Последние дни моего деда Саши

Последние дни моего деда Саши

[Я начал писать этот рассказ, когда мой дед был ещё жив, поэтому совпадение последних дней моего деда и рамок, в которые я изначально определил этот рассказ, случайность…]

*** 25.10.2006, среда ***

Доброе всем утро! Сейчас 6: 37, надо в школу собираться. Зовут на кухню завтракать. “Да, да, сейчас” – отвечаю я, понимая, что ещё минут десять как минимум на поднимание надо… не высыпаюсь я, ложусь поздно.
Сейчас 7:14. Я только что обдумал план действий на сегодня – иду в школу на первый урок, биологию, потом в поликлинику на пару часов, потом к бабушке заеду, а потом, как это обычно по средам, на секцию по бильярду. Потом домой, делать музыку и узнавать уроки на завтра.
Сейчас 8:02. Только что наша учительница сказала, что сейчас будет контрольная, дала пять минут на повторение. А я понимаю, что хорошо напишу только в том случае, если тест будет с вариантами ответа. Ха! Да меня ещё и перед отличницей посадили! Она – мой вариант! Отлично.
Сейчас 11:38. Ответив на все вопросы, кроме одиннадцатого, где не было вариантов ответа, а, также подсмотрев в работу отличницы, я сдал. Далее: более часа длившееся ожидание очереди к врачу, потом беготня по другим процедурам, выписка справок… ах, да, забыл сразу сказать – у меня ведь гайморит. Давно очень уже, просто только на днях решил бороться. А сейчас я, немного оскучнев беготнёй, дослушиваю “A Day In The Life” группы “The Beatles”, делая звук плеера чуть тише.
Уже 11:51. Я выключил плеер, снял с ушей наушники, открываю дверь бабушкиного дома. Бабушка, как это нередко бывает, приветствует меня после уборки, спрашивает, хочу ли я есть, зная ответ. Спрашивает, как дела, на сколько времени я собираюсь у неё остаться, не надо ли на какие-нибудь кружки. Ну а я отвечаю, снимаю обувь. Вижу, что дед не выходит, понимаю, что, наверное, в своей комнате сейчас газету, например, читает. Боюсь у бабушки спрашивать, как у деда дела, потому что прекрасно понимаю, в каком сейчас дед состоянии… я тихонько прошёл в другой конец дома от прихожей, приоткрыл дверь комнаты деда – вижу, что дед спит, а дыхание страшное такое – как у туберкулёзника, что ли, и дыхание немного чаще, чем у нормального человека. Я смотрел на деда где-то с полминуты, потом закрыл дверь и пошёл есть омлет, только что приготовленный бабушкой.
Уходя, я попрощался с бабушкой, после чего посмотрел на дверь комнаты деда и мысленно с ним попрощался. Во дворе перед калиткой я посмотрел в окно сквозь занавески на деда и… помолился.
Ночь. Бильярда не было, так что я нашёл ещё время и в Интернет-клуб зайти. Кстати – сегодня ведь ровно год, как я начал прозу писать! Мысленно можно и отметить, не более того, к сожалению. Как обычно, все умные мысли приходят на ночь, творчество тоже “ночует”…
Пора взглянуть правде в глаза. Мой дед болен раком, на последней стадии развития болезни, он уже сутки не может даже идти, еле еле даже с кровати поднимается, много спит… я начинаю рассказ “Последние дни моего деда Саши”, потому что понимаю, что недолго моему деду осталось… по словам моей мамы, дочери деда, метастазы уже до сердца добрались, судя по поведению деда…

*** 26.10.2006, четверг ***

Не буду о школе, она меня сейчас абсолютно не волнует…
Было около 12 дня. Я пришёл после школы к бабушке. В прихожей за столом сидел очень хороший товарищ деда Леонид Захарович. По его выражению было понятно, что он, как и я, понимает всё реальное положение дел деда… в зале был брат деда Валерий, по-моему, ещё была его жена и была моя мама – сейчас просто ночь, я не помню точно. Я боязненно приоткрыл дверь комнаты деда – дед ещё ужаснее и поверхностнее, так сказать, дышал, а в отличии от вчерашнего дня – на нём были лишь шорты, не было рубашки и штанов, дед был укрыт одеялом наполовину. Я закрыл дверь, понимая, что деду ещё хуже. Поев, я попрощался со всеми, вышел из дома и, как и вчера, посмотрел на деда через окно его комнаты, помолился за него. Тут я плюс ко всему вспомнил о том, что завтра пятница, а именно: надо исправить биологию, отыграть специальность и пережить два сольфеджио, и всё вместе взятое надо за вечер сделать. Сразу скажу, что я готов. Почти.
Пора спать идти, а я всё щёлкаю кнопки пульта телевизора, смотрю поочерёдно “Дискавери”, “Евроспорт” и “Евроньюс”. Уже надоело случайно попадать на “Муз ТВ”, на эту ночную мразь рэпа, а особенно – “ТВ 1000” – на порно это после 23:00… буээээ!!! Надо готовиться к завтрашним праздникам: будет ровно год, как я начал писать стихи, год, как я начал ими серьёзно заниматься; год, как я написал свою первую песню, даже две; год с образования моей группы. А теперь – спать!
Я заснул в 1:05.

*** 27.10.2006, пятница ***

Я… нет… я лучше весь день распишу по порядку.
Было 6:30. Я, как ни странно, выспался, что было впервые за неделю. Подскочил, оделся, оптимистично пойдя на кухню в ожидании завтрака. Удивительно, но утреннего шума телевизора не слышно! Да и вообще – тихо как-то. Захожу на кухню, сажусь рядом с матерью за стол, хочу уже про еду спросить, а мама мне: “Дед умер”…
Я словно душу проглотил. Всё как будто перевернулось наизнанку. Я сел и тихо заплакал. Потом спросил, когда и кто сообщил. Мама сказала, что отец от бабушки нам в шесть утра позвонил, сказал, что уже 27-го числа дед умер, около 1:05.
Биология, первый и единственный урок того дня для меня, прошёл незабываемо. У меня стояло: “1”, “7”, “8”, что и в итоге давало “5,(3)” в среднем, а меня только “6” устраивала. Я был готов к ответу на все “8”! Так меня эта зараза (учительница) посадила на первую парту, чтоб я оценки все считал, а рядом – моего одноклассника, который переписывал контрольную, так что повторить домашнюю я не мог. Так эта сволочь (учитель) ещё и вызывала по журналу интересно – начала спрашивать с самого начала журнала у всех, дошла до меня, а потом – начала спрашивать с конца! В результате, меня и ещё нескольких человек вообще не успела спросить. Я так надеялся… ну, всё, хватит – я ей этого НИКОГДА не прощу. Даже в такой день… да я вообще мог к этой дуре не приходить на урок!!!
После урока – я зашёл домой, потом в поликлинику и – к бабушке. Было 11:38. Дед в своей комнате лежал уже в гробу, в красивом костюме и туфлях… казалось, как будто сит… и слегка улыбается… а народу было… пока я был у бабушки, весь день кто-нибудь приходил простить с Александром Сергеевичем – моим дедом…
Музыка прошла нормально. Мои учительницы по музыке тоже знали деда, выразили свои соболезнования. Спасибо им. Ночевал я у бабушки, а точнее, места не хватило у бабушки, так что я у соседки отсыпался.
Дед умер спокойно и быстро. Он ведь ещё в субботу со мной на стадионе барабанил за нашу команду, потом отработал весь вечер, а в понедельник весь день с Леонидом Захаровичем в карты играл, во вторник хотел даже на работу идти, на бабушка не пустила, а в среду только лишь дед лёг уже на кровать, сильно не болея, практически больше не вставая. И он в своём состоянии – писал ноты для своего оркестра лёжа! В четверг уже было очень тяжело деду, он весь день лежал и спал, пережив четверг на один час с небольшим. И слава Богу, что не мучался. Люди в его состоянии могут орать от боли, но жить. Говорят, таких людей Бог жалеет.
Пока дед работал, он жил. В последние дни он лёг – и умер. Дед до последнего не верил в такую кончину жизни, как я думаю, ведь даже будучи уже обречённым, он надеялся на чудо, убеждал нашу семью, что он сможет выбраться. Сестра моей мамы, моя тётя, приехала через полсуток после смерти деда… о, какая это была душераздирающая сцена… в прямом смысле всех этих слов… нет, я не могу…
Было ОЧЕНЬ много венков. Вся комната в них была. Деда ведь весь город знал. Меня весь день трясло нервно. Я был внутренне убит. Полностью…

*** 28.10.2006, суббота ***

Я хорошо выспался, было очень тепло.
С самого утра приходили люди, прощавшиеся с дедом. Венков было всё больше и больше…
В 11:30 гроб с телом был перенесён в катафалк, куда и сели все родные деда. В 12:00 уже на кладбище мы прощались с дедом в последний раз, было пролито очень много слёз… в 12:15 гроб опустили в могилу. В 13:00 начался поминальный обед в училище, в котором дед работал много лет. Я же, в отличие от всех остальных, на поминки пришёл в 13:55, т.к. в 13:28 встречал приезжающего брата на вокзале – так самое страшное ещё и то, что на меня выпала роль рассказать брату о страшной новости…
Под конец дня я вспомнил некоторые вещи, о которых размышлял неоднократно ранее: во-первых, я думал, что худшее в жизни – это смерть. На самом же деле, я уверен теперь – хуже смерти могут быть страшные мучения, которые влекут за собой очень мучительную смерть… во-вторых, я вспомнил о мысли – я почему-то думал, что воскресенье будет последним днём деда…
И не только. Было сказано много тёплых слов, но самую главную истину – я понял – я горжусь, что я был внуком такого деда…

*** 29.10.2006, воскресенье ***

День воспоминаний. Вспоминались всякие фразы, особенно мои, ведь их было больше всего… хм-м, шутка. Фразы о дедушке, разумеется, не обо мне же! Особенно вспоминалась фраза, сказанная мною в детстве ещё: “Дедушка, как хорошо, что ты есть!”…
Много воспоминаний, много слёз…

*** 30.10.2006, понедельник ***

Снова день воспоминаний. У меня начались каникулы, я стал куда чаще и дольше обычного бывать у бабушки.
Мне, что, может, и странно, нравилось немного менять периодически в комнате деда сгоревшие свечки на новые… хотя радость из меня, точно, целиком высосали. Я вообще перестал радоваться.
Зато я перестал обижаться на пустяки. Вот, случается какая-нибудь мелкая неудача – я не начинаю париться, как раньше, а говорю себе: “Тоже мне горе. Хуже настоящего – моего – ничего нет”…

*** 31.10.2006, вторник ***

Зашёл на наш “районовский” рынок – районовский, потому в нашем районе – к продавцу маек, напульсников и прочих прибомбасов – моему хорошему знакомому Алексею. Сообщил ему новость о смерти деда…
Дед, к сожалению, недооценивал мою дружбу и Алексея, который постоянно у меня спрашивал, как дела у деда. Он ведь тоже знал деда, пусть и немного. Но переживал, как будто был давним дедовым знакомым! Я ещё 27-го хотел сообщить Алексею новость, но его тогда на месте не было.
Месяц прошёл… а кажется, жизнь прошла…

*** 1.11.2006, среда ***

Первая забота месяца: нужен новый проездной…
А всего неделю назад дед был ещё жив…
Больше ничего особого за день не случилось.

*** 2.11.2006, четверг ***

Завтра с Москвы тётя приедет с моим младшим двоюродным братом, послезавтра же – девять дней…
Уроки окончательно были запущены после первой четверти.
Что ж, как дед любил говорить: “Поживём, увидим”…

*** 3.11.2006, пятница ***

Всего неделя со смерти деда…
Приехала тётя с братом, привезли много вещей… а ещё на меня будет возложена роль “учителя брата по математике и по музыке”!
Под вечер, как обычно, всей семьёй собираемся за столом, над которым висит большой фото-портрет деда, где он сидит в своей машине с бутылкой шампанского (кажется) в руке, в весёлом настроении… наливаем всем (кроме брата) вино, потом: “Светлая память”… выпиваем…

*** 4.11.2006, суббота ***

Сегодня девять дней со смерти деда. Брат (старший двоюродный), уехав ещё 28-го, приехал сегодня на пару часов раньше ожидаемого – почему поезд так рано приехал, неизвестно. В общем, это совсем не важно.
Днём начали накрывать к вечеру стол, с работы начали приходить все ожидаемые, а именно, что и понятно, моя семья.
Вечером сели за стол. Кроме наших, так сказать, пришла соседка – тётя Нина для меня – со своим сыном – дядей Сергеем для меня. Так была ещё другая соседка приглашена, которая даже училась в одном классе с моим дедом, но её до ночи не было дома.
Было сказано много красивого и ироничного… мне очень понравились речи моих братьев, ну и вообще все красиво говорили… кроме меня. Я не только не говорил речь, но и даже слезы не пролил.
Но это вовсе не значит, что я не понимал всю серьёзность сегодняшней атмосферы. Я просто не плакал. Спокойно понимал, что деда нет больше… не знаю, почему, но меня просто отпустил плач, чего совсем не скажешь об остальных…
Я очень любил деда. Когда узнал, чем он болен, что было в апреле этого года, я каждый день мысленно молился за деда, но с последней стадией рака… жить трудно. Даже выживать.
В последние полгода жизни деда нашей с ним темой общения в основном была философия. Также стихи, проза, чаще – музыка… дед мало что высказывал по поводу музыкальной карьеры своего внука – но я точно понял, он не хотел бы, чтобы я повторил судьбу того, кому, как он считал, я буду подражать – Фредди Меркьюри (в плане поведения, но не ориентации) – а именно, умер от частых “контактах” с разными людьми. Я же пообещал, что буду хорошим музыкантом. Дед же пожелал удачи, добавив: “Делай, как считаешь нужным”… про стихи же и прозу… неплохо оценивались, что было мне очень приятно – ведь у деда вкус такой странноватый – он ценит хорошую музыку, а вот такая вещь, как “Bohemian Rhapsody”, ему не понравилась… меня, как квиномана, да и просто фаната хорошей музыки, это удивило… зато “The Show Must Go On” дед считал лучшей вещью XX века! И “The Beatles” тоже любил. Вообще много чего любил.
Умел играть более чем на тридцати инструментах! Оркестром управлял, на шести работах работал, а ещё и пенсия… так что не бедно жил!..
Красиво жил. Красиво умер. Только рано.
Спасибо тебе, дед, за то, что ты был!

//25, 26, 28 – 31.10, 1 – 4.11.2006//
//Гомель, Беларусь//


Рецензии
Моя мама ещё, помню, переживала, что Ример приедет, а деда уже похоронили, не дождавшись его и не дав попрощаться. А потом ещё вечером тётя Лена мне звонила и просила, чтоб я Римеру позвонила и поговорила... Я подумала, что разговор со мной ему нужен был, как никогда...

Серый Призрак   18.07.2007 01:41     Заявить о нарушении
А ты прикинь, какого было мне - человеку, который встречал Ника 28 октября утром, и я должен был стать первым, кто сообщит ему страшную новость... Вот мне весело было...

Генератор Идей   20.07.2007 15:52   Заявить о нарушении