Вера и сомнения... часть 2

Начало - http://proza.ru/2006/09/06-212


Итак, удерживать свое внимание на главной цели, это прежде всего, уметь правильно идентифицировать цель, чтобы правильно вести себя к ней. Кажется, что так просто - понять и следовать. На самом деле, при этой простоте многие путешественники, даже преодолев трудный путь, находили совсем не ту цель, какая виделась в начале пути. Обретение веры идет через сомнения. Путь к вере идет не по прямой, а по логарифмической спирали, согласуя свое развитие с законами Природы, с развитием Вселенной, в которой человек счастливо живет, лишь вписавшись в нее своим существом, воспринимая себя ее составной частью, причем гармоничной и неразделимой. В этом случае человек как бы «теряет» себя, обретая истину окружающего мира. Под этим состоянием обычно понимают восторг, самадхи, озарение, инспирацию. Это именно те состояния, которые приближают к цели. Слова бессильны выразить невыразимое.


Почему даже некоторые из великих Учителей, труды которых нам кажутся совершенными и прекрасными, все-таки на каком-то этапе своей жизни отказываются от своих воззрений? Мы опять попытаемся ответить на этот непростой вопрос обычными словами, которые не в силах отразить смысл и глубину происходящего. Человек знания превосходит сам себя, отказываясь от себя прежнего, и развивает в себе нечто совершенно новое, иной уровень сознания. Так примерно преображается гусеница в бабочку, и ни одна гусеница не воспримет бабочкино счастье или бабочкину высоту, ибо не в силах сделать нечто ранее назначенного срока. Да ведь и бабочка, даже вспомнив себя гусеницей, откажется от гусеничного счастья... Случается, что великий мыслитель в пору своей старости отказывается от своих идей, и нам понять его трудно. Мы меняем свои убеждения не по причине нашей слабости ума или потере веры, а, напротив, по причине безостановочного развития ума и утверждения более глубокой веры. Нет ничего плохого в изменении своей позиции, если она происходит в нужное время и в нужном «месте души». И в общественном сознании происходят изменения, культурные, моральные, идеологические, технические… И когда мудрого человека не могут понять, то стоит посмотреть, прежде всего, на свою возможность понимания, а не на его непонятливость для других… Когда берутся говорить о безумстве Ф. Ницше в последние годы его жизни, то говорят о своем непонимании его веры и его глубинного состояния. Да, для обычных людей он становится безумным…


Глубочайшая мудрость, - так Ницше сказал, -
В том, чтоб долгое время идти к исцеленью,
Всей душой проболеть и узнать, что леченье...
Это фаза здоровья, ведь мир этот мал...
Мир иной, что всецело меня захватил,
Это сердце мое... Это пламя светил!


БИОГРАФУ НИЦШЕ

Зачем судить о глубине, коль мелок сам?
Ах, вот что... Хочешь ты глубоким показаться!
Но перед кем же сможешь ты покрасоваться?
Пред мелководьем... на песке построишь храм...

Ах, добросовестный биограф! Ты о Ницше
Свободным слогом так свободно говоришь!
Однако тлеешь сам, а вовсе не горишь...
О бездне можно ль говорить? Прошу, потише!

Все книги Фридриха Ницше, в особенности «Так говорил Заратустра», полны глубочайшей любви к миру духа человеческого, но вместе с тем полны желания дарить свой взгляд людям. Дарить силой своего духа ради их победы над земной сущностью. Чтобы ни говорили о нем критики и исследователи, главное в творчестве Ницше - это магнетизм любви, скрытый в бездонном море мудрости. Вера в сверхчеловека.

А вспомните прекрасную сказку мудреца египтянина Зу-н-Нуна – «Когда меняются воды». Идет речь о фазовом переходе сознания человека.


КОГДА МЕНЯЮТСЯ ВОДЫ

- Настанет день, когда исчезнет вся вода...
 И ей на смену вдруг появится иная.
Да станут люди с той воды сходить с ума. -
Сказал так Хидр, Учитель суфиев, вздыхая.

Но лишь один всего на свете человек
Значенье слов, что были сказаны, отметил.
Собрал большой запас воды, на целый век.
Стал ожидать. И день предсказанный он встретил.

Иссякли реки и колодцы и моря.
А человек в своем убежище - остался.
Когда же вышел он, то понял, что не зря
Собрал он воды, не напрасно постарался.

Вокруг текла вода, но люди - то безумны!
Они не помнят ни истории, ни то,
Что было сказано о водах. Мысли скудны,
Не знают счастья. Словно солнышко зашло.

Он по - началу, не притрагивался к водам.
Но одиночество сыграло свою роль.
Он покорился неизбежным переходам!
Плен одиночества - немыслимая боль.

Отпил глоток воды... И стал на всех похожим!
Забыл про тот запас и мудрость старины.
- Да, он поправился, - сказал один прохожий.
 Был сумасшедшим, а теперь совсем как мы.


Исходите из того, что никто среди людей не может быть прав до конца, прав всегда, прав в будущем. Но… Прав тот, кто возвращается к первоистокам. Наша правота ограничена исходными условиями нашего существования. Читая любого выдающегося автора, мы делаем поправку на иное время, на некоторые расхождения во взглядах и вере. Тем не менее, мы черпаем знание из книг, мудрость из сказок, а опыт из практики жизни многих людей. Но истину находим лишь в своем первоистоке… Обретение веры делает нас счастливыми. Чаще возвращайтесь к первоисточникам.


Вот замечательные слова из речи, обращенной Гильгамешем к своему другу Энкиду:

«…Пусть загорится твое сердце сраженьем!
Забудь о смерти,— достигнешь жизни!
Человек осторожный и неустрашимый,
Идя впереди, себя сохранил бы и товарища спас бы,—
Далеко они свое прославили бы имя!"

Как сильно действие этих магических слов. Может ли вера возникнуть в результате причинно-следственных связей? Да, именно так и возникает вера, взрастая на доверии. А может ли подобным образом возникать любовь? Скорее она возникает вопреки явления причинно-следственных процессов. «Нечаянно нагрянет, когда ее совсем не ждешь…». О чем это говорит? Да о сути ее… безвремения. «Идя впереди, себя сохранил бы и товарища спас бы»… Что значит «идя впереди»? Опережая причину самого себя, будучи ведомым не телом и умом, а духом Единства. «Пусть загорится сердце твое». Забыть о смерти можно лишь преодолев смерть бессмертным духом, ведь умом… нельзя, телом… невозможно, а душой… очень трудно… Забыть о смерти – это значит верить в бессмертие. Пока мы сохраняем в себе сомнения, пока наш ум в попытках возвыситься над природой действует вопреки ей, пока наши тела трансформируются, старея, пока сильна инерция нашего восприятия времени и самого мира, мы находимся в плену причинно-следственных связей. В этом случае мы верим только тому, что проверено опытом прошлой жизни, историей, мы верим с оговорками, с условиями течения времени. Мы верим только в свои сомнения относительно будущего, неявного и постоянно ускользающего от предсказателя. Мы верим в свершившееся в прошлом, подвергая, тем не менее, эти факты переоценке. Вот почему так сильны наши сомнения и слаба вера.


Вера - это единственная стоящая субстанция в нас. Вера делает человека свободным, даря уверенность Знания. Однако любая вера имеет основание. И взрастает вера на доверии в любви, в дружбе, в понимании…

Вера может возникнуть в разных условиях, но она дарит свободу от времени. Верующий человек, будь то ученый или догматик, умный или глупый, верящий в нечто постоянное обретает независимость от времени именно благодаря этому условному постоянству. Во времени все переменчиво, и только безвремение дарует постоянство, а следовательно, свободу. Невозможно понять умом безвремение, как невозможно капле осознать себя океаном, не слившись с нем.
А персидский светоч Дж. Руми так красиво говорил:

«Построй корабль, и Океан придет в мгновенье!»
И еще так:
Ты внешне микрокосм, ну а внутри,
В действительности, Бездну рассмотри...
• (по книге «Жемчуга Руми»)

Нет постоянства в нашем мире до поры приобретения настоящей веры. В кого или во что верить, почему и для чего верить каждый решает сам, иначе невозможно жить. Все определяет наш ежедневный выбор. Если ум не преодолевает преграды, он деградирует. Есть среди нас глубоко верующие, есть вечно сомневающиеся, есть средненькие умом, есть безумцы, гении, и все очень разные…


ФРАГМЕТ ИЗ КНИГИ Ф.НИЦШЕ «ВЕСЕЛАЯ НАУКА»
Гл. 125 Безумный человек.

О том безумце слышали ли вы,
Что в светлый полдень взял, зажег фонарь,
Да выбежал на рынок сей звонарь,
Крича: - Ищу я Бога! Где же Ты?

Вокруг него раздался звучный хохот,
Поскольку атеистов было много…
А он кричал от самого порога:
- Он что, пропал, иль спрятался? - под рокот

Издевок бессердечных, - Где же Он?
Боится нас, иль в плавание пустился?
Сбежал в страну иную, схоронился?
И был безумец дик и отрешен.

Пронзив толпу глазами, вскрикнул так:
- Хочу сказать вам это: - Мы убили
Его! И вы, и я сие свершили!
Но как нам удалось все это? Как…

Мы выпили все море…
Кто же дал
Нам губку, чтоб стереть все краски мира?
Мы… землю оторвали от эфира!
От солнца, и от звезд! - так он кричал…

- Не падаем ли мы уж непрерывно
Назад, вперед, и вбок, и следом вниз?
Пустотный обломился ль пол – карниз!
Не смотрит ночь на нас ли так бесстыдно,

Что нужен нам фонарь средь бела дня!
Не слышно ли могильщиков, что Бога
Все время погребают раньше срока?
И тлеют Боги,
Гибнут Боги зря!

Убийцы из убийц! Где утешение
Найдем, когда святое существо
Убили мы в себе давным-давно…
Под нашими ногами кровь творенья!

Какой водой, очистимся ли мы?
Какое искупление принять
Нам следует, чтоб сей позор изъять?
В Богов мы обратиться вновь должны!

Чтоб стать тогда достойными Его.
И те, кто после нас родятся вновь
Познают, как приходит в мир Любовь,
Истории новейшей Существо.

Безумец тот внезапно замолчал.
И снова оглядел толпу... Она
Застыла удивленно, как стена,
Увидевшая сто пустых зеркал!

Тогда фонарь на землю бросил он,
И тот, разбившись вдребезги, погас…
- Пришел я рано! Мой не пробил час!
Событие - в пути. Но слух - пленен...

И молнии, и грому нужно Время,
И свету звезд, и всем людским деяньям,
Чтоб их услышать! Так же и признаньям,
Всему, что совершило наше племя.

Деяние от вас так далеко,
Как самые далекие светила,
Свеченье чье еще не приходило…
И, все-таки, свершили вы его,
Деяние!
Рассказывают также,
Что тот безумец в церкви приходил,
И Богу поминанье приносил.
Его же гнали всюду, не однажды…

А он твердил:
 - Да церкви - суть могилы,
Надгробия для Бога, не иначе.
Безумец был безумен. Это значит,
Что умному понять… не хватит силы…

04.04.04. Феано


Рецензии
"Мы меняем свои убеждения не по причине нашей слабости ума или потере веры" - пожалуй, точнее будет не меняем, а развиваем, расширяем. Так, физика Эйнштейна не отменяет физики Ньютона, но указывает области её применимости, расширяя на более широкий ареал. Так и Христианство не отменяет мудрости иудаизма, но формируется на ином принципе, в котором мудрость прежняя из абсолютного становится частным случаем.
Пожалуй, именно тут кроется корень наших обсуждений по поводу смены имени. Я думаю, поменять своё имя на что-то совершенно другое и чуждое, например Упрямство на Жёлтость - это перечеркнуть весь свой прежний опыт, выбросить его в никуда. Развить же его, усовершенствовать - это и есть упомянутая тобой спираль прогресса. Ну типа, Упрямство превратить в Настойчивость. Тогда смена оправдана - прежнее имя становится тесным, оно жаждет расширения. Но не исчезновения под плитой чего-то совершенно другого.
-
"так и возникает вера, взрастая на доверии. А может ли подобным образом возникать любовь? Скорее она возникает вопреки явления причинно-следственных процессов" - я всё-таки думаю, что это явления одного порядка. Ты скорее говоришь не о Вере, а о достоверности. Да, нечто становится для меня тем более достоверным, чем больше я доверяю его источнику, и чем более убедительны его доводы. Так достоверность и взрастает на доверии. Вера же не имеет степеней и качеств. Я верю или я не верю. Это как вопрос: "какой твой любимый цвет?" Я погружаюсь внутрь себя и нахожу там ответ: фиолетовый, например. И для этого мне не нужно задумываться, взвешивать, анализировать. Ответ во мне, ответ - я. Так и Вера: я погружаюсь внутрь себя и нахожу там то, во что я верю. И это не зависит от эмпирических доводов. Наоборот, последние ею обусловлены. Как думаешь?
Вера, как и Любовь, не могут возникнуть, Их нельзя получить. Их можно только найти, или потерять, внутри себя. Иными словами: это не то что мне принадлежит, я не обладаю ни своей Верой, ни своей Любовью. Они будто своенравные гостьи, приходящие и уходящие когда им вздумается. Всё что мы можем - держать свой дом в чистоте, чтобы им прийти было приятно.
-
«Построй корабль, и Океан придет в мгновенье!» - великолепно.
-
"О том безумце слышали ли вы" - слышали. Но в оригинале, насколько я знаю, он кричал: "Ищу Человека". И оно больше похоже - богов у древних греков было много.

Пока вроде всё. Я тебе ещё не наскучил?

тв усп,
андр

Андрей Сурков   20.09.2006 14:37     Заявить о нарушении
Рада твоим рецензиям, спасибо, Андрей!
В чем я вижу несходство наших взглядов - лишь в мерности восприятия...

Твои слова:
"Вера же не имеет степеней и качеств. Я верю или я не верю. Это как вопрос: "какой твой любимый цвет?" Я погружаюсь внутрь себя и нахожу там ответ: фиолетовый, например. Так и Вера: я погружаюсь внутрь себя и нахожу там то, во что я верю. И это не зависит от эмпирических доводов. Наоборот, последние ею обусловлены. Как думаешь?
Вера, как и Любовь, не могут возникнуть, Их нельзя получить. Их можно только найти, или потерять, внутри себя. Иными словами: это не то что мне принадлежит, я не обладаю ни своей Верой, ни своей Любовью..."

Я верю и не верю вместе! Вот самый верный мой ответ, задумайся над своими верой и неверием... они многомерны.
Мой любимый цвет - радуга! Ты очень верно говоришь при этом:
...И для этого мне не нужно задумываться, взвешивать, анализировать. Ответ во мне, ответ - я...
Очень верно!
Вера как и Любовь не могут возникнуть, поскольку они всегда есть в человеке, но он сам (полуслепец) их не видит в себе, а лишь фрагментами, во времени одномерности своего мышления и восприятия...

Феана   26.09.2006 20:22   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.