К вопросу о критике Артека О. Целебровского. Серия 2. Общий обзо

Вторая серия критического анализа литературного произведения О. Целебровского «Артек», о неизбежности которого вот уже в течение более двух месяцев говорил Ла Саль, свершилась!
 Автор рекомендует знакомиться с опубликованными материалами на фоне «Deep Purple» - именно под эту музыку и под пиво c водочкой они создавались, и думается, это поможет читателям лучше воспринять текст, воссоздав соответствующую атмосферу.

Серия 2.

Общий обзор.

ЭПИГРАФ:
Иван Шадрин, солдат с фронта: - Слушай, да ты с какой стати меня ругаешь?
Николай Чибисов, комиссар-красногвардеец: - Да я ж любовно.
Костя Жигилев, красногвардеец с Нарвской заставы: - Он же любовно ругает. Любовно говорит человек – это ж понимать надо!
(фильм Сергея Юткевича «Человек с ружьем», 1938 г.)

х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х

Как известно, для получения предварительного впечатления от литературного произведения необходимо познакомиться с ним, так сказать, в общем виде. Для этого надо узнать его тему; задачи, которые ставит перед собой автор; его точку зрения; основные факты, приведенные в нем и т.п.

Как правило, тему уже указывает заглавие произведения, с которым мы вынуждены знакомиться поневоле. А иногда, в нем высказана и главная авторская мысль. Бывают такие заглавия, что, прежде чем приступить к чтению, следует самому читателю подумать над вопросом, который поставлен в названии литературного сочинения. Например, прочитав заглавие «Артек» с подзаголовком «Как мамонты стали людьми» нам, читателям, очень полезно задуматься над этим вопросом и прояснить для себя, как, по нашему мнению, эти ископаемые животные в виде слонов превратились в людей и какое отношение к этому имеет пионерский лагерь. Это дает соответствующее направление мозгу, мобилизует наши знания и жизненный опыт, дает точку опоры при оценке мыслей и доводов автора, позволяет более самостоятельно отнестись к ним, наконец, повышает интерес.

Множество произведений при знакомстве с ними нам приходится только просматривать, как в библиотеках, в книжных магазинах, так и на разнообразных литературных порталах, да и некоторые из этих работ и не стоят полного прочтения. Но и в этом случае полезно произвести их общий обзор. Чем мы сейчас и займемся – ведь здесь как раз тот самый случай.

Начнем с названия «Как мамонты стали людьми». Сразу же отметим для себя, что это не вопрос, а утверждение – для автора, можно предположить, не существует сомнений по этому поводу и он знает, о чем говорит. Надо признаться, что для меня такая постановка вопроса оказалась совершенно нова, неожиданна, дика – одним словом, заглавие рассматриваемого произведения привлекло мое внимание своей оригинальностью, и, думаю, привлечет внимание как простых читателей, так ученых и специалистов – историков, антропологов, директоров зоопарков, палеонтологов, археологов, биологов, а также (спокойно!) психиатров и психотерапевтов!

И вот после всего этого Ла Саль с неподдельным интересом пробежался по главам воспоминаний писателя-очевидца О.Целебровского – его торжественная клятва, его дальнейшая борьба за коммунизм; его пионерский активизм; Березовский и Чубайс; путевка в Артек; его артековская жизнь с ее тяжестями и лишениями. А где же про мамонтов? Стоп! Вот они - в заключительной части мемуаров! Заключительные строчки некоторых литературных произведений часто содержат в себе чрезвычайно важные указания на главную мысль автора и иногда содержат резюме основного ее содержания – так и в нашем случае, читаем: «Так Артек превратил меня из мамонта в нормального человека». Однако!

На этом месте, читатель, предлагаю нам всем вместе немного перевести дух, дать отдых нашим утомленным мозгам, привести свои мысли и нервы в порядок, осмыслить прочитанно-услышанное, а еще при этом лучше - выпить водочки...
 
А теперь поехали дальше: давайте предварительно в общих чертах подведем итоги только что вышеузнанному. Значится так получается: правдописатель О.Целебровский, по его собственному признанию, был до посещения Всесоюзного пионерского лагеря «Артек» ни больше, ни меньше, а самым настоящим мамонтом, и в этой ипостаси пребывал там практически все время. И потом, в связи с некоторыми обстоятельствами, вдруг стал, как ему кажется, нормальным человеком. И хочется думать, надеяться и верить, что он, будучи уже «нормальным человеком», оставил нормальному человечеству, т.е. нам с вами, читатель, свои историко-личные воспоминания о мамонтизме-коммунизме! Хочется верить! Хочется надеяться! И поэтому мы читаем дальше…

Итак, одного мамонта мы определили. Но почему речь в сочинении Целебровского идет о мамонтах во множественном числе? Можно подумать, что пионерский лагерь «Артек» был кузницей, перековывавшей мамонтов в людей. Интересная гипотеза! Для понимания этого прочитаем внимательнее заключительную главу за 17 строчек до конца данного повествования – именно тут кроется ответ на этот вопрос. И что же мы видим? А вот что. Сознательность, знания и ум советских пионеров по 15 раз на дню дружно провозглашали: - Что я, мамонт, что ли!? Т.е. душа и тело маленьких людей советского государства никак не могли сопоставить себя, в отличие от некоторых, с какими-то там невиданными мамонтами и сопротивлялись всем своим существованием такой постановке вопроса. И следует отдать должное пионеру из Москвы, который ввел в обиход эту т.н. «сентенцию». Молодец! Так что тут счет в пользу пионера, москвича, умственно и физически развитого человека, - а не в пользу мамонтёнка, назвавшего себя впоследствии нормальным человеком. Кстати, о нормальности -запомним об этом, читатель...

Здесь мы сделаем небольшую паузу. И, прежде чем поставить точку в конце этой главы, посвященной общему знакомству с воспоминаниями бывшего артековца 70-х годов прошлого столетия, наметим следующий ход наших мыслей: давайте рассуждать так: для человека, как правило, обычным является такой путь восприятия предметов - от общего впечатления к подробностям. Например, видя незнакомую картину, мы сперва схватываем общий вид ее и общее содержание, и только потом переходим к деталям. И вот таким похожим путем мы и пойдем дальше, но при этом, изучая подробности отдельной главы, мы не будем терять ее связи с общим, целым, единым содержанием всего литературного произведения повествователя О.Целебровского, называющего себя историческим мемуаристом.

Конец серии N 2.
Продолжение следует…


Рецензии
Здравствуйте, Ла Саль.

Просто решила немного сказать о лагере. Не об Артеке - об Орлёнке.
Я там не была - был мой отец. И он много рассказывал о тех сорока днях, о ребятах со всего Союза
от Кингиссепа до Камчатки и Сахалина, от ЗФИ и до Ср.Азии
О том, как первые дни были даже драки, и о том как все плакали взахлёб при расставании.
Не были они "мамонтами" никто: всех послали свои школы за что-то: за спасение на пожаре и утопающих, детдомовских ребят,
изобретателей, спортсменов, потерявших родителей. Был и один паренек - сын какой-то шишки из Москвы, и девочка - дочь директора Челябинского металлургического. Но, со слов отца - все эти различия стёрлись быстро.
Ни о каких деньгах за что-то (поездка, питание, учёба - а они там и училисьв школе) речи не шло -- всё было абсолютно бесплатно
Я храню фотографии и могу назвать по именам почти всех ребят и вожатых того отряда и дружины, где был отец.
Ни одного плохого слова о тех людях я не слышала, да и о лагерном режиме тоже. Да и в чем мог разбираться восьмиклассник?

Если рецензируемый Вами автор пишет предвзято о днях в Артеке, то это может означать, наверное, одно -- забыл, забыл он то время и пишет сейчас с позиции перегруженого жизнью взрослого человека, не сумев вспомнить детских чувств. Либо не был там.

С уважением,
Марчанджа.

Х-Файл   09.03.2008 13:03     Заявить о нарушении
Хорошо, Марчанджа, что для Вас было кому рассказать о том, как оно происходилона самом деле. Так и мы со своей стороны разоблачаем тенденциозные статейки некоторых активистов, выступаем, так сказать, в роли «отцов». Нет, не тех отцов, которые активистов, а тех, которые простых неискушенных молодых читателей, кто, в свою очередь, и впрямь могут принять все эти артековские байки за чистую монету.
А рецензируемый нами автор ничего не забыл, а в «Артеке он действительно счастливо и благополучно пребывал. А почему написал так предвзято? Вот мы и хотели вывезти его на чистую воду своими замечаниями – а он ушел от дискуссии, видать, понял, что к чему и чем это попахивает, а у нас эта критическая работа была даже еще и не завершена – предполагалось дописать еще две-три части разоблачений.
Вот Вы, как нам представляется, вдумчивый человек, сможете ответить на вопрос: - Почему «перегруженный жизнью взрослый человек» взял и так написал? Ответ-то очевиден.

Будьте здоровы.

Ла Саль   11.03.2008 14:09   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.