C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Виктор Пелевин. Оборотни и верволки

«Проблема верволка в средней полосе»
«Священная книга оборотня»
(рецензии)

Однажды Саша проснулся, и ему зачем-то очень захотелось увидеть фотографию волка. Он искал ее по всем книгам. Что-то хотел проверить… А потом забыл что. Но зато увидел в детской энциклопедии фотографию с очень красивым деревенским видом. Внизу стояла подпись – деревня Коньково, главная усадьба колхоза-миллионера.
Саше почему-то очень захотелось посетить это место. В воображении его он ссаживался с плоскодонного речного теплоходика, доходил до деревни и видел сидящих на завалинках выживших из ума старух и тихо играющих в шахматы бритых стариков. В общем, Тверской бульвар, только заросший подсолнухом и с мычащими вдалеке коровами.
Действительность оказалась намного проще и недружелюбнее. Саша проклял татарское слово «колхоз» и американское – «миллионер», убедившись до чего разным может быть на фотографии и в жизни один и тот же вид.
Начинало темнеть. До электрички его отказались везти все проходящие машины. Решившись идти пешком, Саша заблудился в лесу и оказался свидетелем необычной сцены.
На большой ночной поляне стояло в беспорядке штук шесть машин и горел небольшой костерок, вокруг которого стояли люди разного возраста и по разному одетые, некоторые с бутербродами и с бутылками в руках.
У костра стоял военный. Его все обходили стороной, и он иногда поднимал руки к луне. Несколько человек были в костюмах с галстуками, будто приехали не в лес, а на работу. Все это дополнялось завываниями хриплых мрачных труб, доносившимися из магнитофона и воткнутым в центре поляны деревянным шестом с насаженным на него волчьим черепом.
- Эй, - сказал сзади тихий голос.
Саша похолодел. Он медленно обернулся и увидел девочку в спортивном костюме с адидасовской лилией на груди.
Лена, так звали девочку, быстро выяснив историю появления Саши, порекомендовала ему идти к костру и сказать, что он услышал зов.
Новенькому дали заполнить анкету, накормили бутербродами, а потом он сделал глоток эликсира. Резкий растительный запах усилился и заполнил Сашину пустую голову – как будто она была воздушным шариком. Его неудержимо понесло вверх, пока он не лопнул, направившись к земле. Оказавшись на твердой поверхности, Саша широко махнул хвостом, поднялся с брюха на лапы и тихо завыл. Он превратился в волка.
А дальше события стали развиваться со скоростью бега волка. В конечном итоге Саша стал полноправным членом стаи, победив некого Николая Петровича, опустившегося до шатания с местными собаками по деревенским помойкам.

Так впервые в «Проблеме верволка» у Пелевина появляется Александр, который быстро пошел вверх по служебной лестнице, и в «Священной книге оборотня» мы его уже находим в звании генерала ФСБ.

Но «Книга оборотня» посвящена не только ему, а еще А Хули – лисе (хули – по-китайски), которая никак не может найти путь превращения в Небесную лису, хотя, учитывая ее возраст – минимум 1200 лет – это должно было случиться несколько сотен лет назад.
Лисы-оборотни поддерживают свои жизненные силы за счет сексуальной энергии мужчин, поэтому А Хули зарабатывает себе на жизнь проституцией в московских международных гостиницах. Впрочем, избегая самого полового акта и просто наводя морок на своих клиентов.
В романе имеется образное описание воздействия лисы на человека, которое оставил граф де Шермандуа будучи женатым на И Хули.

«Не могу сказать, что она была особенно хороша собой. Когда мне доводилось увидеть ее после долгой разлуки, я поражался, как могло это маленькое сухое существо со злыми глазами сделаться для меня всем — любовью, жизнью, смертью, спасением души. Но стоило ей поймать мой взгляд, и все менялось. Сначала в ее зеленых глазах появлялось как бы испуганное сомнение в том, что она любима. То, что любить ее не за что, было в эту минуту очевидно, и каждый раз я испытывал волну жалости, переходящей в нежность. А она впитывала эти чувства, как губка вино, и сразу же расцветала мучительной, сводящей с ума красотой. Короткий обмен взглядами менял все. За минуту до него я не понимал, каким образом могла эта некрасивая, в сущности, женщина увлечь меня, а после — не мог взять в толк, как можно было хоть на минуту усомниться в волшебной силе ее черт. И чем дольше я глядел в ее глаза, тем сильнее делалось это чувство, доводя меня до исступления, до физической боли — словно она просовывала кинжал в щель стены, за которой я хотел спрятаться, и несколькими движениями лезвия расшатывала кладку до такой степени, что стена рушилась, и я вновь стоял перед ней нагой и беззащитный, как ребенок. Я изучил эту метаморфозу в совершенстве, но так и не научился понимать природу огня, спалившего дотла всю мою душу».

Неприятности у А Хули начались, когда она с одним клиентом потеряла контроль над собой и тот, увидев все происходящее в истинном свете, выбросился из окна. А другой – заснял все происходящее на пленку.
Это и послужило поводом для встречи главных героев романа – А Хули и Александра.
«На пороге стоял высокий молодой человек в темном плаще с поднятым воротом. Он был небрит, хмур и очень хорош собой — это я отметила без всякой личной вовлеченности, холодным взглядом художницы».
И этот молодой человек, купив Аделии (псевдоним А Хули) пару колец за 23 000 $, уезжает на два дня на север.

Вторая встреча с Александром произошла в пентхаусе его конторы. После весьма интересного разговора о дискурсе современной сказки лиса решила воспользоваться своим безотказным средством – внушением хвостом, но дальше произошло непредсказуемое:
«Пошатнувшись, он издал ужасный воющий звук и буквально вывалился наружу из собственного тела — словно оно было бутоном, за несколько секунд раскрывшимся в жуткий лохматый цветок. Как выяснилось, человек по имени Александр был просто рисунком на двери в потустороннее. Теперь эта дверь распахнулась, и наружу вырвался тот, кто уже долгое время следил за мной сквозь замочную скважину.
Передо мной стоял монстр, нечто среднее между человеком и волком, с оскаленной пастью и пронзительными желтыми глазами»

Следующие страницы посвящены развитию отношений А Хули и Александра на фоне реалий российской действительности, и, помимо всего прочего, включают прекрасную лекцию лорда Крикета о природе оборотней и описание добывания нефти с помощью черепа Крошечки-Хаврошечки.
Впрочем, они очень быстро поняли, что переплетение их хвостов дает гораздо более сильные переживания, чем обычный контактный секс. И так бы продолжалось до бесконечности, если бы к А Хули впервые за тысячелетие ее жизни не пришла любовь, что, как в известной сказке про красавицу и чудовище, расколдовало принца. Только принц оказался не совсем таким, как представлялось. В результате чего пришлось скрываться, но А Хули наконец-то поняла как стать Небесной лисой – Сверхоборотнем. Нашла ключ к Радужному Потоку.

В качестве заключения.
К «Священной книге оборотня» Пелевина прикладывается диск, на котором записаны музыкальные произведения, упомянутые в тексте и содержащиеся в формате MP3 на компьютере А Хули.
11 треков создают музыкальное пространство романа - от китайской музыки через испанцев к православному церковному пению.
Знакомые переводчики с трудом, но осилили два испанских текста, присутствующих на этом диске.
Начнем с последнего саундтрека – «Пацан Лас Диас», как назвал Александр «Y asi pasan los dias y yo desesperando…» из фильма «Любовное настроение» Вонга Карвая.

Каждый раз, когда я тебя спрашиваю,
Когда, как и где?
Ты мне отвечаешь –
Может быть, может быть, может быть.

И так проходят дни (Пацан Лас Диас)
Я потерял уже всякую надежду,
И ты, ты отвечаешь –
Может быть, может быть, может быть.

Ты теряешь время
Думая, думая.
Не получая то, что ты хотела бы больше всего.
До каких пор? До каких пор? (ты будешь думать)

И так проходят дни (Пацан Лас Диас)
Я потерял уже всякую надежду,
И ты, ты отвечаешь –
Может быть, может быть, может быть.

«Песенка портфельных инвесторов» на самом деле является песней мексиканских (?) коммунистов с весьма туманными образами.
Она называется «Имя». При этом употреблен неопределенный артикль, и точный перевод будет – любое имя, неопределенное имя.
Ниже приводим текст, который удалось хоть как-то идентифицировать под этой грудой метафор.

Когда речь идет о стоимости жизни,
О благородной жизни, чистой и светлой,
Без героического мотива –
Мы бы сказали:
Кто на это способен? (Кто бы это смог вынести?).

Если бы речь пошла о свете, который обожаем.
Чья бессмертная сила – это светлая ночь,
Которая длится до тех пор, пока не дотронется до новой зари –
Мы бы сказали:
Кто на это способен? (Кто бы это смог вынести?).
.......

Когда речь идет о бездонном обладании,
Об идеальной борьбе, которая никогда не заканчивается,
Для того, чтобы добыть хлеб всего мира –
Мы бы сказали:
Кто на это способен? (Кто бы это смог вынести?).

Когда речь идет о лучшем латинском будущем,
О голосе, который зазвучит при штурме,
Но не произнесет любимое имя –
Мы бы сказали:
Кто способен поднять такой голос?

Странные, однако, ассоциации у Виктора Олеговича.

P.S. Особо рекомендуется прочитать «Священную книгу оборотня» женщинам. В этой книге содержится столько размышлений о женской красоте и влиянии ее на мужчин, что роман можно считать прямым руководством к действию. :)

PP.SS. Перед прочтением рекомендуется также заглянуть в:
«Лисы-оборотни»
http://www.proza.ru/2006/05/02-23
«Развеянные чары»
http://www.proza.ru/2006/05/02-25
«Всенародный культ Пиз...ца»
http://www.proza.ru/2006/06/01-09


Рецензии
Уважаемый господин Манфельд!
Являясь, как Вы понимаете из предыдущих обменов любезностями, Вашим принципиальным идейным противником во взглядах на литературу, после вынужденного тайм-аута считаю своим долгом известить:
- Я имею честь напасть на Вас.
- Мои рецензии по Вашему «Пелевинскому циклу» обещают быть крайне негативными.
- Суть моих возражений будет сконцентрирована не на их отдельных просчетах и недостатках (которые уже отмечены Вашими предыдущими оппонентами), а на стойком убеждении, что человек, ТАК воспринимающий литературу вообще и знаковую для нынешнего времени прозу В.Пелевина в частности, не по праву занимает на Национальном Сервере Современной Прозы место уполномоченного критика.
- Я обязуюсь вести дискуссию один на один, не прибегая к помощи Иоланды (поверьте на слово), не выводить ее за рамки обсуждаемых статьей, воздерживаться от непарламентских выражений, поиска ошибок в орфографии коммента и прочих оскорбительных выпадов.

Всвязи с вышесказанным, я с пониманием отнесусь к такому решению, как внесение Вами ИЮ и БС в черный список с последующим (или без оного) аргументированным критическим разгромом любого из представленных на нашей страницке произведений посредством Вашего второго воплощения на сайте – Словесной Визуализации - если оно окажется на это способно, и восприму это как подписание Пакта о взаимном нейтралитете.
Блокировка же на любом этапе после начала дискуссии будет расценена мною как признание Вами поражения с последующим возникновением за мной права требования репараций и контрибуций.
Можете счесть это моим ультиматумом.
Его срок – 48 часов с момента прочтения, которым я сочту публикацию Вами любого комментария/рецензии на сайте Проза.ру.

«Когда начну – не скажу»

Типа весь такой из себя,
Борис Сенькин

Иоланда Юрьева и Борис Сенькин   04.10.2006 18:59     Заявить о нарушении
Уважаемый господин Сенькин!

Ваш пост – можно сказать – прямо бальзам на мою душу.
Сразу же вспомнилось давнишнее интервью директора телекомпании «НТВ».
Компания работала. Все шло своим чередом. И стало ему скучно от всего этого настолько, что хотел уже новую работу подыскивать. А тут – бульдозером снесли ледяную скульптуру с логотипом, прокуратура возбудила дело по статье – «Оскорбление чести и достоинства президента» (за «Куклы»). И сразу жизнь интересная стала, и уходить никуда не надо.
Так и у меня. Сижу на своей страничке, аки дракон на горе, и все жду, кто же со мной на битву пожалует. Уж совсем, грешным делом, подумал богатыри извелися, что жару моего критического вынести могут. Ан, нет, «жив еще курилка».
Только что ж вы Иоланду обижаете? Чай ей тоже славы победителя «уполномоченного критика Национального Сервера Современной Прозы» хочется. Но – дело семейное. Разберетесь, думаю.

А по сему, вызов ваш принимаю и в черед свой торжественно обещаю на личности не переходить и на орфографических ошибках внимание не заострять (даже в моем псевдониме). А на комменты отвечать по мере возможности быстро и по существу.
Блокировками, смею уверить вас, не балуюсь. И меру сию крайнюю применяю исключительно к любителям экспрессивной фразеологии, среди коих вас не числю.

Время пошло!

С непременным уважением,

Алхел Манфелд   04.10.2006 21:15   Заявить о нарушении
Браво, Алхел!

Схватка еще не началась, а я бы уже дала 1:0 в Вашу пользу.
Спасибо за заботу, но дело в том, что я не рьяная поклонница творчества Пелевина. Если же вдруг «наши победят», то я как-нибудь найду способ убедить г-на Сенькина со мной поделиться. Славой в том числе.

Уходящая плести лавровый венок универсального размера,
Иоланда Юрьева

Иоланда Юрьева и Борис Сенькин   04.10.2006 23:01   Заявить о нарушении
Зрители в партере запаслись коробкой чипсов и ведром семечек.
Им предстояло насладиться фильмом-боевиком, где главные герои дуэлируют честно и бескомпромиссно, аки мушкетеры Александра нашего Дюма.

С интересом и уважением

Сергей Сложеникин   05.10.2006 03:18   Заявить о нарушении
Дама, плетущая лавровый венок!

Потрясающее зрелище, учитывая дефицит исходного материала и утрату еще несколько веков назад необходимых навыков.
Ради одного этого стоит начать эту дискуссию.

P.S. В особо творческие периоды я отращиваю буйную шевелюру, т.ч. просьба заложить возможность увеличение универсального размера на два базисных пункта. :)

Алхел Манфелд   05.10.2006 11:31   Заявить о нарушении
Как сушество зимнее, я не буду высказывать претензий. Да и к чему нам пустые споры. Мне понравилась рецензия, тем-более чтение этих произведений было бы для меня слишком болезненным.

Викториан Мур   08.10.2013 02:10   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.