Возрождение русского язычества

Мир живого нуждается в возрождении
языческого отношения человека к природе.
В.В. Курляндский

       В начале 90-ых годов уже прошлого, XX-го века, интересующимся филологам, этнографам, историкам (и не только) пришлось собирать славянские языческие мифы буквально из «рожек и ножек», рассеянных по страницам специальной литературы. Это неправда, будто о славянском язычестве «почти ничего не известно», как мы с вами привыкли считать. Известно-то как раз очень много. Но кто же читает толстенные этнографические фолианты, вдобавок написанные учёными на их особенном языке. Но постепенно, на протяжении всех 90-ых и до нашего времени интерес к языческой мифологии древних восточных славян всё возрастал, а в последние годы наметилась довольно чёткая тенденция возрождения восточнославянского (далее в тексте – русского) язычества в довольно широких кругах россиян.
       Сначала узнаем, что дословно можно прочитать в Большой Советской Энциклопедии об язычестве: «Язычество (от церковно-славянского слова «языцы» - народы, иноземцы) – обозначение нехристианских, в широком смысле – политеистических религий в литературе христианских народов.
       Суровой и опасной была жизнь племен Се¬верной и Восточной Европы. Воинственными, грозными, беспощадными были к людям их боги. Вот и в мифах германских, скандинавских и славянских народов нашли отражение тяготы, подстерегавшие людей на каждом шагу. Суровы, как сама жизнь, их легенды. Да, окружающий мир редко был добр к человеку. Немало опасностей таилось в каждой минуте существования наших предков. Как можно было защититься от молнии, от разлива реки, смывшей посевы, от медведя, задрав¬шего кормильца-охотника? Быть может, чело¬век сам провинился перед какими-то верхов¬ными существами, которые так жестоко кара¬ют его? Выходит, лучше быть с ними в дружбе, ублажать и почитать их.
       Бытие древних славян было тесно связа¬но с природой. Порой беспомощные перед нею, они поклонялись ей, молились о приюте, уро¬жае и удачной охоте, о самой жизни. Они как бы одушевляли дерево и реку, солнце и ветер, птицу и молнию. Они примечали закономер¬ности природных явлений и приписывали их доброй или злой воле таинственных сил.
       Не случайно известные ученые утвержда¬ли, что славянское язычество — это обожествление стихий. Стремясь дать объяснения яв¬лениям природы или жизни своего рода, пле¬мени, предки породили множество мифичес¬ких существ, божеств, похожих своими стрем¬лениями и поступками на самих людей. Их дела не противоречат здравому смыслу, среди них тоже происходит борьба добра и зла, света и тьмы. И к тому же они не недоступные не¬божители, а находятся здесь же, рядом.
       Замечательный собиратель русских на¬родных сказок А. Афанасьев утверждает, что народная фантазия создавала мифические об¬разы не иначе как на основании сходства и аналогии их с действительными явлениями жизни человека. У многих «верховных» божеств были собственные имена: Перун, Сварог, Дажьбог, Велес, Мокошь, Стрибог. Другие, рангом пониже, составляли огромную армию домовых, леших, берегинь, русалок, фантастических зве¬рей и птиц. И все они, как и сама природа, могли быть настроены то дружелюбно, то враждебно к человеку.
       Вообще, боги язычества олицетворяли стихии природы: древнегреческий Зевс, древнеримский Юпитер, индийский Индра, кельтский Таранас, скандинавский Тор, балтийский Перкунас, славянский Перун – громовержцы, боги неба; древнегреческий Гелиос, древнеримский Фаэтон, египетский Амон-Ра, славянский Ярило – боги солнца, древнегреческий Посейдон, древнеримский Нептун, индийский Варуна – боги вод и т.п.
       Наряду с ними почитались низшие демоны, духи лесов, источников – сатиры, нимфы, дриады, лешие, водяные, русалки. Суть языческих культов – магическое воздействие на природу. Циклы постоянного возрождения природы, биологической и хозяйственной жизни коллектива (семьи, рода, общины) в представлении язычников были взаимосвязаны. Поэтому «календарные» сельскохозяйственные праздники включали также «семейные» торжества – свадебные обряды, пиршества. Языческие (античные и другие) культы сменялись так называемыми мировыми религиями (христианством, исламом, буддизмом)».
       Да, язычество, как и всё в этом мире, прошло долгий путь развития. Вот что пишет о нём В.В. Курляндский в своей книге «Тайны жрецов»: «Оно было естественным образом жизни не мыслящего себя вне живой среды первобытного человека, сводом норм поведения и законов ещё не противопоставивших себя природе древних цивилизаций, религиозным мировоззрением, регулирующим бытие и сознание народов, начинающих осознавать свою самобытность и одновременно принадлежность к единому человеческому сообществу. И, наконец, затуманенное попытками быть объяснённым, переосмысленным и использованным для решения чисто человеческих проблем язычество стало жертвой кризиса несоответствия целям и направлениям развития человечества, хотя оно и являлось, по крайней мере на начальных этапах своего развития, не чем иным, как правильным пониманием природы и природы богов.
       И вот, две тысячи лет назад человечество вступило на путь отрицания язычества. Сегодня же человечество подошло к такому рубежу своего развития, когда становится необходимым отрицание отрицания язычества.
       Язычество необходимо людям для жизни на планете, а не для восстановления древних ритуалов и поклонений. Сегодня мы понимаем, что множество языческих богов, которым поклонялись и приносили жертвы наши праотцы, были неправильно идентифицированы с действительно влияющими на жизнь людей, животных и растений природными факторами. Но это не значит, что сам подход к отношению с окружающим миром ошибочен.
       Современная наука позволит понять объективные причины нарушений гармонии в природе, связанных в основном с влиянием человека. Наше «жертвоприношение» будет состоять …в научно обоснованном отказе от противоречащих природе человеческих желаний. Важно осознать смысл, понять цель развития человечества.
       До сегодняшнего дня люди искали богов или Бога на небе, где-то во Вселенной (утверждение, что Бог в каждом из нас, по сути тезиса не меняет). Не буду спорить, может быть, боги или Бог там есть. Например, в звёздах разбросанного в космическом пространстве созвездия Орион. Но языческие боги всё-таки родом с нашей планеты, ибо Земля – планета богов. Боги – показатель здоровья природы, критерий экологического благополучия. Строить жизнь так, чтобы языческие боги чувствовали себя на Земле как в раю, означает только одно – возрождение природы, в которой и человек будет ощущать себя богом.
       Языческий бог материализуется только в сложной биологической среде с большим числом находящихся в естественных условиях жизнедеятельности организмов, у каждого из которых есть природные враги, и от них организм пытается скрыться. Подобные, удовлетворяющие богов условия не всегда легко поддерживать даже на родной планете. Человеку далёкого будущего, как и нашим предкам, языческие боги будут нужны. Без них грибы, растения, животные, водоросли – аморфные создания, лишённые настоящей жизни. Зоопарк отличается от джунглей отсутствием богов. Это всегда заметно, и от этого никуда не уйти, ибо гибель богов – это катастрофа.
       В библейской истории об Адаме и Еве в тот момент, когда первые люди, поддавшись уговорам Змея, съели плоды дерева познания добра и зла, «и открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания» (Бытие, гл. 3, 7), на самом деле произошло «разоблачение» мимикрии, какое бывает в результате мутации и неадекватного поведения какого-то из участников биосистемы. Люди вечно бы «жили в раю», если бы не только «по образу», но и во всём соответствовали бы требованиям, предъявляемым им условиями гармонии.
       Поэтому следующий виток спирали развития вида homo sapiens начнётся с отрицания отрицания язычества, будет заключаться в накоплении позитивных изменений в отношениях человека и природы и завершится таким качественно новым состоянием живой материи, что её мыслящая часть – человечество – будет называться человечеством разумным».
       А теперь определимся с тем, что же такое русское язычество и с чем его едят? Русское или восточнославянское язычество – это политеистические религиозные верования восточных славян, открыто существовавшие до Крещения Руси в 988 году, а скрытно – до XVII века, а в отдалённых, глухих местах необъятной России – аж до XIX века. Это ещё что, вот когда христианство начало распространяться в Германии и Скандинавии, наблюдалось массовое бегство скандинавов, закончившееся колонизацией Исландии, или Снежной земли, как называли этот остров исследователи в середине IX столетия. Там, «на краю полярного круга» викинги образовали свои небольшие независимые княжества, или республики, неподвластные христианским священникам. Они с презрением относились к континентальным королям, вводившим у себя новомодные обычаи. Исландские скандинавы в течение аж более пяти столетий хранили чистую языческую веру своих предков. Также и норвежские хроники, как и некоторые свидетельства английской истории, свидетельствуют, до какой степени фальшиво многие из поклонников Одина ещё в XI веке относились к принятому ими христианству. Несмотря на крещение, они все же продолжали придерживаться прежних языческих понятий. Даже Гарольд, сын Канута (Кнуда) Великого, жил и царствовал как человек, «отверженный от христианской веры», потому что он оказался не в состоянии добиться помазания на цар¬ство от кентерберийского епископа, принявшего сто¬рону его брата, Гардиканута. На скандинавской части европейского континента священники часто вынуждены были смотреть сквозь пальцы на многие беззакония, например, на многоженство и тому подобное. Если даже они принимали христианство, то, тем не менее, не могли отрешиться от всех своих суеверий. Незадолго до царствования английского короля Эдуарда Исповедника, Канут (Кнуд) Великий издал множество законов против кол¬довства и ворожбы, поклонения камням, ручьям и против песен, которыми величали духов мертвых; эти законы предназначались для датских новообращенных, так как англо-саксы, обращенные уже несколько ве¬ков тому назад, душой и телом принадлежали христи¬анству. Но вернёмся в Россию. Постепенно древняя культура славян вытиснилась новыми традициями; магия и практическое волшебство потеряли свой авторитет и уш¬ли в область преданий и мифов. Носителей тайных знаний объявляли колдунами, продавшими душу дьяволу, и скрытность магов и волшебников сыграла с ними злую шутку — если раньше их боялись и уважали, то теперь живущего в лесах или пещере отшельника стали бояться и ненавидеть. Люди, прежде видевшие в колдуне непре¬рекаемый авторитет, стали приписывать ему массу неве¬роятных и жутких качеств. Со временем вместе с волхва¬ми и друидами исчезали и знания и обряды, оставаясь в быту только в виде осколков ритуала, лишенных прежне¬го смысла (таков обычай плевать трижды через левое плечо или класть в башмак монетку «на счастье»). Руси в этом смысле повезло больше, чем любому европейскому государству. Христианство, пришедшее на Русь в XI—XII вв., еще долгое время после того, как стало официальной религией, не затрагивало Северную Русь, где сохранились многие языческие традиции.
В летописях отмечается власть волхвов над народны¬ми массами. Сподвижник Ивана Грозного, митрополит Макарий, писал:
«Молятся по скверным своим мольбищам древесом и каменью... Жертву и питья жрут и пиют мерзким бесом... и мертвых своих они кладут в селех по курганом и по коломищем... а к церквам на погос¬ты тех своих умерших они не возят схраняти».
       Вместе с языческим мировоззрением долгое время сохранялась практически без изменений и бытовая ма¬гия. Современная археология и антропология располага¬ют большим количеством материала о нравах, обычаях, одежде древних славян. Данные науки подчеркивают, что талисманы, амуле¬ты и обереги занимали очень большое место в жизни на¬ших предков. Защита стада, жилища обеспечивалась са¬мыми разными оберегами. В языческий праздник Ивана Купалы, когда по преданию цветет папоротник и рас¬крываются клады, люди собирали разрыв-траву, спрыг-траву, замочную траву. Знание трав имело большое зна¬чение в поисках клада, ведь зарытый клад был заговорен; в спрятанные сокровища закладывали специальный обе¬рег, который клад охранял. Таким оберегом мог быть за¬крытый замок с оставленным в нем ключом. Если специ¬альной травой не «открыть» такой замок, клад никогда не «выйдет», не откроется кладоискателю.
       Наибольшее разнообразие оберегов известно в захо¬ронениях X—XV вв. Судя по археологическим находкам, в то далекое время один человек носил до тридцати (!) оберегов разных типов. Это и неудивительно — пре¬жде чем искать клады, следовало обеспечить здоровье и защитить человека от болезней и козней злых духов. Но¬симые на теле и одежде обереги попадали и в захороне¬ния. Благодаря ученым-археологам мы можем составить исчерпывающую картину употребления оберегов и того значения, которое придавали им древние славяне. Каж¬дая деталь наряда, от головного убора до обуви, имела отношение к миру природы, иллюстрировала космогони¬ческие представления наших предков. Так, например, известно, что обереги входили составным элементом в традиционную одежду славян, выполняя одновременно роль украшения и магического амулета. А в наше время идёт активный процесс возрождения русского язычества, бывшего самобытным и до наших дней, к сожалению, эта самобытность полностью не дошла. А ведь язычество было первоосновой всей культуры славян – наших предков, во многом определяло их жизнь, даже русское православие, пришедшее к нему на смену, многое позаимствовало у язычества. Например, многие языческие боги стали христианскими святыми (Перун обратился в Илью-пророка и т.д.). По всей видимости, именно поэтому сейчас язычество уже стало богатой, мощной и яркой субкультурой, а с такой позиции и до культуры недалеко.
       Но обратимся к концепции русского язычества. Его мировоззрение не предполагает дробления мира, отрыва от реальности в любые абстракции. Мир рассматривается как единое целое, как любят сейчас говорить, в «целостной картине мира». Русский язычник должен видеть изначальные, глубинные и концептуальные причинно-следственные связи и природу всех вещей. Именно поэтому, но не только русское язычество и самобытно и не похоже ни на одно другое язычество мира (и даже Европы), его смысловая концепция воистину уникальна. Если греческое, римское, кельтское и скандинавское несколько похожи друг на друга (особенно первые два), то восточнославянские или русские язычество и мифология вполне самостоятельны, своеобразны и не похожи на языческие религии и Запада, и Востока. Оно, например, не генотеистично, как перечисленные выше четыре языческие религии, то есть у него, в отличие от тех четырёх, нет главного бога в системе политеизма, т.е. среди многочисленных других, подчиняющихся ему, богов (ну, там, Зевса, Юпитера, Одина и др.). Все восточнославянские боги равны между собой, все они сыновья и дочери Сварога – бога-прародителя, пребывающего в Космосе и почти не вмешивающегося в земные дела.
       А теперь немного российской истории. Как свидетельствуют письменные источники середины XVII века, русский народ, наряду с соблюдением христианских обрядов, не забывал и веры своих предков. Священники посылали царю Алексею Михайловичу Романову челобитные о том, что «смерды приносят жертвы идолищам поганым», «проводят срамные обряды» и т.д. А что оставалось делать крестьянам, не имевшим защиты ни от светских властей, ни от церковных, простому народу, у которого нет ни власти, ни денег, ни голоса. Но это вовсе не значило, что народ можно было вот так … У него всегда остаётся последнее слово, хотя бы выраженное в обращении к языческой вере. На самом деле давно доказано, что падение духовности происходит во время политической и экономической нестабильности. Так было в России тогда, в середине XVII века, так это и сейчас – в самом начале XXI века.
       Но в XVII веке не только политическая и экономическая ситуация в государстве послужили стимулом возрождения язычества. На самом-то деле простой народ никогда не забывал веры предков. Считалось, «наши прадеды жили честно, то и вера их не погана», поэтому нет-нет, а посещали люди святилища старых богов, думая, что таким образом помогают своим пращурам. Конечно, во времена невзгод такие посещения становились более частыми. Русичи прибегали к помощи предков, словно дети, которые ищут утешения у родителей… у родителей, которые до принятия христианства обладали яркой, самобытной культурой с собственным мировосприятием и космогонией. И письменность у них была, именуемая глаголицей. В конце XX века при раскопках была найдена «Велесова книга», написанная именно глаголицей. Естественно, что подвижники языческой культуры, то бишь жрецы или волхвы, сохранили древние сакральные знания, и в середине XVII века они были не только носителями остатков древней славянской мудрости, но и хранителями культуры.
       Как же ситуация с возрождением языческой культуры в России обстоит сейчас? А для того, чтобы это узнать, сначала рассмотрим социальные группы людей, которые придерживаются и пропагандируют языческие верования. Конечно, жрецов или волхвов уже давно не осталось, и нет в живых, т.е. они не дожили до наших дней, так что в число, будем их так называть, неоязычников входят представители следующих социальных групп:
       - многие подростки и молодёжь: старшеклассники студенты и люмпены (те, кто нигде не учится, не работает и не служит в армии, например, к таковым могут принадлежать, ролевики, скинхеды, неформалы и т.п.);
       - часть интеллигенции (те, кто действительно или из популизма принял язычество);
       - представители других социальных групп, являющиеся членами радикальных правых и левых партий.
       И все они нередко нарушают постулаты язычества, так соблюдаемые их и нашими предками. Например, положение о том, что языческое мировоззрение не предполагает отрыва от реальности в любые абстракции. Вы что же думаете, что ролевик-неоязычник не занимается на своих «хоббитских игрищах» эскапизмом или отрывом от реальности?! Ещё как – он только это там и делает! Ведь недаром, сейчас славянские мифы, так любимые ролевиками, ставятся в ряд славянского фэнтези и причисляются к нему (но это, по-моему, вполне оправдано, ибо, откуда выросла вся фантастика «меча и колдовства», если не из тех самых языческих мифов, созданных далёкими предками и к нашему веку основательно подзабытых). Или, что лидеры и члены радикальных партий и группировок, обещающие после своего прихода к власти молочные реки да кисельные берега, тоже не эскапируют?! Ага, да они, придя к власти, просто утопят страну по колено в крови! Ну, а интеллигенция мечется между ними, не зная кого слушать, а значит, тоже уходит от реальности. Кроме того, большинство неоязычников перенимают лишь внешнюю сторону язычества, абсолютно забывая о его глубоком внутреннем смысле и содержании. Конечно, а как же ещё, если теперь быть язычником стало модным! И это, естественно, нехорошо.
       В последние годы в русском язычестве наметилась новая тенденция. Большинство языческих знаний систематизировалось в радноверие, которым можно продолжить синонимический ряд: «язычество», «неоязычество». Радноверие – это новая ступень в развитии русского язычество. И это, естественно, хорошо, ведь языческая вера славян издревле именовалась ведославием, а также праведной верой, ибо славяне ведали Правду, знали Пра-Веды, священные предания об истоке ведической веры, бывшей первой верой всех народов планеты Земля, а кроме того, славяне чтили Правь и следовали Стезёй Прави. Великое духовное наследие Руси Ведической или Ведославной по праву можно поставить рядом с живой ведической традицией стран Востока. И осознание важности славянских ведических традиций, древних литературы, искусства возвращается в современную жизнь в мире, и прежде всего во многих славянских странах. Если с помощью радноверия немного поддержать ещё теплящийся огонёк славянской ведической традиции, то миру явится всё великое многообразие нашей древней культуры – не только литература, но также военное искусство и народная медицина, и музыка, и древнерусская живопись, и зодчество, и ремёсла, ибо всё это живо и ныне. И я уверен, что русское ведославие именно обогатит сокровищницу мировой духовной мысли.
       Считаю, что на веру наших пращуров должны обращать внимание люди самых разных (в лучшем случае, всех) социальных групп, а не только перечисленных выше трёх (кстати, не самых лучших). Глядишь, тогда окончательно и возродится русское язычество во всей его красе. А интересующимся и заинтересовавшимися ими после прочтения этой моей статьи славянскими языческими мифами я рекомендую прочесть следующие девять книг:
1. Воротников А. «История и религия»;
2. Семёнова М. «Поединок со Змеем»;
3. Шишкина И. «Русский Нострадамус»;
4. Шишкина Е. «Энциклопедия потусторонней жизни»;
5. Курляндский В. «Тайны жрецов»;
6. Мюррей А. «Кто есть кто в мифах и легендах»;
7. Могила О.А., Чумаков С.В. «Я познаю мир: Детская энциклопедия. Европа и Азия: скандинавские, германские и славянские страны, Индия, Китай, Япония»;
8.Белов А.И. «Путь ариев. В поисках прародины»;
9. Белов А.И. «Велес – бог русов»;
10. Асов А.И. «Боги славян и рождение Руси»;
11.Лесной С. «Откуда ты, Русь?»;
12.Петрухин. В.я. Славяне;
13.Зимина Е.А. Домовые. Как поладить с домашними духами;
14.Бубличенко М.М. Эзотерический словарь от А до Я.


Рецензии
Название содержит паралогизм. Язычество не может возрождаться, если оно не исчезало. Многобожие и идолопоклонство как было, так и есть. И будет до гибели этого мира.

Денис Фоменко   10.06.2023 08:39     Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.