Мир праху их! о катастрофе ту-154, рейс анапа-с. п

МИР ПРАХУ ИХ!

Ну вот... Август под занавес преподнес нам еще одну ужасную трагедию: гибель 22.08 авиалайнера Анапа-Питер.

Россия уже пережила очередной день траура – 24 августа. Но страшные в своей безысходности вопросы: КАК?? ПОЧЕМУ?? ЗА ЧТО??? – остаются, потому что пепел еще недавно бывших живыми "стучит в сердце" не только их родственников. Ибо: 170 душ! Из них - до сорока детей!! И в доли секунды весь этот сгусток жизни и техники превратился в размазанную по зелени большой украинской лощины груду искореженных обломков дюраля и "фрагментов тел"...

Конечно, "черные ящики" расшифруют, и телевидение, возможно, что-нибудь расскажет нам со временем о причинах (ЕСЛИ расскажет)... Но проклятые вопросы КАК? и ПОЧЕМУ? не отпускают.

Я обратился к своему брату, Сергею Золотареву, профессиональному летчику, за разъяснениями:
- Сереж! В чем причина, как думаешь?

И брат ответил, что, конечно, многое прояснится после расшифровки "ящиков", но для себя он чисто профессионально сделал некоторые выводы. Как смогу, непрофессионально, с возможными ошибками, но я, автор, все же рискну рассказать то, что услышал от брата.

Итак, ТУ-154-й Анапа-Питер 22 августа после 14-00(?) в районе Донецка уперся в огромный грозовой фронт. В этом случае у экипажа было две возможности: 1-я – уходить вниз и идти на вынужденную, благо, "запасных" аэропортов вдоль трассы обычно в достатке; 2-я возможность – можно было обойти грозу широким маневром, с переходом на другую трассу и, если горючки хватало, долететь до Питера, либо опять – на вынужденную.

  Но!

Дело в том, что в предварительном перелете Питер-Анапа тот же экипаж уже натыкался на тот же самый грозовой фронт и они его "перепрыгнули", набрав высоту в 12 тысяч. При возвращении в Питер, однако, экипажу наверняка сообщили, что грозовой фронт расширился, и высота его также увеличилась, на сей раз тысяч до 14-ти.

И тут, по мнению моего брата, сработала инерция мышления и вступил в свои права "человеческий фактор": наверняка экипаж и пассажиры спешили домой, где многих, отдохнувших, посвежевших, ждали дела и родственники. Таким образом, ВСЕ так или иначе были заинтересованы в скорейшем возвращении, а не в вынужденных посадках и многочасовом ожидании погоды. Возможно, экипаж (либо командир) решил: ничего, проскочим! "Туда" проскочили, а "обратно" – почему нет? И лайнер пополз к отметке 12 тыщ триста (если не ошибаюсь).

А на больших – тем более предельных! - высотах (Сергей, брат, сам не раз попадал в подобную ситуацию, потому знает, чтО говорит) самолет ведет себя примерно так: даже при полной мощности работы движков ему как бы "не хватает дыхалки", он не может набрать нужную скорость – и начинается "падение в колодец" (тем более, когда самолет перегружен! а это был, судя по всему, как раз тот случай). Словом, Земля "тянет" на себя многотонную махину уже сильнее, чем крылышки обеспечивают ей подъемную силу. И самолет сваливается в т.н. "горизонтальный штопор" (впрочем - нет: специалист подсказал, что понятия "горизонтальный штопор" в авиации не существует, есть понятие "паршютирование", т.е. падение самолета с высоты с "задранным" носом. На безобидный и спасительный парашют, впрочем, совсем не похоже, ибо падает многотонная махина. См. ниже комментарий одного из наших авторов, летчика Вадима Дикана. И в продолжение последнего замечания: мой брат, Сергей Золотарев, уточнил, что все-таки существует в авиации понятие "плоский штопор" - это когда самолет, потеряв управление, падает, вращаясь вокруг вертикальной оси, а также совершает движения, напоминающие падение сухого листа).

Аэродинамика у ТУ-154 неплохая, но с вышеуказанным "парашютированием" (или "плоским штопором") ТУ, как правило, справиться все-таки не может... До 22 августа, по словам моего брата, было уже несколько подобных случаев с ТУ – все с катастрофическим финалом. Только испытателям удавалось "погасить" плоский штопор у ТУ, да и то – лишь при наличии тормозного парашюта, коим серия гражданских ТУ не снабжается (не предусмотрено).

Итак, лайнер сорвался в указанный "штопор" ("парашютирование"), а находясь внутри грозового облака, возможно, еще и получил удар молнии (отсюда и пожар на борту), т.е., обстановка с управлением лайнера еще больше осложнилась.

Как рассказала комиссии одна из бабулек-свидетельниц, самолет перед встречей с Землей "вёл себя", как падающий осенний лист: его кидало из стороны в сторону. А поскольку вес такого "листочка" – десятки тонн, то и скорость должна быть соответствующей – для того, чтоб его "болтало" по сторонам. И вот на такой скорости – контакт с Землей... Комментарии, думается, излишни.

Теперь можно лишь гадать, чтО творилось в салоне лайнера в последние секунды перед встречей с Землей... Эти полные страха детские глаза, которые просто чего-то боялись, не зная, что несутся навстречу гибели; глаза взрослых, иные из которых, возможно, все еще надеялись, что "ситуация разрешится"; глаза экипажа, который наверняка уже знал, что лайнер живет последние секунды...

Быть может, какая-то из молодых семейных пар, обнявшись, шептала друг другу прощальные слова любви, и если ОН был из сильных мужчин, возможно, ОН говорил своей возлюбленной то, чтО он единственно мог сказать, чтобы "помочь" ЕЙ: "Ничего, Солнышко! Это – не больно: один миг – и нас не будет. Это не больно...".

Как бы там ни происходило, мы этого уже никогда не узнаем. Осталась лишь пронзительная боль в душах и сердцах прежде всего родственников, боль, которая если и утихнет, то нескоро, а возможно, и сведет иных из них до срока в могилу – как тО случилось после гибели 48-ми российских детей в небе над Германией 1 июля 2002-го.

И ничего – НИЧЕГО! – больше не остается нам, живущим, продолжающим жить, как сказать им всем – и "тем", и "этим", и всем недавним, "иркутским" и "южным", и всем прочим:

МИР ВАШЕМУ ПРАХУ!

Ибо мы не смогли уберечь вас, несмотря на все достижения нашей дОлбаной цивилизации...

26.08.2006


Рецензии
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.