Чем постмодернизм отличается от постмодернизма

Евдоким Антипов

Можете считать нижеследующий опус постскриптумом к статейке «Умерщвление автора – что за зверь и где обитает». Сейчас я попытаюсь пояснить то, что было не достаточно чётко прописано и потому не было понято верно и что вызвало не совсем уж бессмысленные споры, – это разграничение и сущностное различие первоначального постмодернизма и постструктурализма современной эпохи (развитого постмодернизма). Торжественно обещаю быть более кратким, логичным и систематичным, чем прежде :).

Чтобы сразу было понятнее, о чем идет речь, в качестве образца первоначального (истинного) постмодернизма назову позднего Итало Кальвино: «Если однажды зимней ночью путник» (роман), «Паломар» (повесть), «Под солнцем ягуара» (цикл новелл), эссеистика соответствующего периода и др., а в качестве примера современного (развитого) постмодернизма (как литературной формы) пусть будет книжица «4» Сорокина.
Разумеется, впрочем, что под современным постмодернизмом мы понимаем не всю нынешнюю худ. литературу, а наиболее тенденциозные и актуальные вещи, кои в науке и определенной части «народа» принято считать Передовой Литературной Формой и – самое главное – называть «ПОСТМОДЕРНИЗМОМ» (если не «пост-постмодернизмом»).

Что же свойственно этой Современной Литературной Форме?

1. Действительно, и в фундаментальном смысле по-постмодернистски, Форма эта переосмысливает верховные цели литературы и всего бытия (а среди них и Высшую Цель – всеобщее благо, Рай земной) и осуществляет обесценивание и переоценку ценностей.

2. По-прежнему, в рамках принципиальной сущности постмодернизма (см. Первое блюдо статьи «Умерщвление автора – что за зверь и где обитает»), в Современной Форме является невозможным (в опять-таки современных условиях) придание тексту фиксированного значения и употребление текста в одном-единственном значении, что заставляет писателя изначально рассматривать потенциальный текст как нечто, не имеющее предзаданного (автором, читателями или же собственными внутритекстуальными структурами) и устойчивого смысла.

3. Но – и вот здесь коренится раскол с первоначальным (истинным) постмодернизмом и, конечно, с самой принципиальной сущностью постмодернизма – вывод из невозможности фиксированного значения оказывается ложным (если сущность постмодернизма считать мерилом истинности): ВКЛАДЫВАТЬ в текст СМЫСЛ самому Автору НЕ СЛЕДУЕТ и пытаться.
То есть дело писателя – произвести текст (как полагают Неточка, Кончита и прочие с ними), а дальше пусть потребители текста сами его понимают и вкладывают (или не вкладывают) в него смысл(ы); задача же писателя тогда – поймать настроение потребителей, т. е. определить, какого рода (вида) текст они хотят потребить и наделить своим (потребительским) смыслом, и вовремя предоставить им текст именно такого рода (вида), чтобы просто быть востребованным у потребителей.
Другими словами – авторские посылы художественного текста априори не несут и якобы не могут и не должны нести АВТОРСКИЙ СМЫСЛ. Тогда как истинный постмодернизм никогда не перестает НАДЕЛЯТЬ текст АВТОРСКИМ СМЫСЛОМ; это вовсе не означает общеобязательность и однозначность такого смысла, тем более что писатели-постмодернисты – из постмодернистской сути своей – не могут не вкладывать в текст альтернативные смыслы (два, три и более), примеры чего легко найти в указанных произведениях Кальвино.

4. Текст произведения современного (развитого) постмодернизма, таким образом, ИЗНАЧАЛЬНО вообще НЕ ИМЕЕТ никакого ЗНАЧЕНИЯ (смысла) и в этом аспекте как бы неожиданно оказывается близок к модернизму-структурализму, представленному, к примеру, в виде сюрреализма с его фактической (и зачастую нарочитой) бессмыслицей. Здесь мы приходим к отсутствию какой бы то ни было реальной границы между развитым постмодернизмом и поздним (чтобы не сказать запоздалым) модернизмом, где под поздним модернизмом следует понимать, говоря наглядно, современные формы сюрреализма (постсюрреализм) и, скажем, модернизм Милана Кундеры (см. его эссе «Нарушенные завещания», 1993) и т. п.
То есть в киносценарии «Копейка» из указанной выше книжицы Сорокина и каком-нибудь романе Кундеры (скажем, «Вальс на прощание» или более известная «Невыносимая легкость бытия») РИСУЮТСЯ как бы объективные КАРТИНЫ, опустошенные автором, а точнее, рожденные пустыми, поэтому принципиально друг от друга не отличающиеся.

Что следует из сказанного?
Современный (развитой) постмодернизм, хотя его и принято так именовать, в сущности своей истинным (то есть «от начала и до конца») постмодернизмом не является. Ощутив постмодернистский поворот и вобрав телеологически нигилистичную, ценностную и – в теоретическом смысловом аспекте – плюралистичную СУЩНОСТЬ ПОСТМОДЕРНИЗМА, Современная Литературная Форма – в прикладном смысловом аспекте – порвала со значением (смыслом) художественного текста и не преодолевает (повторюсь, в прикладном плане) модернизм, поэтому развитой постмодернизм («пост-постмодернизм») В ПОЛНОЙ МЕРЕ ПОСТМОДЕРНИЗМОМ считаться не может.
В свете последнего вывода я и разделяю себя и Неточку, пардон, по разные стороны баррикады сущности постмодернизма, с точки зрения которой я выступаю, трижды пардон, истинным постмодернистом.


Рецензии
Я могу в качестве рабочей гипотезы назвать различные пост- и о'модернизмы неким испорченным отражением процессов индустриальной усталости и творческой импотенции общества старых стран. Двадацатый век начинался лихо. Телеграфный стиль, фабрики счастья и футуристичная воинственность выдоили из старой коровы - Европы все силы, не оставив благоразумного минимума для будущего без надежд. Двадцатый век устал от самого себя, не оставив надежд и желания действовать. Своременный нигилизм тускл и безволен. Прекрасная яма, чтобы в ней разлилась мутная лужа современной литературы.
Состояние русской графомании более стабильно, чем в Европе. Нервно перенесенный на русскую почву футуризм был оппереточен по уровню своих пропагандистов и вторичен как любое импортированное европейское изделие, но хаос той великой и непонятной школы отфильтровался большой смутой, которая овеществила неудобоваримую смесь Эго-, зауми и будетлянства. Неудобно, что во время этого было слишком много невинных и неловких жертв.
В поле словесности нормальный современный идиот чувствует себя как рыба в воде. Здесь неинтересны писатели, и неинтересны они достаточно, чтобы не говорить о них, будь они постмодернистами или ирондивистками, писатели и читатели не стоят ни слова и достойны друг друга. Это серая масса - масса, схожая с контингентом любого интернетовского сайта. Поэтому я попробую поговорить о более нудной категории и более страшной, более массовой и более невыносимой. О поэтах.
Если труд писателя еще можно уважить за то упрямство, с которым он терзает просторы макулатурного производства, то есть еще более позорная категория - с гордым именем "поэты". Если посредственную прозу я могу просто не купить, что я прекрасно делаю и чего не стыжусь, то рифмоплеты терзают мой слух на каждом углу. Ни одного события, ни одного семейного праздника либо праздника оющественного не обйдется без более или менее старательного отрифмованного текста, будь то поздравление к юбилею или обычная песня. Это самый русский вид спорта, которому одинаково подвержены и романтично невменяемые фифочки, и старые прожженные матроны, и сладкоголосенькие фавны, и откровенно потасканные дундуки. В этой сумбурной и самоотверженной массе мы сможем найти любые подтверждения всевозможных постулатов любых школ, но все-таки там можно составить некую классификацию. Первое течение - псевдонародное или романтически слащавое, но в рамках стандартной силлабо-тоники. Второе - более изощренное и свободное в своих формальных пристрастиях, поэтому чтобы доводить свой хилый "экстремизм" по "самое не могу", они пускаются во всевозможный эпатаж. Если первому направлению еще свойственно подражать нормальным человеческим чувствам, то второе уже явно теряет человеческий вид или впадает в осеннюю хмарь заумствований. Характерней всех здесь проявляют всевозможные представители и подражатели искусственной питерской школы, недаром она сформировалась в присутствии самого скучного автора Серебряного Века Анны Ахматовой. Менее искусственны, но более бесталанны подростковые авторы из школы Вавилонских башен и с недодавленными на поэтических мордашках прыщами, что в итоге и характеризует их манеру. Часть их них потом формально взрослеет и начинает пугать своим эпатажем русскую, когда-то великую, прозу.

Аки Зело Кро   31.12.2006 15:15     Заявить о нарушении
Количественно, на сегодня от 100 до 1000 поэтов-мастеров, готовых написать как угодно и что угодно, повторить стиль Маяка или "закосить под брюзгу" Бродского. Жаль, но сами они создать ничего не могут. Поэтому широко распространено заблуждение, что попади они в пушкинскую эпоху, они бы... По одной реке в разное время текут другие воды. И это 100-1000 поэтов и неизвестное число менее мастеровитых мастеровых скомпрометировали по определению само слово "поэт". Отныне я отказываюсь иметь с ними и с этим словом что-то общее. Я - единственный, кто учился не как надо правильно писать стихи, а как их нужно писать неправильно.
Но что такого есть в этой стихотворной галиматье, что она стоит моих слов и внимания читателя к этой теме? В ней есть все, что есть в постмодерне, и, особенно, пропагандируемое постмодерном творчество на основе недостатка своего таланта.

Аки Зело Кро   31.12.2006 15:26   Заявить о нарушении
А я вообще не учился их писать. Врождённый навык, божий дар, и не более... ;)

Виктор Кузовков   18.01.2007 20:07   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.