Суздальские огурцы

 Там белые церкви и звонкий, светящийся лед,
 Над городом древним – алмазные русские ночи,
 И серп поднебесный желтее, чем липовый мед.
 Там вьюги сухие взлетают с заречных полей,
 И люди, как ангелы, Божьему празднику рады,
 Прибрали светлицу, зажгли у киота лампады,
 И книга благая лежит на дубовом столе…

Когда я читаю эти строки Анны Ахматовой, сразу вспоминаю Суздаль, каким увидела его в марте – среди сверкающих снежных развалов и первых робких луж. Оторванный от мира город без железной дороги, почти без транспорта. Да и не нужен там транспорт – на девяти квадратных километрах. Но на этой площади разместились три десятка церквей, почти два десятка колоколен и еще пять монастырей, из которых три – действующие. В Суздале нет уголка, откуда не блестел бы на солнце купол, не светились бы белокаменные стены. Удивительно щедры были суздальские купцы – не жалели денег на постройку храмов. Кто знает, что это было: набожность, желание оставить о себе память в веках или просто стремление ни в чем не уступить соседу?

Современные обитатели Суздаля живут за счет туризма. Есть у них медоваренный заводик – медовуху и сбитень можно попробовать в любой кафешке. Но основное занятие горожан – народные промыслы. Именно народные, потому что лотки с валенками, зеркальцами в берестяной оправе, можжевеловыми подставками под тарелки, шкатулками, резными расческами, плетеными бумажниками и прочим добром можно найти на каждом углу.

Однако, несмотря на очевидную бедность, в глазах у всех местных – совершенно благостное спокойствие. Им некуда спешить. Стоят они со своими лотками, не навязываясь любопытным туристам. Невольно – как противоположность – вспоминаются южные базары с их настырными зазывалами.

В Суздале потрясающая, удивительная атмосфера – покоя, уюта, доброты. Отсутствует уже ставший привычным городской шум, зато каждый час в бывшем мужском Спасо-Евфимиевском монастыре раздаются перезвоны колоколов. Это колокольные концерты двух мастеров-звонарей.

Возведенный в XVI-XVII веках, этот монастырь многократно превосходит суздальский Кремль и красотой, и размерами, и мощью. Но гордое величие монастыря обернулось злом. Его стали использовать как тюрьму. Еще во времена Екатерины II здесь было учреждено арестантское отделение. В 1923 году – изолятор для перевоспитания политически неблагонадежных, в 1940-1946 гг. – фильтрационный лагерь для военных. В нем находились интернированные офицеры чешского легиона бывшей польской армии, советские офицеры, побывавшие в плену или в окружении, итальянские солдаты и офицеры. Позднее – немецкие военнопленные армии Паулюса и даже сам фельдмаршал. А после войны на территории монастыря разместились трудовые и воспитательные колонии для несовершеннолетних.

Сейчас от монастырских тюрем остались лишь воспоминания. И, видимо, так сильна светлая сила этого места, что не арестантские колонны видятся здесь, а древнее, полусказочное прошлое. Не зря же гениальный Тарковский снимал у стен монастыря часть сцен своего фильма “Андрей Рублев”.

А в еще один суздальский монастырь – Покровский – в прошлом часто ссылали неугодных жен. Среди его монахинь были первая жена Ивана III Соломония Сабурова, одна из жен Ивана Грозного, жена Петра I Евдокия Лопухина...

Город Вязники гордится своими вишнями. Суздаль – огурцами. И гордится настолько, что называет себя “огуречной столицей России”. Говорят, на летнем празднике Суздальского огурца можно попробовать и варенье из огурцов, и пирожки с огурцами, и прочие вкусности.
 
Однако богатые урожаи этих мест – не случайность. Неправильный треугольник, образованный Суздалем, Вязниками и Владимиром, - плодородный островок посреди скудного Нечерноземья. Каким чудом он возник – еще одна тайна древней Владимирской земли.

Такой он, Суздаль – простой и многогранный, открытый и загадочный. Маленькая, но яркая звездочка во вселенной России.

…А книга и в самом деле лежит – большая, увесистая Библия на дубовом столе в Крестовой палате* суздальского Кремля.


*Крестовая палата – парадная зала для архиерейского обихода XVII-XVIII вв. Здесь зачитывались указы, рассматривались челобитные, давались благословения, в праздничные дни подавались угощения, меды и вина.


Рецензии
Привет, Катя!

Пишу рецензию не сразу после того как прочитал, но у меня так почти всегда. Надо прочувствовать. Здорово, как и всё у тебя, но по сравнению с двумя другими миниатюрами этого цикла - немного иначе. Более объективно, что ли... Ты везде присутствуешь сама - это замечательно. Но там у тебя вся история ближе связана с судьбами конкретных людей: либо знакомых, либо уже исторических, которые однако воспринимаются как знакомые. А тут герой - сам город. Мне кажется, так и надо продолжать - чередуя более «личные» заметки с более «общими», в такой же пропорции.

Варенье из огурцов? Охотно верю. Варенье из кабачков пробовал. Кабачки там как наполнитель, с более ядрёными добавками: лимоном, ревенём или клюквой. Попробуй-ка варенье из одного лимона... Бррр! Глаза могут вылезти только от мысли. А с кабачком - очень даже приятный вкус. Наверное, можно в этом качестве использовать и огурец.

Вот некоторые моменты, к которым хотелось бы придраться. В стихотворении Анны Ахматовой мне не приглянулась строка: «И люди, как ангелы, большому празднику рады...» Слишком явно она выбивается из ритма; мне показалось, что должно быть: «...Божьему празднику рады...» Пошарил в интернете - действительно, нашёл такой вариант:
http://www.akhmatova.ru/poetry/anno/i/bezhetsk.html
Мне кажется, если ты из какого-то источника взяла «большому», то там опечатка.

«Но на этой площади – три десятка церквей, почти два – колоколен и еще пять монастырей, из которых три – действующие». Я, конечно, зануда ;) но, на мой взгляд, три тире в одном недлинном предложении – многовато. На слове, которое идёт после тире, всегда хочется сделать логическое ударение, и если их слишком много, то фраза дробится. Я бы вместо второго тире вставил ещё один «десяток»: «Но на этой площади – три десятка церквей, почти два десятка колоколен и еще пять монастырей, из которых три – действующие». Звучит как вполне уместный риторический повтор, и всё предложение становится более цельным и наполенным, что ли... Решать, конечно, тебе. Я просто говорю, как мне кажется.

«Кто знает, что это было – набожность, желание оставить о себе память в веках или просто стремление ни в чем не уступить соседу?» А здесь мне хочется видеть вместо тире двоеточие. Да по-моему, и правила о том же говорят... Хотя не буду утверждать насчёт правил, больше полагаюсь на интуицию.

Вот... На самом деле, это всё - мелочи. Понравилось очень и очень.

Саша.

Александр Братович   23.07.2006 01:04     Заявить о нарушении
Спасибо за замечания, Саша! Все по делу. В стихотворении действительно было "Божьему". Так что это не в источнике опечатка, а у меня. И первая фраза, которая вызвала сомнения, мне самой не слишком нравилась, непонятная она получилась. Хотела переделать, но потом забыла, да так и отправила. Я подумаю, как исправить, может, возьму твой вариант.
А двоеточия я почему-то не люблю, тире больше по нраву. :) Но ставлю двоеточие.

Катя.

Екатерина Пушкина   23.07.2006 15:14   Заявить о нарушении