внутри мамаш), а также благонравным персонами, ни разу в жизни не отрывавшим крылья-ноги пойманным слепням, – сильно не рекомендуется. Местами – даже «находочно», встречаются кое-какие яркие стилистические оборотцы. Есть и шутки нетупые.

Однозначно, лучше многих-многих наших криминальных кинцов, но не шедевр. Временами – изрядно комковато, сыровато и расхлябано. Не повредила бы усушка-утруска, а также вдумчивая доводка напильником; кое-где – обрезание болгаркой. Впрочем, тут уж «аборт делать поздно». Издержки кинематографии, где принцип - «родила – так родила».

Однако – нормальный повод пожелать Балабанову и задействованным актёрам дальнейших творческих успехов и «расти над собой». Благо, твердь небесная как вертикальный стопор отменена ещё Коперником, и с тех пор звёздное небо над нами реально подобно глубине внутряного нравственного закона: всегда есть куда стремиться, не рискуя ушибиться головой о небо или дно.

Вона, как я завернул, а? Сам-то, Тём, понял, чо сказал? А, пофиг: я был искренен… хотя и «эклектичен» - куда ж без этого.

Так или иначе, определённое удовольствие при просмотре фильма «Жмурки» я получил – и буду свиньёй, если не поблагодарю за доставленное. И, значит, поблагодарил.









 


Рецензии
Артем, добрый день. Уж не знаю, насколько это нормально оставлять отзыв спустя столько лет (и читаете ли вы их еще), но, так уж вышло, добрался я до вашей статьи только сейчас. Не так давно открыл для себя вашу творческую деятельность - сначала в ЖЖ, потом тут. И мне очень нравится все то, что вы пишите - это интересно читать, к тому же ваш взгляд на жизнь весьма интересен и положительно влияет на умы (кто способен воспринимать столь смелую жизненную позицию, а мне кажется, что я как раз способен). Но вот эта ваша рецензия на Жмурки немного меня огорчила: мне кажется, вы совершаете в ней некоторую ошибку, воспринимая фильм от части как пародию на криминальные события 90-х в России. И мне понятна, в целом, причина - имея в своем жизненном опыте реальное и непосредстенное соприкосновение с тем самым криминалом, вы любые попытки изобразить его в киниматографе воспринимаете через призму своего опыты. Я тоже, будучи IT-шником, не могу без содрогания смотреть на этих киношных хакеров, за 5 секунд взламывающих пентагон. Да и в целом ни разу не видел в кинематографе хоть сколько-нибудь адекватное изображение нашего брата и ваще хоть какого-либо взаимодействия с компами. Но, в данном случае, вы, все же, погорячились :) На мой взгляд, Жмурки - это действительно пародия, но не на реальный криминал 90-х, а вот на то его понимание, которое сложилось в головах обычных граждан, никогда не соприкасавшихся с ним в реальности и всю информацию о нем черпавщих из различных слухов, домыслов и анекдотов. Собственно говоря, фильм и является, по сути, одним сплошным анекдотом - где-то чуть ближе к реальности, где-то - дальше. Как говорится, в каждой шутке... И с этой позиции (восприятие фильма, как пародию на всю ту кашу в голове "пересічного громодянина" касательно криминальных элементов), на мой взгляд, фильм как раз выглядит цельно и в жанровом ключе, и в сюжетном. И персонажи все на своих местах и по делу, включая ту веселую троицу "учителей-трудовиков" с эфиопом :) По крайней мере, я всегда этот фильм так и воспринимал и все три раза, которые его смотрел (кстати, по телеку - его в свое время часто крутили), получал несказанное удовольствие от просмотра. Даже подумываю скачать и еще разок глянуть после прочтения вашей рецензии.

Не смотря на все выше сказанное, огромное вам спасибо за доставленное удовольствие от чтения ваших статей.

С уважением,
Евгений Оленев

Оленев Евгений   12.08.2016 18:00     Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.