Мамлюки. Спасители веры

Историю тюркских военных формирований в странах Евразии более подробно я описал в своей книге "Мамлюки". Кому интересно, скачать и прочитать ее можно по ссылке: http://www.litres.ru/kayrat-begalin/mamluki/



МАМЛЮКИ

Тринадцатый век стал поистине самым трагическим столетием в истории ислама. Крестовые походы и надвигавшиеся с востока монголы создали реальную угрозу полного краха веры. Мир ислама переживал кризис, оказавшись на пограничье, где против него сошлись две великие силы – Восток и Запад.
Страсти, помрачающие разум, приводили к бессмысленным массовым убийствам мусульман: их безжалостно вырезали, уцелевших от резни обращали в рабство. Подвергались разграблению мусульманские святыни. Пал Иерусалим и пять дней пришлые кочевники из гобийской пустыни бесчинствовали в «Столице полумира» – городе Багдаде.
Пламя войны охватило Китай, Великую Степь, Среднюю Азию, Иран, Ирак, Азербайджан, Месопотамию, Византию, Анатолию, Палестину, Сирию... неумолимо подступая к границам Египта, ставшего в то смутное время последним прибежищем для многих правоверных.
Спасение пришло с берегов благодатного Нила. На историческую сцену вышла каста тюркских воинов. Внутренние силы этих людей оказались гораздо сильнее, чем силы внешние, ведущие к развалу. Им удалось подхватить знамя «священной войны» из слабеющих рук аййубидской династии и увлечь мир ислама вслед за собой. Они установили господство новых правителей, которые вошли в историю под именем «Мамлюки», а созданная ими империя была названа «Дулат аль-Аттюрк», буквально – «Империя тюрков».
Приход к власти новых правителей «был божьим благодеянием, ибо придал исламскому миру новые силы и мужество в момент слабости и упадка и помог справиться с великой опасностью, которая ему угрожала», – свидетельствует арабский историк Ибн Халдун.
Главой доблестных воинов стала женщина, которая еще в юные годы была обращена в рабство. Мамлюки провозгласили ее «Царицей мусульман». Событие чрезвычайное. Произошло оно в 1250 году.
В наши дни мир ислама не отмечает эту знаменательную дату. Не звучат в мечетях имена тех, кого служители и во сне должны благодарить за спасение веры. И мало кто из просвещенных умов современности задается вопросом: каким образом тюркам удалось создать свое государство вдали от исторической родины?
У этого феномена, должно быть, существуют объяснения, но нет ответа в учебниках, даже в специальной литературе не обсуждается эта тема. И вряд ли даже самый сведущий исследователь возьмет на себя смелость уверенно сказать, была ли вообще какая-то закономерность в возвышении на чужбине касты тюркских воинов. Настолько сложной и трагической выглядит та эпоха, которая сплела в тугой узел судьбы многих людей и народов.


НАКАНУНЕ

Еще не родились будущие мамлюкские правители, еще не прозвучал призыв Папы Римского в поход для освобождения «Гроба Господня» и в странах Ближнего Востока еще не слышна боевая песня монголов, но арабы уже сокрушили великий Иран и отторгли от Византии Египет и Сирию. Различные кланы вели между собой борьбу за власть, и дворцовые интриги были обычным делом. Люди падали замертво после глотка вина или странным образом тонули в банях. Смерть очередного правителя народ перестал оплакивать на площадях: брат шел на брата, и сыновья убивали отцов.
В этой неспокойной ситуации Аббасидский халиф аль-Мамун (813-833 гг.) решил создать отряд телохранителей. После продолжительной тяжбы с родным братом, он уже не доверял коварным соплеменникам и продажным наемникам, посчитав, что охрана будет более надежной, если её создать из людей, не вовлеченных в местные клановые, социальные или меконфессиональные конфликты. И такие люди нашлись.
Одна из жен аль-Мамуна происходила из знатного тюркского рода. Согласно традиции, она была доставлена к жениху в сопровождении вооруженной свиты торканов (т.е. родственников по крови). Ратные подвиги и преданность мусульманскому правителю возвысили степных аристократов. Вскоре они заняли лидирующее положение во дворце и пользовались доверием халифа. Именно торканы обеспечили безопасность аль-Мамуна, а позднее они занялись набором и обучением придворной гвардии, которую пополняли юноши-рабы, купленные на невольничьих рынках.
Гвардия аль-Мамуна достигала численности четырех тысяч воинов. Многие из них в прошлом были захвачены в ходе войны арабов с кочевниками, обитавших в степях за Джайхуном (Амударьей). Так в гвардию халифа попадали бывшие жители Дешт-и Кыпчака.
Кроме кочевников-степняков гвардейцами становились люди, захваченные в странах Восточной Европы и Северной Африки. Отборные молодые рабы воспитывались при дворе в специальных школах и только потом зачислялись в гвардию. Выходцы из славянских стран и темнокожие африканцы служили в пехоте, конницу пополняли тюрки, издавна считавшиеся прекрасными наездниками и стрелками из лука.
При аль-Мамуне появились зачатки профессиональной армии. Имена солдат заносились в специальные списки (диваны), то есть они входили в число лиц, получавших за венную службу вознаграждение. Придворная гвардия оберегала халифа аль-Мамуна до самой смерти, и позже она служила другим правителям.


СОЮЗ «МЕЧА И БОГА»

Особое место среди гулямов заняли тюрки. Их редкие качества восхищали и удивляли обывателей, ценились правителями, ученые прилагали усилия, чтобы исследовать феноменальные способности этих людей, о чем свидетельствует трактат «Использование тюрок», написанный известным ученым и литератором аль-Джахизом (775-868 гг.).
Тюркские наемники и их военачальники служили в халифском войске и раньше правления аль-Мамуна. Одними из первых на чужбине прославили свои имена Хаммад ат-Турки, Мубарака ат-Турки, военный правитель Дамаска Сул Тегин, потомки Низак Тархана и Тугуж Шада тоже были в числе военачальников халифа аль-Мамуна.
Тюркские эмиры командовали гвардией, управляли халифским двором и почтовым ведомством. Они были и воспитателями молодых гвардейцев, и их покровителями. Тюрки возвышались среди гулямов, занимая высокие посты.
С помощью гулямов власти подавляли восстания и усмиряли крестьян. По этой причине они не пользовались уважением в народе и селились отдельно по признаку землячества. Тюркские кавалерийские части располагались в Багдаде. Они создали в «Столице полумира» свою ксению – колонию гостей, из которой позже вышла целая плеяда талантливых полководцев.
В 831 году в Египте произошло волнение, которое было жестоко подавлено год спустя гулямами аль-Мамуна. Он расположил в Египте часть армии, назначив наместником в этой стране Абдаллаха ибн Тахира, который отдавал предпочтение тюркам, выбирая их на высокие посты. Так было положено начало главенству тюркских военачальников на берегах Нила.
* * *

Мать нового Аббасидского халифа аль-Мутасима (833-842 гг.) происходила из знатного тюркского рода. По этой причине торканы были преданы ему, и он опирался на преторианскую гвардию, зарекомендовавшую себя во многих военных кампаниях. Один из гулямов, тюрк Ахмад ибн-Тулун, получил назначение аль-Мутасима на пост помощника наместника Египта. В 863 году он со своими сподвижниками захватил там власть в свои руки и позже присоединил к Египту земли Сирии и Палестины.
В 865 году тюркские гулямы захватили власть в самом Аббасидском халифате. Правда, они не располагали полной властью и не могли господствовать в мусульманской стране без соизволения халифа, а тот в свою очередь не мог управлять народом без гулямов. На этой почве зародился союз «Меча и Бога», став прочной основой Аббасидского халифата на многие века.


ФАТИМИДЫ

В начале X века произошел раскол в исламском мире. В 909 году к власти в Египте пришел Махди Абу-Мухаммед Убайдаллах. Официальная исмаилитская историография выводит его происхождение от потомка Мухаммада ибн Исмаила. На самом же деле за вымышленной генеалогией скрывался хитрый и пронырливый еврей. Уже в начале правления он хорошо понимал шаткость своего положения, чувствуя себя не совсем уютно в окружении арабов. Поэтому первым делом он решил укрепить личную гвардию, причем, умный и циничный политик сделал это, используя опыт Аббасидских халифов.
С 918 года Убайдаллах начал усиленно рекрутировать славянских, венгерских и тюркских рабов, захваченных пиратами на побережье Далмации. Из них ему удалось создать личную гвардию, с помощью которой он упрочил свое положение, развязал вражду с Аббасидами, а вместе с тем основал новую мусульманскую династию Фатимидов, которая более двух с половиной веков правила в Северной Африке.


ВИЗАНТИЯ

На излете XI века к северо-востоку от Египта происходили события, которые некоторое время спустя повлияли на политическую ситуацию в странах Ближнего Востока и «Страны фараонов». Толчок этим событиям был дан с берегов Средиземного моря.
Византийская империя сильно страдала от своих беспокойных соседей. Алексей I Комнин неоднократно обращался к Папе Римскому и правителям европейских государств с просьбами защитить страну от «язычников». Душевное состояние византийского императора нашло яркое отражение в его полуапокрифическом послании к Роберту Фландрскому: «Святейшая империя христиан, – писал он, – сильно утесняется печенегами и тюрками. Мы предпочитаем быть под властью ваших латинян, чем под игом язычников».
Стоны отчаяния, то и дело раздававшиеся из Византии, подвигли Запад на организацию крестовых походов. Начало было положено папой римским Урбаном II. В 1095 году он выступил в Клермоне после церковного собора перед огромными толпами верующих, призывая их отправиться в поход для «освобождения Гроба Господня». Участникам похода было обещано освобождение от налогов, охрана семей и имущества на время их отсутствия.
Верующие, обуреваемые религиозным пылом, восприняли этот призыв с энтузиазмом. В знак участия они пришивали к правому плечу одежды крест из красной материи. Так возник термин – «крестоносцы».
Однако уже после первого неудавшегося похода религиозный пыл быстро остыл, и взяли верх грабительские инстинкты. Во втором походе ядром крестоносцев стали бедные рыцари («sans avoir»), которых сопровождали толпы безземельных крестьян, обреченных на нищету. Весь этот сброд гнала на Восток не столько мысль о «Гробе Господнем», плененном безбожными сарацинами, сколько надежда на земное благополучие, утерянное в Европе.
Византия, подозрительно встретившая первую волну крестоносцев, вскоре разочаровалась в них вовсе. Но уже никто не мог остановить волны насилия и грабежей, периодически набегавших на Восток из Европы.


КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ

К началу крестовых походов на Ближнем Востоке существовали три крупных враждующих между собой силы: султанат Великих Сельджуков, султанат Сельджукидов Рума в Анатолии и военный вазират в Египте, который управлял страной от имени Фатимидского султана. На вторжение крестоносцев они отреагировали далеко не сразу.
Мирные жители Сирии и Палестины по началу даже не понимали, для чего на их землю пришли иноземцы. Одни считали их варварскими союзниками византийцев и именовали «франками». Другие думали, что это вспомогательные части императорской армии, называя пришельцев «румийцами». Чуть позже они все-таки разобраться в ситуации, но заплатили за это собственной кровью.
Первым крупным городом, захваченным крестоносцами, стала Эдесса. А весной 1099 года герцог Готфрид, прозванный Великим, стал героем, но героем трагедии. Он овладел Иерусалимом, изгнав из него Фатимидский гарнизон. Победа подняла воинский дух, который выплеснулся на мирных жителей в виде ничем не оправданного насилия. Завоеватели учинили страшную резню местного населения, в которой погибло множество мусульман и евреев. Крестоносцы не пощадили ни женщин, ни детей. Их жестокость потрясла жителей Ближнего Востока. Так возникло Иерусалимское королевство, включавшее Палестину и южную часть Сирии.
Приход европейцев некоторым образом способствовал сплочению враждующих сил внутри исламского мира, но эта связь не была прочной.
Одновременно с появлением крестоносцев на Ближнем Востоке, среди гулямов, состоявших на службе у мусульманских правителей, резко сократилось число христиан. Отныне отряды невольников правители предпочитали пополнять язычниками, которых они обращали в ислам.


ШИРКУХ

В середине XII века Фатимидское государство переживало кризис, равного которому не было на протяжении всей его истории. Халиф утратил не только авторитет, но и реальную власть в государстве. Этой ситуацией решил воспользоваться новый иерусалимский король Амальрик. В 1163 году он вторгся в Египет.
На помощь Фатимидам из соседней Сирии выступили силы Аббасидского халифата. Армию союзников возглавлял Асад ад-Дин Ширкух, которого сопровождал в походе племянник – Салах ад-Дин (Саладин). Экспедиционные силы состояли из 30 тысяч чернокожих солдат суданской пехоты и 40 тысяч всадников. Ядром кавалерии и главной ударной силой были туркмены-сельджуки и тюрки-степняки. После кровопролитных боев Ширкуху удалось изгнать франков из Египта. После чего союзные войска покинули страну.
В 1167 году Амальрик, побуждаемый своим рыцарским окружением, предпринял новый поход на Египет. Некий Шавар, занимавший в то время должность вазира, пытался вступить с франками в переговоры, но последний Фатимидский халиф, молодой аль-Адид настоял на том, чтобы тот действовал более решительно.
Крестоносцы подошли к селению Бильбайс, расположенному в непосредственной близости от Каира. После трехдневной осады, франки овладели селением, учинив погром, во время которого погибло множество местных жителей. Ширкух вновь пришел на помощь Фатимидам, и ему снова удалось отбросить Амальрика от Каира.
Султан Аль-Адид не забыл об изменчивом поведении Шавара, приказав казнить его. На должность вазира был назначен Ширкух, но через несколько недель тот неожиданно умер. Молодому Саладину удалось обойти конкурентов, претендовавших на вазират военачальников, и занять высокий пост при Фатимидском султане. В его руки перешли все важнейшие функции, связанные с управлением государством. Так на историческую сцену вышла новая курдская династия Аййубидов.


САЛАДИН

Война истощила человеческие и финансовые ресурсы Фатимидского халифата, а внутренние усобицы замедляли развитие дел. После победного похода армия Ширкуха понесла потери и постепенно стала распадаться. Некоторые тюркские военачальники открыто высказали свое неповиновение Саладину, и вышли из состава его войска.
Необходимо было как-то компенсировать эту потерю. Саладин не мог содержать дорогих наемников, а местное население сложно было заставить служить в армии добровольно. Положение становилось тяжелым и угрожающим. Тем не менее, проблему удалось решить.
На одном из островов реки Нил (Бахр ан-Нил), вдалеке от любопытных глаз, разместились казармы, куда с невольничьих рынков привозили юношей-рабов. В то время их уже называли не гулямами, а мамлюками. Они проходили специальную подготовку под присмотром опытных военачальников. Так остров превратился в военное училище тех лет, где царили жесткие порядки, и витал дух воинской доблести. В итоге этот гарнизон стал настоящим рассадником отличных солдат.
Первоначально из обученных военному ремеслу рабов была создана придворная гвардия султана, получившая свое название по имени Саладина – «салахия». Позже мамлюки стали пополнять египетскую кавалерию, где их обобщенно именовали – «бахритами», то есть по названию острова.
В 1169 году произошло событие чрезвычайное. Чернокожее войско взбунтовалось, выразив недовольство при дележе земельных угодий среди военачальников. Бунт был жестоко подавлен Саладином. Уцелевшая часть бунтовщиков ушла в Верхний Египет. Одновременно с уничтожением чернокожего войска Фатимиды утратили свою главную военную опору. Конец власти Фатимидской династии был предрешен.
В 1171 году умер последний Фатимидский халиф аль-Адид, и в хутбе, читавшейся в мечетях по пятницам, прозвучало имя Аббасидского халифа аль-Мустадиса. С этого времени Фатимидский халифат утерял контроль над Египтом, и там установилась курдская династия Аййубидов, подчинявшаяся Аббасидскому халифу.
За пятьдесят лет династия Аййубидов расширила свои владения далеко на восток.


ДЖАЛАЛ АД-ДИН

Трагические события XIII века потрясли Великую Степь. Нашествие Чингисхана обратило жизнь свободолюбивых кочевников в рабство. Невольничьи рынки Древнего Востока наполнились живым товаром из кыпчакских степей. С каждым днем клоака работорговли выбрасывала все новые и новые жертвы. Особым спросом пользовались юноши тюркской крови. Они были не только великолепными всадниками, но и стрелками из лука. Правители многочисленных полунезависимых эмиратов охотно пополняли ими личную охрану и конные отряды.
Так мусульманские правители доверяли им свою жизнь и жизнь своих подданных. Мамлюки занимали привилегированное положение, но со временем этим иноземцам удалось обрести на чужбине более высокий статус. Случилось это не в одночасье и только благодаря стечению ряда обстоятельств.
В 1220 году в среднеазиатском междуречье произошло событие, оказавшее позже мощное влияние на ход истории в странах Ближнего Востока. Армия монголов захватила Мавараннахр, правитель Мухаммед II Гази бежал, но год спустя умер в колонии прокаженных на острове в Каспийском море. Его сыну, последнему хорезмшаху, Джалал ад-Дину тоже удалось спастись бегством. С отрядом закаленных в боях и до конца оставшихся верными ему кыпчакскими воинами он добрался до местности Джазиры, где правил старший сын египетского султана аль-Камила – ас-Салих Наджим ад-Дин Аййуб.
В свое время за неповиновение отец лишил ас-Салиха права наследовать трон и по существу дела сослал его в провинцию. Судьба иноземцев, изгнанных с родины, в чем-то была похожа на судьбу принца крови, отлученного от трона. Возможно, по этой причине ас-Салих отнесся с пониманием к беженцам, расселив их в северной части своих владений в местности под названием Дийар Бакр.
В 1231 году Джелал ад-Дин погиб в горах Курдистана. После смерти большая часть его воинов перешла на службу к ас-Салиху. Это были отчаянные и дерзкие люди, которые стали надежной защитой принцу крови, при условии, что их служба хорошо оплачивалась. И, следует сказать, что они стоили этого.
Кыпчаки-хорезмийцы не были рабами, военную стезю они избрали по призванию и сердечной склонности. Многие из них успели породниться с влиятельными местными кланами, обзавелись на чужбине семьями, но при этом они страдали от ностальгии.
Закаленные в боях телохранители ас-Салиха поддерживали строгие традиции и уже находились в том возрасте, когда пришла пора обучать молодых военному ремеслу. Им удалось организовать элитный корпус численностью до тысячи всадников, куда кроме кыпчаков-хорезмийцев вошли этнически близкие им тюрки-степняки из числа купленных на невольничьем рынке юношей-рабов. По имени ас-Салиха конница получила свое имя – «салихия». Именно с ее помощью, после смерти аль-Камила в 1238 году, ас-Салих отстранил от власти своего соперника, и после двухлетней усобицы занял египетский престол.


НА НИЛЕ

Новый правитель, и новая политическая сила появились в Египте одновременно. Причем, они не могли действовать независимо друг от друга. Дело в том, что для Аййубидских султанов новый египетский правитель был ослушником воли отца. «Салихи» считали иначе. Для них ас-Салих был героем, они уважали и поддерживали его.
«Салихи» на деле доказали преданность своему главарю, способствовали его возвышению и, конечно же, на них в первую очередь и распространились привилегии. Отличившиеся в боях получили в управление целые области или крупные земельные наделы, что в свою очередь послужило основой для формирования правящей мамлюкской касты, на которую султан Египта опирался в большей степени, чем на своих земляков – курдов. Среди военачальников египетской армии особое место тоже заняли сторонники нового султана, в то время как часть оппозиции бежала за пределы Египта.
Тем временем «салихи» с усердием приступили к обучению молодых воинов на острове Бахр ан-Нил. Одновременно с появлением кыпчаков-хорезмийцев в армейских казармах там были заведены другие порядки, а вместе с тем стали преподавать и новую тактику ведения боя, которую на практике успешно применял Джелал ад-Дин в борьбе с монголами.
Именно во времена правления султана ас-Салиха тюркских рабов стали рекрутировать в египетскую армию в большом количестве. Причем, кыпчаки-хорезмийцы отдавали предпочтение степнякам. К тому же, согласно шариату, мусульманин не мог быть продан в рабство. Поэтому покупались «кафыры», то есть те, кто не исповедовал ислам, а точнее – язычники. Такие тюрки обитали только в евразийских степях, куда в свое время не могла проникнуть армия арабов, встретив жесткое сопротивление. Так мамлюкские казармы наполнялись уроженцами Дешт-и Кыпчака.
Бахрийские военачальники к тому времени уже занимали высокие посты в армии и государстве, постепенно превращаясь в самую мощную часть общества, способную влиять на принятие важных государственных решений. Им, удалось узаконить права мамлюков.


СЛУГИ АЛЛАХА

Молодых невольников привозили в Египет. После обучения военному ремеслу их зачисляли в специализированные отряды. Там им выдавали снаряжение, коня и определяли довольствие. Молодой мамлюк, хранил верность своему рабовладельцу, но при этом пользовался свободой. Вместе с тем его хозяин на всех этапах обучения и военной карьеры покровительствовал ему и, таким образом, считался приемным отцом, а на полях сражений он выступал в роли прямого командира.
Пройдя военную подготовку, мамлюки получали специальный документ единого образца, что свидетельствовало об их особом статусе. Даже после обращения в ислам им позволяли сохранять старые имена, то есть, очевидно, у них были на то исключительные права. Вместе с тем мусульманин не мог быть рабом и, обращенные в ислам, автоматически становились свободными людьми.
Принятие мусульманских норм не было для новообращенных психологическим насилием. Волею случая им удалось вырваться из горнила Смерти, и теперь «слуги Аллаха» выполняли святую миссию, вели «священную войну». В своем деле они проявляли особое усердие, служа ему ревностно и истово. Ведь военные заслуги могли возвысить мамлюка до любых военных рангов и даже сделать его султаном.
Такое положение вещей, а вместе с тем надвигавшаяся с востока и севера угроза миру ислама в корне изменили отношение народа к защитникам отечества и веры: изменился даже смысл, который раньше вкладывали в слово «мамлюк». Оно понималось как – «слуги Аллаха». Роль мамлюков возросла необычайно и установилась на долгие времена в мире ислама.
Постепенно мамлюкские отряды начали преобладать в египетской армии и даже заняли положение элитных частей. Наконец, мамлюкское войско выросло в главную и хорошо организованную военную силу султана ас-Салиха Аййуба.


ШАДЖАР АД-ДУРР

Правители соседних земель с опасением следили за нарастающей мощью султана ас-Салиха, одаривали его, надеясь найти в нем союзника, но не врага. И вот однажды Багдадский халиф аль-Мустассим преподнес правителю Египта воистину царский подарок – молодую своенравную красавицу по имени Шаджар ад-Дурут. Она происходила из знатного, но разорившегося кыпчакского рода Дурут, что нашло отражение в ее имени, которое означает «Госпожа земли Дурут». (Впрочем, европейским писателям больше направиться другой перевод её имени – «Жемчужное дерево».)
Юная красавица из кыпчакских степей покорила сердце египетского правителя, став не только его возлюбленной, но и верной спутницей в военных кампаниях. От природы Шаджар обладала редкими для женщины качествами, способными подвигнуть любого мужчину на великие деяния.


В ОГНЕ

Султан ас-Салих готовился к войне. Ряды египетской армии пополняли не только обученные мамлюки, имевшие свои моральные устои. Страх перед монгольскими ордами гнал на запад толпы беженцев. Среди них встречались авантюристы и отъявленные мерзавцы, которых привлекала в войне только нажива. Всех их ас-Салих без разбору включал в свою армию и, как правило, ставил над ними командиров из той же среды. В результате качественный состав его армии снизился чрезвычайно, что сказалось в целом на дисциплине египетского войска.
В 1244 году ас-Салих отравил отряд во главе состоявшего у него на службе монгольского военачальника Беркехан в Сирию. Захватив Иерусалим, налетчики учинили жестокую расправу над проживавшими в городе иудеями и христианами. Святые места и могилы латинских королей были осквернены.
После этой жуткой резни Беркехан присоединился к войску ас-Салиха в Газе, и общими силами они нанесли поражение объединенной армии аййубидов и франков. Эта победа вскружила голову монгольскому полководцу и его воинам. Они становились неуправляемыми, а их бесчинства опасными. Ас-Салих не торопился. Наконец, захватив с их помощью Дамаск в 1245 году и добившись главенства в Сирии, султан Египта в 1246 году провел кровавую чистку своей армии.
Правда, это наказание было слабым утешением для христианских правителей в Европе. Они не смирились с потерей Иерусалима. Последовали новые крестовые походы. Седьмой и восьмой из них возглавил французский король Людовик IX, прозванный Святым. Его военные кампании были нацелены главным образом на захват Египта как «подступа к Святой земле».
В 1249 году крестоносцы заняли Дамиетту и двинулись дальше на Каир. Султан ас-Салих не хотел войны и предложил франкам возвратить Иерусалим в обмен на Дамиетту. Людовик IX отказался, заявив при этом, что он пришел «не для мира, а для войны».


БИТВА ПОД АЛЬ-МАНСУРОМ

Базой сопротивления стала крепость аль-Мансур. Здесь египтяне расположили свой военный лагерь, готовясь дать отпор. Однако случилось непредвиденное. Умер султан ас-Салих, а его сын и наместник аль-Мусаззам Туран-Шах в это время находился в отдаленном эмирате-наместничестве Хисан Кайфа в Джазире.
Паники в войске удалось избежать. Шаджар ад-Дурр взяла управление в свои руки. Она тайно договорилась с доверенным человеком ас-Салиха, эмиром и «главным шейхом» (шайх аш-шуйух), скрыла известие о смерти султана и стала издавать приказы от его имени.
Первым делом ею был издан приказ, чтобы войско дало присягу повиноваться султану и его наместнику Туран-Шаху. Затем последовало назначение Фарх ад-Дина главнокомандующим (атабек аль-асакир) и главным администратором в султанате до прибытия Туран-Шаха с дополнительными войсками.
Крестоносцы попытались овладеть аль-Мансурой. Произошло сражение. В бою погиб главнокомандующий Фарх ад-Дин, но, не смотря на это, армия Людовика IX потерпела поражение. К тому времени подоспели и воины Туран-Шаха.
Крестоносцы отступили к Дамиетте и тут же предложили обменять город на Иерусалим, но Людовик IX поздно опомнился. На этот раз не согласился Туран-Шах. Франков окружили, многие из них попали в плен, в том числе и сам король.


КОНФЛИКТ

Туран-Шах был человеком недалеким. Окрыленный победой, он решил, так сказать, показать характер, заняв жесткую позицию по отношению к подданным. Его поведение вызвало недовольство мамлюков. В сложившейся ситуации Туран-Шах совершенно утратил последние признаки благоразумия, прибегнув к тактике запугивания.
Жесткие меры не возымели эффекта, тем не менее, новый правитель Египта упорно не желал считаться с мамлюками, и стал выдвигать бездарных, правда, послушных ему людей на высокие посты в армии и государстве. Словом, конфликт назревал, и он произошел.
Шаджар ад-Дурр нашла в себе силы противостоять политике нового султана. Она выражала интересы самой могущественной политической силы: на ее стороне стояли мамлюкские военачальники. Они не были довольны политикой нового султана и подняли мятеж.
2 мая 1250 года мамлюкский эмир Байбарс убил Туран-Шаха, после чего последовало уникальное событие в истории ислама: женщину провозгласили султаншей. Формальным основанием для возвышения Шаджар ад-Дурр послужило то обстоятельство, что она была матерью детей ас-Салиха, наследников египетского престола. Хотя на самом деле, согласно строгим мусульманским традициям, Шаджар была всего лишь наложницей, но во всех официальных документах она подписывалась как «мать Халила», а в хутбе упоминалась как «жена султана ас-Салиха».
Словом, все это дало мамлюкам повод провозгласить Шаджар ад-Дурр даже не просто султаншей, но «Царицей мусульман». Ее царствование продолжалось всего восемьдесят дней, тем не менее, именно она положила начало новой эпохе – эпохе правления мамлюков.
Именно Шаджар ад-Дурр стала первой правительницей Империи тюрков, которая вошла в историю под названием Мамлюкского султаната. Он был образован в 1250 году, просуществовав более двух с половиной столетий, и пал лишь в 1517 году под ударами османских завоевателей.


ДЕТИ ШАМБАЛЫ

Иностранные легионы существовали в армиях разных правителей с древнейших времен. Они состояли из наемников, поступавших на военную службу добровольно. В гвардии династии Аййубидов, правившей в средние века Египтом и Сирией, их роль выполняли мамлюки, что означает – «принадлежащие», то есть – «невольники».
Сегодня уже сложно сказать, почему в той части света, которая известна своими давними рабовладельческими традициями, именно рабам доверили святую миссию – защищать покой и сон мирных граждан. У этого феномена, должно быть, существуют объяснения, но единого мнения у современных историков нет. Они по-разному толкуют события той далекой эпохи.
Читая труды некоторых авторов, невольно задумываешься над тем, что в экстремальной ситуации обязательно находятся люди, чувствующие себя призванными вести народы из тупика. Они прокладывают путь, увлекая за собой людей твердой уверенностью в себе. И даже рабы в такой ситуации становятся господами. Явление это подробно описано величайшими мыслителями – М. Вебером и Л. Гумилевым.
В итоге Вебер первым обосновал так называемую теорию «харизматического руководства», где понятие «харизма» он трактовал как благословение неких непостижимых сил, причем, не обязательно светлых. Согласно его теории, харизматики не только выводили народы из кризиса, но и могли завести их в тупик, что приводило к распаду системы.
Суть мало меняется, если описывать тот же процесс в терминах Л. Гумилева. Движение «этносов» во времени и пространстве создавалось страстно увлеченными вождями, то есть «пассионариями». Победа, однако, приводила движение к фазе «угасания», что Вебер называл «рутинизацией харизмы».
Правда, мысли эти почему-то не кажутся новыми и проглядывает в них всего лишь современный пересказ той древней формулы, что нашла отражение в фантастической истории о двух братьях Шамбале и Агарти. Каждый из них в трагическое для их народа время выбрал свой путь в жизни, увлекая за собой и разделяя на две ветви некогда единый степной народ, но только одному из них удалось создать сказочную страну Шамбала, что когда-то существовала где-то в глубинах Азии, и рождались в ней маги-водители народов. Вырастая, дети Шамбалы покидали родину, и уходили в мир, чтобы указать верный путь всему Человечеству.
Да, было время, когда все сводилось к мифу, растворяя добрую часть истории в светлых водах религии. Но высохла та река, и на месте том остался лежать лишь сухой песок. Глядя на него, современная наука пытается понять: насколько чиста была вода в той реке? И только тот, кто не задается этим вопросом, способен разглядеть в легендах и мифах самые значимые и умные рассказы, рожденные фантазией древних, и вымысла в них для жителей далекой эпохи было не больше, чем сегодня мы видим в современных теориях М. Вебера или Л. Гумилева. Просто создавались они в разное время и только в этом, по-моему, их разница.
Быть может, пройдет еще две тысячи лет, и потомки наши скажут, что эпоха, в которую мы сейчас живем, была наивна и глупа, поэтому и фантазия людей рождала такие же мифы и легенды, какими сегодня нам кажутся истории подобные рассказам о Шамбале.
Каждая эпоха рождает свои события, которые в памяти народов со временем становятся мифами и легендами. Немало их было рождено в связи с возвышением династии мамлюков.
Отмечая особую роль касты тюркских воинов в истории ислама, не следует забывать, что они прошли долгий и мучительный путь к своему светлому мигу. А их яркому появлению на исторической сцене предшествовали события и явления, память о которых постепенно угасает во тьме веков. И уже сегодня события тех лет выглядят так, будто они складывались из случайностей, породивших в итоге мамлюкский феномен. Но объяснение его скрыто в эпохе, непосредственно следовавшей за той, которую еще предстоит не столько изучить, сколько понять. Возможно ли, если сохнет река?


Рецензии

В итоге Вебер первым обосновал так называемую теорию «харизматического руководства», где понятие «харизма» он трактовал как благословение неких непостижимых сил, причем, не обязательно светлых. Согласно его теории, харизматики не только выводили народы из кризиса, но и могли завести их в тупик, что приводило к распаду системы.

========================

Я читал Вебера "Протестантизм, как этика капитализма". Там нет ни намека о доктрине "харизматического руководства". В то же время у Гумилева есть такие намеки. Только Харизматов он называл "пассионариями". В какой работе Вебера Вы обнаружили такую доктрину?

Владимир Ус-Ненько   03.01.2014 11:05     Заявить о нарушении
Ой, сейчас даже не вспомню. Читал то ли Вебера, то ли что-то о нем. Было это почти четверть века назад. Помню, меня тогда заняла некая "теория оси", но интерес со временем иссяк, так как удовлетворить его было нечем - интернета тогда не было, а книг Вебера не нашел. Что касается Гумилева, с его трудами знаком немного лучше.

С уважением,

Кайрат Бегалин   03.01.2014 12:45   Заявить о нарушении
Что касается мамлюков, то по рассказам египтят, мамлюки в основном были славянского, а не тюркского происхождения. Также, в основном славянского происхождения были и знаменитые янычары, а также гвардия Кордовского Халифа ... :)

Владимир Ус-Ненько   03.01.2014 16:33   Заявить о нарушении
Спасибо за поправку. Не знал.))

Кайрат Бегалин   04.01.2014 02:10   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.