Король

 Иван Фёдорович Липинский... личность уникальная! Морской лётчик. Ещё до войны окончил две академии (Военно-морскую и ВВС). Война. Он в тридцать лет - полковник, командир дивизии торпедоносной авиации на севере. Дважды сбит. Трижды ранен.
   Сразу после войны был командиром отдельной чукотской авиа-группы... О Липинском я вспоминал и в других рассказах... Мне довелось с ним работать и много услышать от него... жаль мало выложил на прозе...
 Вообще-то, каждый эпизод из своей жизни Иван Фёдорович рассказывал под настроение и всегда к месту. Каждая такая мини-история была фактически законченным рассказом, хоть сразу на бумагу. И очень жаль, что мы тогда (в 1976 году) не расспросили Ивана Федоровича поподробнее о деятельности его Чукотской авиа-группы послевоенного времени. Насколько я понял из его рассказов, это было отдельное авиационное подразделение, обеспечивающее нужды народного хозяйства на Чукотке и в Магаданском крае. А поскольку народное хозяйство в тех краях развивалось тогда исключительно силами заключенных, то местная администрация состояла, естественно, сплошь из работников соответствующих органов. Можно представить, как это затрудняло работу авиагруппы и осложняло деятельность самого Ивана Федоровича. Тут я должен отметить, что все его рассказы (о каких бы трагических вещах ни шла речь) всегда были окрашены юмором и, если хотите, оптимизмом. Короче, это был настоящий мужчина не боящийся и умеющий принимать решения.
 Вот еще один эпизод из жизни Чукотской авиагруппы, из жизни Ивана Федоровича на посту командира этой группы.
* * *
 Прибыл долгожданный караван с большой земли. Среди прочих грузов и груз для авиаторов: несколько новых самолетов, горючее, запчасти, продукты и тому подобное. Караван явно опоздал. Суровая зима вступала в свои права, корабли вот-вот скует лед, беды не миновать. Срочно надо разгружаться и уходить. Но разгрузкой (как и всем в тех краях) занимаются заключенные. Это, по сути, рабы, незаинтересованные в труде. А время массовых расстрелов за невыполнение плана уже прошло. (Видимо, даже самые тупые осознали неэффективность этой практики, что производительность труда этим сильно не поднять). Что делать? Как спасти положение? Ясно, что с такими темпами корабли до ледостава не разгрузить, а это катастрофа... У Ивана Фёдоровича к тому моменту ещё нет опыта общения с местной публикой. Ему подсказывают: поговори с Королём. Что за Король? Кто такой? Где его искать? Думаю, что сейчас почти всякий знает: Король в зоне – это главный авторитет среди «зэков», вершитель и блюститель их законов. А тогда Ивану
 Фёдоровичу еще предстояло во всем разобраться. И вот по цепочке – от человека к человеку, – через недоуменные пожатия плечами и совершенно искренние: “Не знаю!”, “О чем вы говорите?!”, “Что-то слышал...” ведут его по портовым лабиринтам и заводят в какую-то будку, где сидит в полумраке, почти спиной к собеседнику человек. Шапка глубоко надвинута на лоб, воротник поднят. Говорит: “Здравствуйте, я - король, о чем вы хотели поговорить?” “Мне посоветовали обратится к Вам, нельзя ли помочь в разгрузке? Корабль требуется разгрузить за два-три дня, а при таких темпах не успеть и за две недели!”
 “Хорошо”, – отвечает Король, – “Я гарантирую, что корабль будет разгружен в нужный срок. Но одно условие: Вы подпишите акт, что при разгрузке несколько контейнеров сорвались с борта и утонули. Видимость происшедшего мы обеспечим сами”.
 Иван Федорович согласился. (А читатель пусть только представит себе, что всё происходит во второй половине сороковых годов двадцатого века!)
 Да, Иван Федорович принял рискованное, но единственно правильное решение! Ну а дальше Король что-то шепнул своим помощникам, и работа началась практически немедленно. Вялые, безынициативные люди, словно тени двигавшиеся по палубе, преобразились. Работа пошла...
Спустя какое-то время, действительно, на лебедке лопнул трос и какие-то контейнеры полетели в воду. Профессиональные актеры могли бы позавидовать этой игре: с каким неподдельным возмущением матерились десятники, искали виновных и переваливали вину друг на друга. Система Станиславского в действии! Акт подписан, даже виновные найдены и наказаны. Зато и корабли были разгружены вовремя...
 Один из слушателей этого рассказа, (молодой и рьяный комсомолец) спросил, как же Иван Федорович пошёл на сговор с вором в закоконе?
“А вот так и пошёл, а куда деваться? И не противнику же, в конечном счете, я отдал эти грузы, а нашим же русским людям. Плохим ли, хорошим, – но людям, которым надо было жить, выживать и работать в очень специфических условиях”.


Рецензии
Спасибо, дорогой Витя, что расширяешь мой кругозор до самого Полярного полюса! После тебя и Володи Теняева я просто влюбилась в летчиков-испытателей ( и всяких других). Совершенно потрясающая профессия! И портреты тебе даются здорово. Но все-таки о главном герое очерка (Король - второй план) нужно бы собрать материал в расскаже большего объема. А то распылил по разным местам такую значительную фигуру!Подскажи, где еще о нем - Иване Федоровиче?

Людмила Волкова   15.10.2013 11:50     Заявить о нарушении
Одна из наиболее колоритных историй с Липинским в документальном рассказе " Испано-Чукотское дело"
Довольно много добавил в ответе на рец. Яны Голдовской, не хочу повторяться...
http://www.proza.ru/2007/03/21-170
если ссылка опять не откроется, то найти просто: прямо над рассказом "Король". (если прочтёшь - дай квитанцию. Смущает, что ссылки не работают)

Ещё о нём в рассказе "Лётчики о войне" (в разделе "Капли войны")

Все мои пожелания тебе ты знаешь... Будь!!!

Виктор Свиридов   15.10.2013 20:52   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.