Анка и Чапай

 Когда в 1932 году советские кинопродюссеры братья Васильевы показали в кинозале в Кремле Генеральному секретарю ЦК ВКП(б) И.В.Сталину отснятые пленки к кинофильму "Чапаев", вождь остался недоволен.
 По его мнению, недостаточным показом роли "простого народа" в победе в гражданской войне:

 - То, за что воюют Чапаев и Фурманов - понятно! - задумчиво говорил Сталин. - Но не видно, а за что пошел воевать простой крестьянский парень?
 - И потом, - прибавил он, - у вас не видно женщин на войне.... А они играли немалую роль. Вот когда зритель поймет, почему женщина пошла защищать Советскую власть, он поймет, что это и решило исход дела....
 Надо сказать, что Сталин, сам участвоваший в 1918 г. в организации обороны Царицына, хорошо знал, о чем говорил....
 Свидетели того разговора с "братьями Васильевыми", отмечали также, что вождь посоветовал им ввести в киноповесть "романтическую линию", связанную с тем, что и в суровые, трудные годы войны люди остаются людьми....
 Понятно, что будущие знаменитые однофамильцы Георгий Николаевич и Сергей Дмитриевич весьма серьезно отнеслись к рекомендациям вождя.
 Так в фильме появился чапаевский вестовой Петька, праобразом которого был Петр Семенович Исаев, и Анка, которую в действительности звали Марией Андреевной Поповой....

 Чтобы документально точно выполнить указания вождя, "братья" Васильевы собрали в Доме Красной Армии, до сих пор располагающимся на Площади Победы в Москве, бывших женщин-бойцов 25 "Чапаевской" дивизии...
 Их застенографированные рассказы и стали основой для создания обобщенного образа Анки-пулеметчицы.... Причем в сценарную разработку были взяты несколько эпизодов, рассказанных самой Марией Андреевной, в том числе и знаменитая "психическая" Каппелевская атака....
 Вышедший в 1934 году фильм "Чапаев" стал кинематографическим событием мирового значения. А прототип Анки - скромный работник советской торговой миссии в Берлине - и сотрудник Разведывательного Управления РККА Мария Попова - новой национальной героиней...

 Они была лично знакома с легендарным комдивом, встречалась с ним неоднократно...
Она же стала автором стихов некогда популярной песни "Гулял по Уралу Чапаев-герой...."
И именно поэтому позднее она - Мария Андреевна Попова, - стала ТОЙ Анкой-пулеметчицей, которую знала вся советская довоенная детвора....

 Правда, сама Мария Андреевна никогда не настаивала на "биографическом сходстве" с героиней фильма и в интервью всегда подчеркивала, что это был именно собирательный героический образ, то есть типический для того бурного времени.

 А начиналась эта история так.....
 В июле 1918 года, когда советская власть бросила клич объединиться на защиту революции, Анка, которую тогда все звали просто Марией, добровольно вступила в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию, а через год - мы еще потом поясним важность этого обстоятельства, вступила в РКП(б).
 Службу проходила в легендарной 25-й, "Чапаевской" дивизии в разных должностях - помощницей полкового лекаря, в кавалерийской разведке, заместителя командира взвода....
 Но в той знаменитой каппелевкой "психической" атаке под Белебеем именно она оказалась за пулеметом...
 Была ранена, контужена, награждена орденом Боевого Красного Знамени....
 В 1925 году по личному предписанию М.В.Фрунзе поступила на ростовский рабфак, а в 1930 году окончила юридический факультет МГУ...
 Через год она уже в Берлине.....
 В 1936-1937 годах Мария Попова вновь в заграничной командировке по линии разведуправления РККА в Стокгольме, где работала под руководством Александры Колонтай. Причем работа ее была непосредственно связана... с оказанием интернациональной помощи испанскому народу, выступившему против фашистской диктатуры...
 Была она и на фронтах Великой Отечественной...
 После войны Мария Андреевна с дочкой, родившейся в 1930 году, получила квартиру на улице Горького, ныне Тверской....
 А в 1959 году, на волне хрущевской "оттепели", в Комиссию партийного контроля ЦК КПСС поступило письмо, "разоблачавшее самозванку" и примазавшийся "классово-чуждый элемент", написанное бывшим "чапаевцем".
 В Самару, на родину нашей героини, по поручению Комиссии ЦК выехал следователь, который, скрупулезно восстановив биографию Марии Андреевны, отмечал в своей заключении, что все факты ее биографии до 1924 года полностью подтверждаются, а ее жизнь в последующие годы "не относится к предмету нашего рассмотрения".

 А что же сама Мария Андреевна? Подружившись с группой молодых артистов, стремившихся произвести своим творчеством переворот в театральном искусстве, она предложила им для репетиций свою удобно расположенную квартиру.
 И, можно сказать здесь, на ее кухне, родился впоследствии всемирно известный "Современник", где репетировали и Олег Ефремов, и Игорь Кваша, и сама Галина Волчек....

 О жизни Марии Андреевны Поповой, как и многих других представителей того поколения победителей, можно сказать словами писателя Аркадия Гайдара:
 - Это не судьба у меня необыкновенная! Это время было необыкновенное. Это обыкновенная биография в необыкновенное время!


Рецензии