Перекличка эпох

 
 Кто бы мог подумать, что одному учебному сочинению, написанному в 1834 году 20 летним юношей суждена долгая литературная жизнь?!!
 Хотя сам очерк этот был опубликован в собрании сочинений автора только в 1891 году.
 Ведь речь идет о сочинении - очерке юнкера Школы гвардейских прапорщиков Михаила Лермантова - именно так поэт подписывался под своими произведениями, - о котором критика писала впоследствии, что 'он дал блистательную характеристику исторических памятников в центре города':
 И действительно, поэт оставил нам интереснейшее свидетельство восстановленного после разрушительного пожара осени 1912 года облика второй столицы империи:
 'Москва не безмолвная громада камней холодных, - начинал Лермантов, - нет! У нее есть своя душа, своя жизнь'(!).
 Раскрывая свое личное отношение к этому городу поэт писал: ': каждый ее камень хранит надпись, начертанную временем и роком, надпись, для толпы непонятную:'. А сколько в ней интересного, восклицал он, 'для ученого, патриота и поэта!':
 Последуем однако совету Михаила Юрьевича и взойдем мысленно на колокольню Ивана Великого в Кремле. Но, если до конца позапрошлого века она была высочайшей точкой столицы, то сегодня уже она безвозвратно утратила былое господствующее положение в городе, даже над его центром.
 И сделать это лучше всего на рассвете, когда золотой диск на востоке лишь готовится подняться над линией горизонта, но уже дает достаточно света для обозрения открывающееся панорамы мегаполиса.
 Когда обычно несвойственные тишина и бодрящая прохлада еще разлиты в окружающем эфире и отдаленные перспективы захватывающей панорамы еще не тонут в смоговой дымке. Пока по улицам столицы не ринулись еще толки личных автомашин и общественного транспорта:.
 В сценарной разработке одного будущего блокбастера, придущего на экраны кинотеатров лишь в марте будущего года, я прочитал режиссерскую задумку о компьютерной хронологической реставрации историко-архитектурного облика Москвы, когда повернувшееся в спять время уносит нас из лета 2020 года в те давние времена, когда по густым борам бродили наши бородатые предки-славяне и медведи:
 И почему-то увидел в своем воображении в качестве объекта подобной квази-футурологической реставрации именно Боровицкий холм на берегу Москвы-реки, где и вознеслась колокольня Ивана Великого:.
 Но вот мы с вами на площадке колокольни, простершейся над землей на высоте около 80 метров.
 Но, как и во времена великого патриота Москвы - 'едва проснется день, как: раздастся согласный гимн колоколов, подобно чудной, фантастической увертюре:'. И особенно узнаваем в этом много голосом хоре густой бас восстановленного храма Христа Спасителя, храма-памятника защитникам Москвы, воспетым Лермонтовым. Впрочем, сам поэт его еще не видел - храм вознесется на месте бывшего Алексеевского монастыря лишь в 1883 году:
 Существует легенда, что игуменья монастыря, узнав о царском указе о его переносе, громогласно прокляла это место, что и стало якобы причиной трагической судьбы храма Христа - Спасителя.
 И если взору современников поэта открывалась панорама города вплоть до Петровского въездного замка на севере - ныне район станции метро 'Динамо', то мы не увидим даже его куполов, заслоненных многочисленными зданиями и сооружениями: А ведь тогда Петровский дворец, где ныне располагается Военно-воздушная академия имени Н.Е.Жуковского, был уже пригородом Москвы:
 Зато увидим крышу восстановлено после пожара 2004 года Манежа, гостиницу 'Националь', многие годы являвшуюся своеобразной 'визитной карточкой' новой-старой столицы России, мирно соседствующую с монументальным зданием Государственной Думы Российской Федерации, начало древней Тверской улицы, ныне испохабленной небоскребными новоделами, украшенными сверху цветовой рекламой:
 Они лишили столицу своеобразия исторического архитектурного облика 'третьего Рима', превратив ее в некий 'среднеевропейский' мегаполис, не выделяющийся собственным неповторимым ни архитектурным стилем, ни духом, ни неповторимой историей:.
 Не увидим мы сегодня с колокольни Ивана Великого и Триумфальной площади, расположение которой выдает разве что золоченный шпиль отеля 'Пекин':.
 Левее Тверской, рядом с величественно-монументальным зданием Российской государственной библиотеки, возведенным в 1958 году, стоят параллепипеды Нового Арбата, предшествующие сталинским небоскребам МИДа и гостиницы 'Украина'.
 Далее лишь бронзовая фигура богини Ника, взмывшая на стальном шпиле на Поклонной горе, где хмурый Наполеон Бонапарт тщетно ждал символические ключи от оставленного войсками неприятеля города, обозначает бывшую границу древней столицы России.
 Современный посетитель колокольни Ивана Великого не увидит и знаменитой Сухаревой Башни, возведенной по приказу Петра I, на разобранной в 1934 году для облегчения движения транспорта по Садовому кольцу мегаполиса:.
 Обратясь взором на восток сегодня вы еще сможете увидеть грандиозное здание гостиницы 'Россия', почти на полвека ставшей некой 'визитной карточкой' столицы нашей Родины, в обрамлении сохраненных архитектурных памятников-жемчужин Зарядья:.
 А далее, почти прямо за 'Россией', на одном из семи легендарных московских холмов, можно увидеть комплекс зданий Ивановского монастыря, вознесенного над старинной улицей Солянкой.
 Левее храмов и башен монастыря заметен золоченый купол Хоральной синагоги в Спасоглинищевском переулке. Старожилы рассказывали, что как-то, когда генерал-губернатор Великий князь Сергей Александрович проезжая по Маросейке, перекрестился на блеснувший купол строившейся синагоги: Однако сопровождавшая его свита тут же разъяснила вельможе его ошибку, а он потребовал немедленно снести купол, дабы он 'не вводил в грех православных':.
 ':вправо от Василия Блаженного, - писал Лермонтов, - под крутым скатом, течет мелкая, широкая грязная Москва-река, изнемогая под множеством судов, нагруженных хлебом и дровами:'.
 Конечно, сегодня ее, одетую в серый гранит набережных, трудно узнать в этой зарисовке, да и не видно деловито и величественно двигающихся по ней сухогрузов, хотя она и принесла после строительства канала с Волгой Москве славу города-порта пяти морей:
 Если хотите увидеть Москву, нет, не современную, а ту, что представала перед внутренним взором поэта, отправьтесь на площадь Земляного вала.
 Там, в старинном доходном многоквартирном доме, в мемориальной квартире-музее члена Археологической комиссии Апполинария Михайловича Васнецова вы сможете увидеть ту древнюю Москву, которую так любил и воспевал Лермонтов - и в 'Бородине', и в 'Песне про купца Калашникова:'.
 А на юге от вас будет Замосковоречье - слева, от первой в Москве, построенной еще в 1897 году, тепловой электростанции, до угловой громады многоэтажной прославленной столичной гостиницы 'Балчуг'(ныне 'Балчуг - Кемпински'), до нового здания Третьяковской картинной галереи, ЦПКО имени А.М.Горького и примыкающего к нему старинного Нескушного сада на фоне знаменитого арочного Крымского моста:
 За мостом, вдали, над комплексом Новоалексеевского монастыря, возвышается современный небоскреб здания Президиума Российской Академии наук(РАН). В соответствии с современной традицией, на крыше его расположилось летнее кафе, с террас которого открываются не менее потрясающие и дух захватывающие перспективы на панораму Москвы:.
 Замоскоречье, воспетое Тургеневым и Островским, - это отдельная песня, непосильная для моих скромных способностей:.
 Еще один хорошо просматриваемый в ближайшей перспективе на противоположном берегу Москвы-реки объект - знаменитый Дом на Набережной, один из непроходящих символов не только советской, но, прежде всего, сталинской эпохи, на протяжении десятилетий своей непростой истории привлекавший внимание многих журналистов, писателей, исследователей-историков:
 А на нашем берегу - белоснежная громада нового храма Христа-Спасителя: Возведение его предшественника началось лишь через год после смерти в Пятигорске Михаила Юрьевича Лермонтова.

 А чуть правее него - монументальное здание Института философии Российской Академии наук (Волхонка, 14 - бывший дворец князей Голицыных), соседствующего Музеем изящных искусств имени императора Александра Ш, возведенного в 1912 году (основатель - отец известной поэтессы И.В.Цветаев, архитектор Р.А.Клейн).
 Последний близко расположенный и четко различимый ориентир нашей воображаемой круговой панорамы - вознесшийся на пригорке дом Пашкова, ставший первым хранилищем Румянцевского музея, положившего начало собранию Российской государственной библиотеки, ранее Всесоюзной библиотеки имени В.И.Ленина:
 Не знаю, как у кого, а у меня захватывает дух от величия открывающихся взору переплетения улиц, площадей и переулков столицы.
 Уверен, что каждый, хоть раз поднявшийся на смотровую площадку Ивана Великого, надолго сохранит в своей памяти увиденное, как ранее говорилось, 'с высоты птичьего полета'.
 И захочется, вслед за поэтом, воскликнуть:
 - Москва! Как много в этом звуке!!!


Рецензии