Обыкновенное чудо Монастырский сад

 В нашей жизни всегда есть место чудесам. Надо только уметь заметить, увидеть, понять их... Разве не чудо, например, Интернет, который сегодня позволяет в течение нескольких секунд связывать кореспондентов, находящихся на разных континентах?
 Или авиалайнер, весом в сто тонн, который взлетает с полосы длиной в 1500 метров?
 С одним из подобных рукотворных чудес мне довелось встретиться в селе Троекурово, что под Лебедянью в Липецкой области. Между прочим, места эти посещал Иван Серггевич Тургенев, посвятив им два очерка в цикле "Записок охотника"....
 От местных дачников-москвичей - и кто бы мог подумать, что еще в 1990 г. здесь можно было приобрести добротный дом с садом и огородом всего за одну тысячу рублей?,- деньги абсолютно смешные по нынешним временам, - впервые услышал про Монастырский сад. Сам же монастырь, точнее - его глухо заколоченные корпуса, возведенные в 1913 году, где совсем недавно располагались совхозные вино-консервные цеха, также украшает это разрошееся старинное и богатое село. В двухэтажном красного кирпича старинном здании монастырской гостиницы ныне расположилось общежитие, приютившее несколько семей беженцев из стран СНГ и иных "без определенного места жительства", коих столь много появилось в стране в последнее десятилетие прошлого века.
 Так вот, старожилы-дачники рассказали, что верстах в двух от села, на берегу воспетой Тургеневым реки Красная меча, раскинулся чудесный Монастырский сад, заложенный монахами теперь чуть ли не век назад. Понятно, что за этим садом в то время ухаживали монахи и послушники, а осенью собирали щедрый урожай вишень, яблок и груш, который приумножал богатсво и славу монастыря.
 Кстати сказать, местные жители уже и не помнят, как назывался этот монастырь, знают лишь только, что он был мужским. Но оказавшийся ныне на границе двух сельхоз товариществ - бывших совхозов, - оказывается, монастырский сад имел ряд особенностей.
 Во-первых, располагался он... на холме.
 Во-вторых, - был окружен разросшимся за десятилетия лесом и поэтому не был виден издалека - и именно поэтому о нем не знали многие аборигены, начиная от всеведующих школьников, до ответственных бывших совхозчиновников.
 В-третьих его рост и урожаи были обусловлены природными ключами, самым непредсказуемым образом выходившими на этом возвышенном месте.
 Узнав об этом, мы с женой как-то в солнечный день отправились на поиски сей местной историко-природной достопримечательности. Не буду рассказывать о долгом путешествии, в ходе которого пришлось пройти и обойти 5 или 6 местных рощ, прежде чем наши поиски оказались вознагражденными.
 Однако и сама эта экспедиция, позволившая полюбоваться красивейшими среднерусскими пейзажами, передать неповторимое обаяние которых под силу, может быть, разве что только помянутому Ивану Сергеевичу Тургеневу, или не менее любимому мною Ивану Алексеевичу Бунину, и ее итог были достойной наградой за любопытство и желание увидеть все собственными глазами.
 Сначала мы наткнулись на отголоски этого чуда: на склоне холма стояли ровными рядами чахлые вишневые саженцы, лишь кое-где на которых краснели спелые ягоды - этот сад, заложенный несколько лет назад "не пошел" ввиду недостатка влаги в почве.
 Однако очень густой и колючий кустарник не позволял проникнуть в рощу, которая, по-видимому, таким образом хранила свою тайну.Пришлось обойти ее почти всю по периметру, когда вдруг показалась лишь узкая тропка, позволившая вступить под благодатную тень.
 Прошли по ней метров тридцать и увидели заросший пруд правильной прямоугольной формы, что указывало на его явно рукотворное происхождение. Затем - второй, поменьше, соединенный с предыдущим неглубокой канавой - как тут не поразиться удивительной прозорливости садоустроителей!
 Еще метров тридцать по едва заметной тропинке - и вдруг, - у меня невольно возникла ассоциация с виденными по телевизору кадрами кинохроники о путешествиях в Амазонии, - взорам нашим открылась залитая солнцем просторная поляна, на которой ровными рядами стояли увешенные краснобокими большими плодами яблони...
 Здесь была не одна сотня деревьев. В глубине сада обнаружились также вишни и груши.Полюбовавшись некоторое время этим восхитительным зрелищем, отведав "здоровящих", но еще не совсем созревших яблочек, мы с женой были вынуждены пуститься уже в обратный путь...
 Но все-таки, нередко, уже по прошествии ряда лет вдруг вспоми- нается именно этот сад, когда вдруг внезапно захочется напомнить летний зной и радость по поводу удивительного открытия:
 - А ты помнишь...?Каждый из нас помнит и сохранил в памяти свои большие и малые чудеса, с которыми мы встретились в этой жизни.


Рецензии